Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школек
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школек
Презентация на тему "Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школе". В презентации приводятся дифференцированные задания, фрагменты уроков, разноуровненые карточки, диагностика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии дифференцированного обучения на уроках математики в начальной школек»
Использование технологии дифференцированного обученияна уроках математикив начальной школе
Выполнила:
Данилова Надежда Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ лицей №3
Г. Кулебаки
2016 г.
Актуальность дифференциации учебного процесса
Приоритетное направление начального образования – становление личности младшего школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с его индивидуальными способностями.
Основные цели:
развитие личности школьника,
его творческих способностей, интереса к учению;
воспитание нравственных и эстетических чувств;
освоение системы знаний, умений, навыков;
охрана и укрепление здоровья;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Актуальность дифференциации учебного процесса
Дифференциация (лат.) – разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
В педагогике дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности.
Ш.А. Амонашвили: «Обучение должно быть вариативным к индивидуальным особенностям школьников».
Индивидуальный подход предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование своей деятельности, осуществление выбора эффективных средств достижения цели, контроль своих действий.
Коммуникативные УУД : умение работать в группе, освоение морально - этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Личностные УУД: развитие индивидуальных способностей ученика, определение уровня своих знаний, осуществление самоуправления учебной деятельностью.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, строить речевое высказывание, контролировать и оценивать процесс своей деятельности.
Этапы реализациидифференцированного подхода
Определение критерия , в соответствии с которым создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
Проведение диагностики на основе выбранного критерия.
Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
Определение способов дифференциации , разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся.
Критерии дифференциации
готовность к обучению
обучаемость
обученность
познавательные интересы
мотивы учения
познавательные способности
Уровни обучаемости
3 группа –
высокий уровень обучаемости
( умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей )
2 группа-
средний уровень обучаемости
1 группа –
низкий уровень обучаемости
( слабая откликаемость на помощь, отсутствие инициативы и самостоятельности)
Способы дифференциации
ПО СОДЕРЖАНИЮ
УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ:
по уровню творчества;
по уровню трудности;
по объему.
ПО СПОСОБУ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
по степени самостоятельности;
по степени и характеру помощи учащимся;
по характеру учебных действий.
Дифференциацияпо уровню творчества
Дифференциация по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный (типовые упражнения) или продуктивный (творческий).
Примеры творческих заданий:
поиск закономерностей;
классификация;
преобразование математических выражений;
восстановление пропущенных элементов;
поиск наиболее рационального способа решения;
самостоятельное составление математических выражений, задач
Примеры
Устный счет
Раскраски
Ребусы
30.03 Классная работа.
(49+ 44) –39 =(58 + 23) – 38 =
(45+ 47) –45= (65 + 34) – 65 =
1-я группа
2-я группа
Найдите значения выражений.
3-я группа
Вычислите. Найдите значения выражений другим способом (подсказка-выделение чисел). Подумайте, какой способ удобнее. Подчеркните его.
Подумайте, сколькими способами можно найти значение этих выражений. Запишите. Подчеркните наиболее удобный способ решения для каждого выражения.
2 - ой вариант.Заданияпонижающейся (нисходящей)трудности.
3 - ий вариант.Задания разного уровня трудностина
выбор учащихся.
30.03Классная работа
Варианты усложнения материала:
более сложный числовой материал,
увеличение количества действий в задаче, выражении,
использование обратного задания вместо прямого,
и
1 группа
2, 3 группы
6 м = дм
7 дм = см
60 дм = м
70 см = дм
использование в заданиях букв вместо чисел
1, 2 группы
Сравните числа
3 группа
54 и 7 63 и 64
Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы
9 и 38 52 и 32
КС и Н К3 и К4
9 и РС 5Н и 3Н
5
За решение
самой трудной задачи
Дифференциацияпо объёму учебного материала
Необходимость использования д ифференциации заданий по объему учебного материала обусловлена разным темпом работы учащихся.
Основное задание
Дополнительное задание
Выполни вычисления:
9 + 5 = 12 – 7 =
Запиши ответы в порядке возрастания / убывания.
