Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Исследовательский проект
Волшебные свойства клетчатой бумаги
Работу выполнили:
учащиеся 6А класса
Руководитель:
Митрофанова Елена Александровна,
учитель математики
г. Сасово
2018
Оглавление
Введение. 3
Основная часть. 4
1. Построение на основе свойств фигур 4
2. Вычисление площадей многоугольников 9
3.Формула Пика. 13
4. Построение фигур по заданной площади. 15
5.Игры и задачи на клетчатой бумаге. 16
Заключение: 20
Литература: 21
Введение. Тема нашего исследования: «Волшебные свойства клетчатой бумаги».
Почему тетрадь по математике в клеточку? Почему именно клетчатая поверхность листа стала настоящей помощницей математики? Что позволяют делать клетки обычной тетради? Каким образом они позволяют совершать ей необыкновенные чудеса?
Цель: Узнать, почему тетрадь по математике в клетку.
Задачи:
Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию.
Проанализировать и систематизировать полученную информацию.
Найти различные методы и приемы решения задач на клетчатой бумаге.
Создать презентацию по теме исследования.
Сделать выводы по результатам работы.
Гипотеза
Тетрадь в клетку - это важный инструмент в изучении математики.
Методы исследования, использованные в работе:
Актуальность проблемы:
Существует много видов тетрадей: в клеточку, в линеечку, в ромбик , в кружочек. Но на уроках математики мы используем именно тетрадь в клеточку. В ней мы решаем различные задачи и строим геометрические фигуры. Помогает ли клетка при выполнении таких заданий?
Основная часть. 1. Построение на основе свойств фигур
Тетрадь в клетку очень удобна для занятия геометрией. Она помогает при построении различных геометрических фигур:
Построение перпендикулярных прямых: Две прямые, образующие при пересечении прямые углы, называют перпендикулярными.
Построение параллельных прямых: Две непересекающиеся прямые на плоскости называют параллельными.
И других многоугольников.
Для построения геометрических фигур нужно помнить их свойства, ведь именно они позволяют использовать клеточки в полной мере.
Например, мы знаем, что диагонали прямоугольника при пересечении делятся пополам. Это свойство поможет нам разделить отрезок пополам.
Чертим прямоугольник так. Что данный отрезок был его диагональю.
Проводим в нем другую диагональ.
Построение перпендикуляра к отрезку, соединяющего два любые узла клетчатой бумаги.
Построение параллельных прямых, проходящих через два любые узла клетчатой бумаги.
Вывод: тетрадь в клетку помогает при построении геометрических фигур.
Симметрия фигур
В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
Посмотрим на кленовый лист, снежинку, бабочку. Их объединяет то, что они симметричны. У них есть ось симметрии. Если симметричную фигуру сложить вдоль оси симметрии, то её части совпадут.
У геометрических фигур может быть одна или несколько осей симметрии. В тетради в клетку легко построить симметричные фигуры.
Задание .
На рис. 1 на клетчатой бумаге изображены фигуры, симметричные относительно изображённой прямой. Нарисуйте на рис. 2 фигуру, симметричную заштрихованной фигуре относительно данной прямой.
1)
Ответ:
2)
Ответ:
3)
Ответ:
4)
Ответ:
2. Вычисление площадей многоугольников
Площадь многоугольника на клетчатой бумаге измеряется квадратными единицами: мм2, см2. Но в качестве единицы площади можно рассматривать и клетку.
Пусть размер клетки 1×1.
Легко найти площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника.
Площадь прямоугольника: S= 4 ×10 =40(кв.ед.)
Площадь прямоугольного треугольника: S= (8 ×6) : 2 = 24 (кв.ед.)
Начертив многоугольник с вершинами в узлах клеток и можно найти его площадь. Это можно сделать разными способами.
1 способ.
Разделим многоугольник на части – прямоугольники и прямоугольные треугольники с вершинами в узлах клеток, стороны которых проходят по линиям. В полученном многоугольнике легко посчитать площади частей, сложить их, чтобы найти искомую площадь многоугольника.
1)Найдём площадь фигуры ABCD.
S = S1 + S2 + S3 + S4 =(1×4)÷2+(1×3)÷2+(1×1)+(1×2)÷2=2+1,5+1+1=5,5(кв.ед.)
2)Найдём площадь фигуры ABCD.
S=S1+S2+S3=(1×4)÷2+(3×3)÷2+(1×3)÷2=2+4,5+1,5=8(кв.ед.)
3)Найдём площадь фигуры ABCD.
S=S1+S2=(2×3)÷2+(2×3)=3+6=9(кв.ед.)
2 способ.
Достраиваем искомую фигуру до прямоугольника.
Находим площадь всех получившихся дополнительных фигур и площадь самого прямоугольника.
Из площади прямоугольника вычетаем сумму площадей всех лишних фигур.
Найдём площадь фигуры ABCD.
S=S-S1-S2-S3-S4=(4×4)-(3×1)÷2-(3×1)÷2-(3×1)÷2-(3×1)÷2=16-1,5-1,5-1,5-1,5=10(кв.ед)
2) Найдём площадь фигуры ABCD.
S=Sкв.-S1-S2-S3=(4×4)-(4×4):2-(2×1):2-(2×1):2=16-8-1-1=6(кв.ед)
3) Найдём площадь фигуры ABCD.
S=Sпр.-S1-S2-S3-S4=3×6-(4×1)÷2-(2×2)÷2-(4×1)÷2-(2×2)÷2=
=18-2-2-2-2=10(кв.ед.)
Нужно окружить нашу фигуру прямоугольником. Вот так:
Получился один (нужный) треугольник внутри и целых три ненужных треугольника снаружи. Но зато площади этих ненужных треугольников легко считаются на листе в клетку! Вот мы их посчитаем, а потом просто вычтем из целого прямоугольника.
