Интерактивный плакат по теме "Свойства логарифмов", 10 класс
Интерактивный плакат по теме "Свойства логарифмов", 10 класс
Интерактивный плакат для урока изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Свойства логарифмов» предназначен для урока алгебры и началам математического анализа в 10 классе по программе С.М. Никольского. Плакат состоит из трех страниц: первая страница- титульная, вторая страница – материал по уроку, третья страница- список источников иллюстраций. Вторая страница отражает основные этапы урока.Все картинки на второй странице являются гиперссылками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивный плакат по теме "Свойства логарифмов", 10 класс »
1 2 3
«Свойства логарифмов» ( 10 класс)
Айзикович Анна Георгиевна, учитель математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
1 2 3
Тема: Свойства логарифмов
Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь.П. С. Лаплас
II Объяснение нового материала
Идея Архимеда
I Актуализация опорных знаний учащихся
Теорема о свойствах логарифма
Формула перехода логарифмов от одного основания к другому
Тема. Свойства логарифмов.Алгебраическая головоломка.
Рассмотрим остроумную алгебраическую головоломку, которой развлекались участники одного съезда физиков в Одессе.
Предлагается задача: любое данное число, целое и положительное, изобразить с помощью трех двоек и математических символов.
Решение. Покажем, как задача решается, сначала на частном примере. Пусть данное число 3. Тогда задача решается так:
Легко удостовериться в правильности этого равенства. Действительно,
Если бы дано было число 5, мы разрешили бы задачу тем же приемом:
Как видим, мы используем здесь то, что при квадратном радикале показатель корня не пишется.
Общее решение задачи таково. Если данное число N, то
причем число радикалов равно числу единиц в заданном числе.
Идея Архимеда
Испокон веков люди пытались упростить. Логарифмы были созданы в 16 веке. В их основе лежит очень простая идея, знакомство с которой приписывается еще Архимеду.
Рассмотрим две прогрессии, арифметическую (первая строчка) и геометрическую (вторая строчка, при и b1= 2 и q = 2).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 4 8 16 32 64 128 256 512 1024
Эти строки позволяют упрощать вычисления. Выполним умножение .
Рассмотрим верхнюю строчку: над числом 16 стоит 4, над числом 32 стоит 5,
4+5=9 и опустимся вниз – под 9 стоит 512. Значит,(Аналогично выполняется и деление, только числа первого ряда нужно вычитать). Что же представляют собой числа верхнего и нижнего ряда? Первый ряд - это показатели выписанных в нижнем ряду степеней с основанием 2. Показатели степеней называются логарифмами. Таким образом, мы получили, что логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел:
Логарифм частного положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя.
Чувств наших логарифмы
За фразой «всё познается в сравнении» стоит конкретная математическая формула
В быту, как правило, мы используем для измерения различных величин линейные шкалы— метры, мили и футы, граммы, тонны и фунты. В науке диапазон измерений значительно шире, чем в быту, поэтому ученые часто оперируют порядками величин, записывая числа в так называемой научной символике, обозначаемой на калькуляторах как «scientific notation».
Например, вместо 56000 пишут 5,6 ´ 104. По существу, этологарифмическая запись, хотя в показателе степени обычно оставляют только целую часть логарифма, а мантиссу — дробную часть логарифма — записывают в виде десятичной дроби . Это удобно: целый показатель степени сразу указывает область измерения — «порядок величины». В нашем примере запись «104» говорит о том, что речь идет о десятках тысяч.
Неосознанно мы очень часто используем такое представление чисел и в быту. Говоря: «Три с половиной миллиона», или пользуясь сокращенной записью «3,5 млн», мы фактически пользуемся научной нотацией (3,5 ´ 106).
И, как оказывается, наша неявная склонность к логарифмическому представлению чисел имеет глубокое физиологическое обоснование: дело в том, что различные органы чувств в нашем теле тоже пользуютсялогарифмическими шкалами.
Теорема о свойствах логарифма
Теорема: Пусть a, M и N–положительные числа, причeм a≠ 1, и γ – действительное число. Тогда справедливы равенства
(1)N,(2) (3)
Доказательство . Представим числа M и Nследующим образом:
и мы доказали равенство (1).