Подчеркни значение суммы / разности.
3 + 9 = 15 – 6 =
11 – 8 = 7 + 7 =
*Составь задачу по одному из выражений. Сделай к ней
схематический рисунок.
Дифференциация по степени самостоятельности
1 группа
Исполнительский этап
Ориентировочный этап (знакомство с заданием)
2 группа
3 группа
I Работа под руководством учителя
II Работа под руководством учителя
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Проверочный этап
Дифференциация по степени и характеру помощи
Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности.
Помощь детям оказывается дозированно по мере необходимости.
Виды помощи (по И.И. Аргинской):
Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в работу или допустил ошибку.
Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки.
Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель сообщает, что нужно делать. Этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3 группы.
5
Дифференциация по степени и характеру помощи
вспомогательные задания,
подготовительные упражнения;
карточки-помощницы,
карточки-консультации,
справочные материалы,
план,
инструкция
25.03 Классная работа.
Карточка 1
Составь краткую запись и реши задачу.
Было-
Продали –
Осталось -
Карточка 1.
Команды для игры были сборные. Узнай сначала, сколько всего было мальчиков и девочек.
Карточка 2.
Узнай, сколько всего детей играли в мяч.
Узнай, сколько человек в каждой из 2 команд.
Карточка 2
Дополни краткую запись и реши задачу:
Было- 8 б. и 9б.
Продали –
Осталось –
Карточка 3.
1). + = (д.) – всего мальчиков и девочек
2). : = (д.) – в каждой команде
Карточка 3
Реши задачу с помощью краткой записи:
Было- 8 б. и 9 б.
Продали – 10б.
Осталось - ? б.
30.03 Классная работа.
Карточка-помощница15 .01
Человек старше, значит ему больше лет, моложе – меньше лет.
Карточка-помощница9.02
«На три меньше», значит «столько же, но без трех».
!
Степень помощи от урока к уроку должна уменьшаться.
В итоге ученик приучается выполнять задания самостоятельно.
Задания по выбору учащихся
В трудах Ш.А. Амонашвили подчеркивается, что ребенка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора.
Эта идея может быть реализована при организации дифференцированной работы, предполагающей выбор школьниками учебных заданий.
В заданиях на выбор возможно сочетание разных способов дифференциации (по объёму, по уровню творчества, по уровню трудности).
Вариант 1.Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
(24 +46) : 5
27 + 2 х 3
Вариант 2.Обозначьте цифрами порядок
действий и вычислите значение
выражений:
27:3 + (21 - 3)
48 : 3 + 5х 8 – 6
Вариант 3. Обозначьте цифрами порядок
действий::+ (-) х
Подберите числа и вычислите.
Задания по выбору учащихся
Выбор детей:
1 конверт - у учащихся сформированы познавательные мотивы.
Результативность использования технологиидифференцированного обучения
В результате использования метода дифференциации на учебных занятиях:
повышается интерес к предмету, учебная мотивация и успеваемость;
появляется уверенность в себе;
ученик становится более успешным и по другим предметам.
Формируются и развиваются такие личностные качества как
умение анализировать собственные успехи и неудачи,
выявлять собственные возможности;
критическое отношение к своим знаниям;
умение видеть перспективы собственного роста,
планировать свою дальнейшую учебную деятельность.
Состав групп учащихся по уровню обучаемости за 2013 – 2015 г.г.
Диагностика
Задания по выбору учащихся
Выводы
«Прежде, чем воспитать ученика во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
К.Д. Ушинский
Дифференцированное обучение требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников.
Этот метод обучения требует последовательности и систематизации.
Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.
Используемые ресурсы
Литература:
Баринова О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач//Начальная школа. 1999. № 2.
Деменева Н. Н. «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики» Нижегородский гуманитарный центр, 2002
Кукушин В. С. «Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя». Изд. «Феникс», 2004
Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование мотивации учения» М., 1993
Радюпова Л. А., Савина Л. П. Задания по выбору учащихся и некоторые приемы их составления // Начальная школа. 1999. № 11.