Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
МР Учалинский район РБ
Исследовательская работа
по математике
На тему:" Любимый город Учалы в задачах"
Выполнила: Гатауллина Алина, ученица 6в класса
Руководитель: Хакимьянова Марина Константиновна
учитель математики
г.Учалы, 2014 г.
Содержание:
1 Введение___________________________________________________________________ 4
2 Задачи о городе Учалы________________________________________________________ 5
3 Заключение_________________________________________________________________ 10
4 Список используемой литературы_______________________________________________11
5 Приложения_________________________________________________________________12
Тема: Любимый город Учалы в задачах .
Актуальность исследовательской работы:
Актуальность и оригинальность данной работы состоит в том, что данный сборник задач легко установить на компьютер, не требуется специальное оборудование. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса учащихся 5 и 6 классов к изучению математики, углубление знаний о городе Учалы и увеличение доли самостоятельной работы учащихся. Очень важно развитие патриотических чувств.
Цели исследования:
-Составить сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов с использованием краеведческих материалов об Учалах и его жителях.
-Заинтересовать своих одноклассников в решении задач.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме
Составить математические задачи на основе данных об Учалах.
Рассмотреть все типы задач ,решаемых в 5 и 6 классах.
Сделать иллюстрации.
Составить слайд-сборник задач.
Составить буклет .
Апробировать задачи на уроках математики
План работы:
1. Выбор темы исследовательской работы 2. Сбор информации - Анализ школьных учебников математики 5 и 6 классов
- Изучение краеведческих материалов о городе Учалы
- Изучение интернет ресурсов
3. Изготовление продукта - Овладение методами составления текстовых задач по каждому типу из рассматриваемых в курсе математики
- Использование найденных материалов о городе при составлении задач
- Решение составленных задач
4. Написание письменной части Я начала свою работу с того, что собрала интересную информацию о городе Учалы. Работа с сетью Интернет, художественной, справочной литературой, посетила музей, филармонию. Сама сделала замеры площади имени Ленина. Потом я приступила к изучению каждого типа задач. Затем, используя полученные знания, я стала составлять задачи к каждому типу и подбирать картинки, для улучшения восприятия материала. Далее, я решила все составленные задачи. Я завершила работу тем, что обобщила материала, создала презентацию и буклет по теме: «Любимый город Учалы в задачах» В ходе работы я столкнулась с такой проблемой, как сложность перенесения краеведческого материала на математический язык. Поэтому я обращалась за помощью к педагогу, родителям, завучу нашей школы, директору филармонии. В процессе работы я не отклонялась от намеченного плана. Мне удалось достичь цели проекта: сборник задач составлен и апробирован на уроках математики. В ходе работы я получала помощь от опытных учителей. 1. Введение Городу Учалы 50лет!
В 2013 году нашему любимому городу исполнилось 50 лет. Много это или мало? Если его возраст сравнить с возрастом других городов, история которых исчисляется столетиями, тысячелетиями, то мало. А если посмотреть, каким он стал спустя 50 лет после начала строительства, чего он достиг, то конечно, начинаешь испытывать гордость. Гордость за то, что ты живешь в нем, таком современном, красивом и комфортном. Гордость за то, что история города началась всего 50 лет назад и к ней причастен, каждый, кто когда-то не побоялся и приехал сюда: тот, кто осваивал первые месторождения, кто на болоте начал строить город, благоустраивал его, прокладывал дороги, учил детей, лечил людей, кормил их ……. А значит, история нашего города делалась руками этих людей, руками наших дедушек и бабушек, руками наших родителей и мы, живя здесь, тоже причастны к ней.
Мой родной город
Среди высоких гор
Есть город Учалы-
Он так красив и горд
Без лишней суеты.
Здесь рады всем гостям-
Артистам и спортсменам,
Но знаменит и сам
Медью, серой цинком.
Мы любим город наш!
Цвети, мой дивный край!
А тех, кто живёт в нём,
Смотри, не забывай!
Проанализировав задачи учебника, мне захотелось рассказать об Учалах не только в стихах, но и в задачах .
В наших учебниках текстовых задач, содержащих краеведческий материал , который бы позволял нам познавать историю нашего города Учалы средствами математике , нет.
Поэтому мне захотелось придумать к каждому типу задач программы 5 и 6 классов интересную задачу про город Учалы и его жителей.
