Цель работы: исследовать золотое сечение в архитектуре города Нижнего Новгорода.
Задачи :
Изучить понятие и историю развития золотого сечения.
Рассмотреть использование «золотого сечения» в архитектуре.
Исследовать здания Нижнего Новгорода на предмет наличия золотого сечения.
Историявозникновения Золотого сечения
Воссоздать исторический путь открытия золотой пропорции невозможно, так как он до конца неизвестен.
Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.).
Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян.
Историявозникновения Золотого сечения
В дошедшей до нас античной литературе «золотое сечение» встречается во II книге «Начал» Евклида, он применял «золотое сечение» при построении правильных 5- и 10-угольников, а также при построении правильных 12- и 20-гранников.
После Евклида исследованием «золотого сечения» занимались Гипсикл (II век до н. э.),
Папп Александрийский (III век до н. э.)
Историявозникновения Золотого сечения
В XV – XVI веках усилился интерес к «золотому сечению» среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.
В книге «Божественная пропорция», автором которой был крупнейший математик XV века итальянец Лука Пачоли приводит тринадцать свойств золотого сечения.
Иллюстрировал книгу один из инициаторов ее написания, друг Пачоли, великий Леонардо да Винчи, который ввел сам термин Золотое сечение
Историявозникновения Золотого сечения
В середине XIX в. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования», в котором объявил пропорцию золотого сечения универсальной для всех явлений природы и искусства.
Золотое сечение
это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему:
a : b = b : c
или
c : b = b : с a.
Золотое отношение обозначают буквой Ф = 1,618
Золотые фигуры – золотой прямоугольник
Прямоугольник, у которого отношение длины к ширине равно числу Ф , то есть значению золотой пропорции.
Золотой прямоугольник обладает интересным свойством: если от него отрезать квадрат, то останется вновь «золотой прямоугольник». Так можно делать до бесконечности,
При этом точка О , в которой пересекаются диагонали первого и второго прямоугольника будет принадлежать всем получаемым золотым прямоугольникам .
Золотые фигуры – золотой треугольник
Золотой треугольник представляет собой равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется числу Ф .
Золотые фигуры – пентакль
В правильной пятиконечной звезде, каждый сегмент делится пересекающим его сегментом в золотом сечении. .
Золотое сечения в архитектуре
Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон
Вставка рисунка
Отношение высоты здания к его длине равно 0,618.
Если произвести деление Парфенона по “золотому сечению”, то получим те или иные выступы фасада.
Золотое сечения в архитектуре
Другим примером из архитектуры древности является пирамида Хеопса
Вставка рисунка
Пропорции Великой Пирамиды выдержаны в «Золотом соотношении»
Древние строители ухитрились возвести этот величественный монумент практически с идеальной инженерной точностью и симметричностью.
Золотое сечения в архитектуре России
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Придворный архитектор Александра I Огюст Монферран строил этот собор с 1819 по 1858 гг.
Основная часть с колоннами вписывается в золотой прямоугольник.
Делится Золотым сечением у основания купола, встречается в размерах окон, в высотах колонн и других деталей собора.
Золотое сечения в архитектуре России
Кунсткамера
Вставка рисунка
Здание Кунсткамеры, заложено в 1718 году под руководством немецкого архитектора Георга Маттарнови.
Сама башенная часть вписана в золотой равнобедренный треугольник от основания до вершины. Золотое сечение просматривается в большей степени именно в этом главном элементе, что правильно с точки зрения архитектуры.
Золотое сечения в архитектуре России
Дом Советов на Московской площади.
Вставка рисунка
Построен в 1941г по проекту Ноя Абрамовича Троцкого.
Вершина Золотого равнобедренного треугольника совпадает с вершиной здания, а его стороны проходят через верхние точки главного входа. Прямоугольный золотой треугольник образован вершинами в верхушке здания и в конце внутренней части бокового крыла.
Золотое сечения в архитектуре России
Московский Государственный Университет.
