Компьютерная поддержка по теме "Тела вращения на примере конуса"
Компьютерная поддержка по теме "Тела вращения на примере конуса"
Компьютерная поддержка по теме "Тела вращения на примере конуса", геометрия 11 класс.
Историческая справка о конусе.
Конус в переводе с греческого «konos» означает «сосновая шишка»
С конусом люди знакомы с глубокой древности.
Много сделала для геометрии школа Платона (428–348 гг. до н. э.).
Школе Платона, в частности, принадлежит: а) исследование свойств призмы, пирамиды, цилиндра и конуса;
б) изучение конических сечений.
Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским– учеником Евклида, который создал великий труд из 15 книг под названием «Начала». Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компьютерная поддержка по теме "Тела вращения на примере конуса" »
Компьютерная поддержка по теме
"Тела вращения на примере конуса"
Автор работы:
Игнатенко Татьяна Петровна
МБОУ «Эсто-Алтайская СОШ им.Д.Н.Кугультинова»
Учитель математики
20 14г
Конус в переводе с греческого «konos» означает «сосновая шишка».
С конусом люди знакомы с глубокой древности.
Много сделала для геометрии школа Платона (428–348 гг. до н. э.).
Школе Платона, в частности, принадлежит: а) исследование свойств призмы, пирамиды, цилиндра и конуса;
б) изучение конических сечений.
Большой трактат о конических сечениях был написан Аполлонием Пергским– учеником Евклида, который создал великий труд из 15 книг под названием «Начала». Эти книги издаются и по сей день, а в школах Англии по ним учатся до сих пор.
Определение: тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с границей L , называется конусом.
P
F
x
L
ось конуса
P
вершина конуса (Р)
высота конуса ( РО )
боковая (коническая) поверхность
образующие
r
B
основание конуса
радиус конуса ( r )
Прямой круговой конус является объединением всех равных друг другу прямоугольных треуголь-ников, имеющих общий катет. Поэтому можно сказать, что он получа-ется при вращении прямоугольного треуголь-ника вокруг одного из катетов – оси конуса.
А
В
С2
С1
С
ОСЕВОЕ СЕЧЕНИЕ
В сечении равнобедренный треугольник, основание которого диаметр основания конуса, а боковые стороны – образующие конуса.
СЕЧЕНИЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОЕ ОСИ КОНУСА
Сечение, перпендикулярное к оси конуса представляет собой круг, секущая плоскость перпендикулярна оси конуса.
РО 1 М 1 ~ РОМ
r 1 = РО 1 /РО* r
Рис.1
Рис.2
Рис.3
эллипс
парабола
гипербола
S
П
D2
P2
11
k2
d2
F2
M
F1
d1
1
P1
k1
D1
Рис.4
Рис. 7
Рис.5
Рис. 6
l
1
F1
2
F2
Рис. 8
За площадь боковой поверхности конуса принимается площадь его развертки (конической поверхности).
2
P
π
l
1) S бок=
α
360
rl
π
2) S бок=
A
B
Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины длины окружности основания на образующую. Площадью полной поверхности конуса называется сумма площадей боковой поверхности и основания.
S кон=
π
r(l+r)
доказательство1
H
x
V конуса = ∫ S(x)dx.
H
0
S(x)
S(x)
x
2
( )
x
2
2
= k =
=
S осн
H
2
S осн
H
x
2
S(x) = S осн*
2
H
H
3
H
3
S осн*
x
S осн
H
x
2
V конуса = ∫ S осн* dx =
=
=
*
3
2
2
H
3
2
H
H *
0
0
1
1
2
S осн
π
H
R
H
=
=
*
3
3
2
1
V конуса
π
R
H
=
3
доказательство2
За величину объема конуса принимается предел, к которому стремится объем правильной пирамиды, вписанной в конус, при неограниченном удвоении числа сторон ее основания.