2. Задачи о городе Учалы
В1963 году был образован город Учалы в результате объединения поселков Малые Учалы и Новые Учалы, возникших при освоении Учалинского медно- колчеданного месторождения.
Сегодня Учалы – крупный центр добывающей и обрабатывающей промышленности в РБ.
2.1 Задачи на сложение и вычитание
Численность населения города Учалы в 1963 году составляла 20000 человек, а в 2014 году-
37 681человек. Насколько выросло население города Учалы?
Решение
37681 – 20000 = 17681 (человек)
Ответ : население Учалов выросло на 17681человек.
2.2 Задачи на нахождение среднего арифметического
Среднемесячная температура в Учалах в 2013 году составляла:
январь (t=-14 ) май (t=+13 ) сентябрь (t=+11 )
февраль (t=-13 ) июнь (t=+18 ) октябрь (t=+4 )
март (t=-6) июль (t=+19) ноябрь (t=-5)
апрель(t=+5 ) август (t=+17) декабрь (t=-13)
Найти среднегодовую температуру?
Решение:
1)4+5+11+13+17+18+19-5-6-13-13-14=36(градусов)-сумма температур за 12 месяцев
2)36:12=3(градуса)-среднегодовая температура
Ответ : среднегодовая температура +3 градуса.
2.3 Задачи на расстояние
Расстояние от Учалов до Уфы на 264 км больше чем расстояние от Учалов до Магнитогорска , а расстояние от Магнитогорска до Уфы 488 км . Найдите расстояние от Учалов до каждого из этих городов?
Решение:
1) 488-264 = 224 (км)- если бы равны
2) 224:2=112(км)-Учалы-Магнитогорск
3) 112+264= 376(км)-Учалы –Уфа
Ответ: 112 км расстояние от Учалов до Магнитогорска, а расстояние от Учалов до Уфы 376 км.
2.4 Задачи на движение
Из Учалов в Челябинск выехала «Нива» со скоростью 70 км/ч. Из Челябинска навстречу ей выехал велосипедист со скоростью 20 км/ч. Через сколько они встретится, если расстояние между ними 180 км.
Решение:
1)70+20= 90(км/ч)-скорость сближения
2) 180:90=2(часа)- они встретится
Ответ: они встретится через 2 часа.
2.5 Задачи на проценты
В Учалах проживает 37 681 человек. Из них башкир — 50,2 %, русских — 26,6 %, татар — 20,9 %, лиц других национальностей — 2,3% .Сколько человек каждой национальности проживают в Учалах? Ответ округлите до целых.
Решение:
1)50,2%=0,502 5)37681∙0,502=18915,862≈18916(ч.)-башкир
2)26,6%=0,266 6)37681∙0,266=10023,146≈10023(ч.)-русских
3)20,9%=0,209 7)37681∙0,209=7875,329≈7875(ч.)-татар
4)2,3%=0,023 8)37681∙0,023=866,663≈867(ч.)-лиц других национальностей
Ответ: 18916 башкир,10023 русских,7875 татар и 867 лиц других национальностей.
2.6 Задачи на урожайность
Личное подсобное хозяйство Ахмадуллина Ильдуса Ильясовича специализируется на выращивании овощей (морковь, свёкла, капуста, огурцы, картофель).
Задача
В 2007 году урожайность моркови была 150 ц с гектара ,что составило ¾ урожайности картофеля. Какова урожайность картофеля в 2007 году?
Решение:
150:3∙4=200(ц)-картофель
Ответ: урожайность картофеля
200 ц с гектара.
2.7 Задачи на дроби
В Учалинском районе насчитывается 29 озёр.
Задача
Площадь озера Ургун 12 км², глубина 8м, а площадь озера Калкан 1,8 км², глубина 3м. Во сколько раз площадь озера Калкан меньше площади озера Ургун? Во сколько раз озеро Ургун глубже озера Калкан?
озеро Ургун озеро Калкан
Решение:
1)12:1,8=6(раз)-площадь озера Калкан меньше площади озера Ургун
2)8:3=2(раз)-озеро Ургун глубже озера Калкан
Ответ: в 6 раз и в 2 раза
2.8 МБОУ СОШ №10 города Учалы
Так строился наш Дом знаний
Здание возводилось тружениками стройтреста №146, которые приложили все усилия к тому, чтобы учалинские учащиеся пошли учиться в новую школу 1 сентября 1967 года.