Далее , откуда N
и мы доказали равенство (2).
Имеем также откуда и мы доказали равенство (3).
Теорема доказана.
Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел.
Логарифм частного положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя.
Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя степени на логарифм этого числа.
Формула перехода логарифмов от одного основания к другому
Для положительных чисел a, b и M, таких, что a≠1 и b≠1, справедливо также следующее равенство:
Это равенство называют формулой перехода логарифмов от одного основания к другому.
Докажем равенство. В силу свойства (3) имеем
Заменим равным ему числом M:
Так как a≠1 , то Разделив правую и левую часть равенства на , получим данное равенство.
Заменив в равенстве
число M на число b и учитывая, что получим равенство
Фронтальная работа по учебнику
Для положительных чисел a, b и M, таких, что a≠1 и b≠1
Из истории логарифмов http://ru.wikipedia.org/wiki/Непер,_Джон
Джон Непер
Л ог а р и ф м и че ск ие т а б л и ц ы
В истории науки иногда наступают моменты, когда необходимость некоторого открытия осознается многими, а его основная идея как бы витает в воздухе. В таких случаях к открытию приходят не один, а сразу несколько ученых. Так случилось и в истории логарифмов. В конце века нескольким математикам, почти одновременно, пришла в голову идея: заменить трудоёмкое умножение на простое сложение, сопоставив с помощью специальных таблиц геометрическую и арифметическую прогрессии, при этом геометрическая будет исходной. Логарифмы изобрели независимо друг от друга Непером и Бюрги лет на десять позднее. Их цель была одна — желание дать новое удобное средство арифметических вычислений. Подход же оказался разный. Надо заметить, что у обоих определение логарифма не походило на современное.
В 1614 году шотландский математик-любитель Джон Непер опубликовал на латинском языке сочинение под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов» . В нём было краткое описание логарифмов и их свойств, а также 8-значные таблицы логарифмов синусов, косинусов и тангенсов, с шагом 1'. Термин логарифм, предложенный Непером, утвердился в науке. К сожалению, все значения таблицы Непера содержали вычислительную ошибку после шестого знака. Однако это не помешало новой методике вычислений получить широчайшую популярность, и составлением логарифмических таблиц занялись многие европейские математики, включая Кеплера.
В 1620-е годы Эдмунд Уингейт и Уильям Отред изобрели первую логарифмическую линейку, до появления карманных калькуляторов — незаменимый инструмент инженера. Близкое к современному понимание логарифмирования — как операции, обратной возведению в степень — впервые появилось у Валлиса и Иоганна Бернулли, а окончательно было узаконено Эйлером в XVIII веке . В книге «Введение в анализ бесконечных» (1748) Эйлер дал современные определения как показательной, так и логарифмической функций, привёл разложение их в степенные ряды, особо отметил роль натурального логарифма. Эйлеру принадлежит и заслуга распространения логарифмической функции на комплексную область.
Леонард Эйлер
Практическое значение вычисленных таблиц было очень велико. Но открытие логарифмов имело также глубочайшее теоретическое значение. Оно вызвало к жизни исследования, о которых не могли и мечтать первые изобретатели, преследовавшие цель только облегчить и ускорить арифметические и тригонометрические выкладки с большими числами. Открытие Непера, в частности, открыло путь в область новых трансцендентных функций и сообщило мощные стимулы в развитии анализа
1 2
История логарифмических линеек.
Логарифмы («искусственные числа») Непера предназначались для описания кругового движения: вычислялись логарифмы не чисел, а синусов. Они определялись «геометрико-кинематически» на линиях в круге. «Логарифм всякого синуса – это такое число, которое возрастает арифметически с той же самой скоростью, с какой радиус убывает геометрически…» . Вычисление логарифма сводится к установлению соответствия двух пропорциональных шкал: арифметической и геометрической. Поэтому первые логарифмические линейки тоже строились из концентрических дисков. Линейка Отреда состояла из «кольца, внутри которого вращался на оси круг. На круг (снаружи) и кольцо (внутри) были нанесены свернутые в концентрические окружности логарифмические шкалы» . Книга, описывающая это изобретение, издана в 1632 г под названием «Круги пропорций». Сочинение Р. Делаймена, описывающее аналогичное устройство, называлось «Граммелогия или математическое кольцо». Эту книгу Делаймен посвятил Карлу 1 и преподнес ему авторский экземпляр вместе с солнечными часами собственного изготовления.