1
( * ) =
1
1
S круга
lim
H *
V конуса =
lim V пир =
S осн
H *
H
lim
S осн
=
3
3
3
n ∞
n ∞
n ∞
1
2
V конуса
π
R
H
=
3
y = kx
доказательство3
H
2
∫
V тела вращ. =
f
π
(x) dx.
0
H
H
H
2
3
3
π
x
* ( )
R *
H
R
2
∫
∫
2
2
π
V конуса =
2
π
π
k
x dx
(kx) dx =
=
=
=
*
H
3
2
H *
3
0
0
0
3
2
π
R *
H
2
1
π
R
H
=
=
=
3
2
H *
3
y
A
2
1
V конуса
π
R
H
=
R
3
α
x
O
H
H
C
Задача 1.
Высота конуса равна диаметру его основания. Найти отношение площади его основания к площади боковой поверхности.
Решение:
Пусть радиус основания конуса равен R , тогда площадь основания S осн = R , а высота конуса 2 R.
π
2
В SOA:
SA = SO + OA = (2R) + R = R 5
S
√
√
√
2
2
2
2
√
Итак, l= SA = R 5
Тогда S бок = R l = R 5
Искомое отношение:
√
2
π
π
√
2
5
R
π
S осн
O
=
=
S бок
2
5
A
√
π
R
5
Задача 2. (объем конуса)
Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м3 земли имеет массу 1650 кг?
Решение:
2
1
1
π
R
V
π
π
3
2
H
3м
O
=
=
* 3 * 2 = 6 (м )
A
C
3
3
2м
P = 1650 * 6 * 3,14 31086 кг 31 т.
≈
≈
Ответ: P = 31 т.
B
Задача 3. (Объем конуса)
Смолу для промышленных нужд собирают, подвешивая конические воронки к соснам. Сколько воронок диаметром 10 см с образующей 13 см нужно собрать, чтобы заполнить 10-литровое ведро?
Дано:Решение.
коническая воронка
D = 10 см
L = 13 см
V – ?
1
1
2
π
3
π
V
π
R
H
=
=
* 25 * 12 = 100 (см )
=
3
3
π
π
= 100 см = 0,1 дм .
3
3
O
5
C
A
( )
√
H =
2
2
13 - 5 = 12
13
100
100
10
≈
n = = = 31,8
π
3,14
0,1
≈
Ответ: n 32 воронки .
B
Задача 4. (Объем конуса)
«... Читал я где-то, что царь однажды воинам своим велел снести земли по горсти в кучу. И гордый холм возвысился, и царь мог с высоты с весельем озирать и дол, покрытый белыми шатрами, и море, где бежали корабли.»
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Это одна из немногих легенд, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Докажите геометрически, что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такую затею, он был бы обескуражен мизерностью результата. Перед ним высилась бы настолько жалкая куча земли, что никакая фантазия не смогла бы раздуть ее в легендарный «гордый холм».
1
3
1 горсть ≈ литров = 0,2 дм.
5
Войско в 100 000 воинов считалось очень внушительным.
V = 0,2*100 000 = 20 000 дм3 = 20 м3.
Угол откоса Ј 45°, иначе земля начнет осыпаться.
Возьмем угол откоса наибольшим возможным, т. е. 45°
Дано:конусV = 20 м3a = 45°Найти: H конуса
Решение:
Так как H = R, то:
2
1
V конуса
π
R
H
=
45°
3
√
√
3
3
3 V
3 * 20
≈
H = = 2,7 м.
π
3,14
1. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. / Геометрия для 10-11 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики – 3-е издание, перераб. – М.: Просвещение, 1992. – 464с.
2. Геометрия 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян Л. С., Бутузов В.Ф., Кадомцев и др. – 14-е изд. – М.: Просвещение,2005. – 206с.
3. Крамор В. С. / Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. – 3-е изд., испр. И доп. – М.:Мнемозина, 2004. – 336 с.
4. Смирнова И. М. / Геометрия: Учебное пособие для 10-11 классов гуманит. Профиля. – М.: Просвещение, 1997. – 159 с.
5. Математика. – репринтное издание «Математического энциклопедического словаря» 1988 г.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - с.