Построено в 1949—1953 годах по проекту архитекторов: Бориса Иофана, Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова и инженера Всеволода Насонова .
Золотому сечению подчиняются, в основном высотные размеры.
Исследование
Из 28 опрошенных подавляющее большинство выбрало прямоугольник под буквой Г, который и являлся «золотым прямоугольником».
Вывод, что золотое сечение действительно выглядит наиболее гармоничным и красивым для нашего восприятия.
Прямоугольник
Число голосов
А
2
Б
3
В
4
Г
10
Д
Е
4
5
ЦиркульФибоначчи
Циркуль Фибоначчи - циркуль золотого сечения постоянно сохраняет пропорцию золотого сечения в делении любого отрезка.
Его действие было проверено на «золотом прямоугольнике»
Исследования объектов города Нижнего Новгорода проводились путем измерения размеров зданий по фотографиям с помощью линейки и циркуля Фибоначчи.
Для исследования я выбрал здания разных годов постройки
Золотое сечения в архитектуре Нижнего Новгорода
Собор Происхождения честных древ креста господня
Спасо-Преображенский собор был выстроен в Нижнем Новгороде в первой трети 19 в
В результате исследования выявлены «золотые прямоугольники» в различных частях и элементах здания. Измерительные данные приведены в таблице
Прямоугольник
№1
Длина, мм
№2
Ширина, мм
125
Отношение
№3
74
28
№4
74
17
1,69
1,64
47
46
Отрезок
1,57
27
№5
Длина 1
1,70
Длина 2
111
Отношение
68
1,63
Золотое сечения в архитектуре Нижнего Новгорода
Царский павильон московского вокзала
Царский павильон был построен по инициативе ярмарочного купечества в 1894 году.
В результате исследования выявлены «золотые прямоугольники» в различных частях и элементах здания. Измерительные данные приведены в таблице
Прямоугольник
Длина, мм
№1
№2
Ширина, мм
52
Отношение
№3
70
33
Отрезок
1,57
64
42
№4
1,70
42
Длина 1
№5
Длина 2
1,52
64
Отношение
36
97
1,77
58
1,67
Золотое сечения в архитектуре Нижнего Новгорода
Дворец бракосочетания автозаводского района
Спроектировал его известный советский архитектор Борис Анисимов в 1932 году. .
В результате исследования выявлены «золотые прямоугольники» в различных частях и элементах здания. Измерительные данные приведены в таблице
Прямоугольник
Длина, мм
№1
№2
Ширина, мм
148
Отношение
№3
102
104
Отрезок
1,45
62
63
1,64
38
№4
Длина 1
№5
Длина 2
1,65
64
Отношение
39
68
1,64
40
1,70
Золотое сечения в архитектуре Нижнего Новгорода
Дворец правосудия автозаводского района
Дворец правосудия открылся в Автозаводском районе Нижнего Новгорода в 2017 году.
.
В результате исследования выявлены «золотые прямоугольники» в различных частях и элементах здания. Измерительные данные приведены в таблице
Прямоугольник
Длина, мм
№1
Ширина, мм
№2
96
№3
Отношение
100
60
1,6
58
154
1,72
94
1,63
ВЫВОД: Пропорции различных частей рассматриваемых зданий, составляют число приблизительное к числу Ф, очень близкое к золотому сечению, следовательно, все здания построены с использованием золотого сечения .
Заключение
В результате работы:
я изучил понятие и историю развития золотого сечения.
рассмотрел использование «золотого сечения» в архитектуре.
Доказал, что в архитектурных объектах города Нижнего Новгорода присутствует «золотое сечение».
Приобретенные знания о золотой пропорции, известной еще античным математикам, еще больше убедили меня в том, что архитектура это та практическая область, где золотое сечение является основополагающим принципом красоты, прочности и надежности.
В настоящее время строительство в нашем городе активно развивается. Здания, которые возводятся сегодня, очень хотелось бы, чтобы придерживались золотых пропорций, что делало бы их красивее и привлекательнее, прочнее.