S1 = ( 6×4) : 2 =12
S2= (7× 4) : 2 =14
S3=(3×2) : 2 =3
S= 6×7 −12−14−3 = 42−12−14−3=13(кв.ед.)
Почему же этот способ лучше? Потому что он работает и для самых хитрых фигур. Например, нужно посчитать площадь такой фигуры:
Окружаем ее прямоугольником и снова получаем одну нужную, но сложную площадь и много ненужных, но простых.
А теперь, чтобы найти площадь S, просто находим площадь прямоугольника и вычитаем из него оставшуюся площадь фигур на клетчатой бумаге S1+S2+S3+S4
S=33,5.
3.Формула Пика.
Георг Александр Пик (1859-1942)
Круг его математических интересов был чрезвычайно широк. Но он больше всего известен, однако, своей теоремой Пика, которая появилась в его восьмистраничной работе 1899 года.
Для того чтобы найти площадь любой фигуры по клеточкам, можно использовать формулу Пика.
Данная формула основана на подсчёте количества узлов, лежащих внутри фигуры и на её границе.
Узел – это точка, которая лежит на пересечении 2 линий данной сетки: вертикальных и горизонтальных.
Площадь фигуры по клеточкам находится по формуле:
N – количество узлов, которые находятся внутри фигуры.
M – количество узлов, которые находятся на границах (на вершинах и сторонах).
Примеры нахождения площади по клеточкам
1) Найдём площадь треугольника. Отметим внутренние узлы и узлы, которые находятся на границах.
N = 7 (внутренние).
M = 8 (узлы на границах).
Площадь треугольника S = 7 + 8/2 - 1 = 10 ( кв. ед.)
2) Найдём площадь трапеции по клеточкам. Отметим все узлы и подсчитаем их количество.
N = 11 (внутренние).M = 12 (узлы на границах). Площадь трапеции S = 11 + 12/2 - 1 = 10( кв. ед.)
4. Построение фигур по заданной площади.
Умение находить площади фигур позволяет нам справиться с такими заданиями как построение фигур по заданным площадям:
Начертите два разных прямоугольных треугольника, площади которых равны: а) двум клеткам; б) 3 клеткам; 4,5 клетки.
Начертите квадрат, площадь которого равна: а) 10 клеткам; б) 17 клеткам; 26 клеткам.
С какими площадями можно еще начертить квадрат?
5.Игры и задачи на клетчатой бумаге.
Игры – это увлекательное занятие, особенно, если есть возможность проявить смекалку и стать победителем благодаря собственным навыкам. Есть игры, для которых нужна поверхность с квадратами, например шахматы, шашки, но есть и такие, где можно использовать специальные доски и бумагу в клеточку. Я рассмотрел следующие игры.
1) Крестики – нолики
Популярная игра в крестики – нолики состоит в следующем. Двое по очереди рисуют на листе клетчатой бумаги крестики и нолики. Первый игрок рисует крестики, второй – нолики. Выигрывает тот, кто первым поставит определённое количество своих знаков в ряд (по вертикали, горизонтали или диагонали).
2)«Морской бой»
3)Ползунок.
Эта игра была придумана Д. Силверменом, автором довольно известной книги "Ваш ход". Игровое поле представляет собой решетку размером 5×6 точек (можно играть и на полях других размеров).
Играют двое, проводя по очереди горизонтальные или вертикальные "единичные" отрезки. Требуется, чтобы получающаяся траектория игры была непрерывной, однако присоединять новый отрезок к уже имеющейся ломаной можно с любого конца. Проигрывает тот, кто вынужден своим ходом замкнуть траекторию. Например, в позиции на рис. 6 тот, чья очередь ходить, проигрывает.
Задачи на разрезание.
Разрежьте прямоугольник на 3 части с равными площадями.
Разрежьте фигуру на 4 равные части.
Ответ:
Задача. Разрежьте изображенный на рисунке квадрат на одинаковые части, чтобы каждая из них содержала 3 заштрихованные клетки.
Ответ:
Разрежьте фигуру на четыре равные части.
Ответ:
Заключение: Значит и правда клетка помогает! И строить! И измерять! Ведь клетка это квадрат. Его сторонами можно измерять длины отрезков, а самими квадратами можно измерять площадь. Но главное волшебство клетки мы открыли в её узлах - точках, являющихся вершинами квадратов-клеток. Они, как звёзды на небе открывают нам созвездия геометрических фигур и их свойства.
Головоломки увлекают решением задач на клетчатой бумаге, заставляют проявить свою смекалку.
При выполнении проекта мы расширили свои знания о решении задач на клетчатой бумаге, убедились в их многообразии. Мы научились вычислять площади многоугольников, нарисованных на клетчатом листке, узнали, как раскраска клеточек помогает решать многие задачи, а также познакомились поближе с задачами на разрезание и, наконец, научился играть в увлекательные игры на листке бумаги в клетку. Таким образом, обычная тетрадь по математике вовсе не обычная. Клетка позволяет ей совершать настоящие чудеса!
Литература: 1. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия»: учебное пособие для 5-6 классов – Смоленск: Русич,1995
2. https://math6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=1
https://botana.cc/prepod/_bloks/pic/ym6b0om-002.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/126a/000123d9-ffd2fd4a/2/img8.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/091d/00001ca4-ef5c74ff/7/img5.jpg
http://900igr.net/up/datas/64119/004.jpg
http://ucthat-v-skole.ru/zagruzki/tangram-shema.docx
https://ot2do6.ru/uploads/posts/2016-03/1459430485_11.jpg
https://from-ua.com/upload/32ea79242aa2436.jpg
14