Строки газет «Серп и молот»:
«Погожее, солнечное утро. Сотни людей заполнили площадку парадного входа новой городской школы №10. С тёплыми словами приветствия выступил первый секретарь горкома КПСС М.И. Латыпов. Он сказал, что новая школа, которая с сегодняшнего дня перейдет в расположение юных горожан Учалов, является ярким свидетельством неустанной заботы нашей партии и правительства о подрастающем поколении советских людей. Добро пожаловать! Больших успехов в учебе!»
2.9 Решение задач с помощью уравнений
Всего в нашей школе 43 класс- комплекта. Общеобразовательных классов на 32 больше, чем профильных. Профильных классов на 2 меньше, чем кадетских. Найдите сколько профильных, кадетских и общеобразовательных классов в нашей школе?
Решение:
Профильных -х классов, тогда кадетских- (х+2) класса и общеобразовательных – (х+31) классов. Всего 42 класса.
х+х+2+х+32=43
3х=9
х=9:3
х=3
Ответ: 3 профильных класса,5 кадетских и 35 общеобразовательных.
2.10 Задачи на нахождение площади
Задача
Площадь нашего города – площадь имени Ленина, в длину 83,34 м, а ее ширина 71,27 м. Найдите ее площадь.
Решение:
S=a∙b
S=83, 34∙71,27=5939,6418 (м²)
Ответ: S=5939,6418 м²
2.11 Реальная математика
Учалинская филармония является единственной муниципальной филармонией в Республике Башкортостан, ее творческий коллектив достойно представляет многонациональную культуру нашей республики на концертных площадках России и за рубежом. За последние годы коллектив становился лауреатом фестивалей в Испании, Франции, Италии, Греции, Израиле, завоевал Гран-при во Всероссийском конкурсе в г. Санкт-Петербург.
Задача
По плану зрительного зала Филармонии определите количество посадочных мест.
Решение:
В нижнем секторе :10 рядов по 24 места
В верхнем секторе : 1 ряд – 19 мест
6 рядов по 20 мест
1 ряд – 10 мест
1 ряд - 14 мест
1 ряд – 9 мест
10∙24 +19+6∙20+10+14+9=412(мест)
Ответ:412 мест
3. Заключение
Много интересного мы узнаем при решении предложенных задач. А главное, появляется желание узнавать все больше и больше
Расцветай, Учалы, тысячелетья живи!
Обновляйся, расти, всем примером служи,
Чтобы люди в тебе своё счастье нашли!
Я попробовала свои силы в создании собственных задач, получила возможность реализовать свои фантазии и знания в исследовательской работе. Я уверена, что придуманный задачник понравится пятиклассникам и шестиклассникам , и они с удовольствием решат все задачи . Исследовательская работа будет продолжена. Я планирую в будущем придумывать задачи к каждой изученной теме. Работая над задачами, я поняла насколько труден и интересен процесс создания учебников, а также сама узнала много нового о родном городе Учалы.
4. Список используемой литературы 1. Википедия;
2. Официальный сайт города Учалы.ruhttp://www.uchaly-rb.ru/;
3. Официальный сайт школы №10 г.Учалы.http://shkola-10.ucoz.org/;
3. Учалинский район, Энциклопедия. - Учалы (ООО "Энциклопедия", Уфа),2008.368с.,илл.;
4. А.Р.Янбаева, И.А. Янбаев . Историко - публицистический альманах. Учалы 50 лет. ЗАО "Магнитогорский Дом печати",2013.252 ;
5. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 5", издательство "Мнемозина", г.Москва - 2013;
6. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г.Москва - 2013;
План зрительного зала
РЯД | 20 | | 1 | 2 | | | | | | | звукооператор и светооператор | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 13 | 14 | | |
РЯД | 19 | | 1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | 13 | 14 | | |
РЯД | 18 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | | | | | | | | | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 17 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 16 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 15 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 14 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 13 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 12 | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | | | | |
РЯД | 11 | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
РЯД | 10 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 9 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 8 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 7 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 6 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 5 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 4 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 3 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 2 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
РЯД | 1 | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | | | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | |
12