«Среди других круговых логарифмических линеек выделяется своей оригинальной конструкцией, напоминающей часы, инструмент француза Е. М. Буше. Он имеет два «циферблата» – подвижный, находящийся на лицевой стороне «часов», и приводимый в движение головкой – неподвижный. На подвижном циферблате расположена равномерная шкала (внешняя) и логарифмическая шкала чисел, на неподвижном – логарифмическая шкала синусов и тангенсов.
http://veer.info/56/14.htm#_edn24
1 2
Чувств наших логарифмы
Механизм работы слуховой системы
За фразой «всё познается в сравнении» стоит конкретная математическая формула
Звуковой сигнал любой природы может быть описан определенным набором физических характеристик: частота, интенсивность, длительность, временная структура, спектр и др.. Им соответствуют определенные субъективные ощущения, возникающие при восприятии звуков слуховой системой: громкость, высота, тембр, биения, консонансы-диссонансы, маскировка, локализация-стереоэффект и т.п.
Слуховые ощущения связаны с физическими характеристиками неоднозначно и нелинейно, например, громкость зависит от интенсивности звука, от его частоты, от спектра и т.п.
Еще в прошлом веке был установлен закон Фехнера, подтвердивший, что эта связь нелинейна: "Ощущения пропорциональны отношениюлогарифмовстимула". Например, ощущения изменения громкости в первую очередь связаны с изменениемдесятичного логарифмаинтенсивности, высоты - с изменениемлогарифмачастоты и т.д.
Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общей), он распознает с помощью слуховой системы и работы высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как надо на нее реагировать.
За фразой «всё познается в сравнении» стоит конкретная математическая формула
Блеск в астрономии — величина пропорциональнаялогарифмусветовогопотока.Астрологи, оценивая видимую яркость звезд, оперируют с таблицей логарифмов, составленный при основании 2,512.
Однако коэффициент пропорциональности отрицателен (при основании логарифма больше единицы), поэтому самым ярким объектам на небе соответствует большая отрицательная величина (–26,8 для Солнца), а для самых тусклых — положительная (28 для едва различимых в телескоп звезд)
Астрономы измеряют «блеск» небесных светил в звездных величинах. Это безразмерная величина, характеризующая освещенность, создаваемую небесным объектом вблизи наблюдателя. Как видим, словом блеск астрономы характеризуют зрительное восприятие, не совсем совпадающее с тем, что принято в быту. Блеск одного источника указывают путем его сравнения с блеском другого, принятого за эталон. Такими эталонами обычно служат специально подобранные звезды.
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/767/
Чувств наших логарифмы
Химическая чувствительность — шкала кислотности
За фразой «всё познается в сравнении» стоит конкретная математическая формула
Очень близка к шкале звездных величин и химическая шкала реакции среды, так называемая шкала кислотности. Всем, кто пользуется косметикой, водородный показатель pH определяется соотношением:pH = – lg [H+], где [H+]— концентрация положительных водородных ионов в растворе. При этом за ноль-пункт принимают чистую воду при комнатной температуре (нейтральная среда), имеющую [H+] =10–7. Далее при повышении кислотности значение pH уменьшается — чем не шкала звездных величин? Чем выше кислотность, тем ниже значение индекса,только основанием логарифма служит не 2,512… (как у звездных величин), а 10.
Как известно, первыми химическими индикаторами были наши вкусовые рецепторы, которыми сегодня пользуются только повара, а раньше пользовались и химики. Поэтому не удивительно, что в химии появилась логарифмическая шкала концентрации: сработал закон Вебера-Фехнера, которому подчиняются все наши чувства, в том числе и органы вкуса.
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/767/
Сформулируйте определение логарифма
Сформулируйте определение натурального логарифма
Основное логарифмическое тождество
Основное логарифмическое тождество
Сформулируйте определение десятичного логарифма
Как называется равенство:
Вычислите устно
Актуализация опорных знаний учащихся
Проверь себя
Вариант
А1
№1
А2
4
№2
А3
1
4
№3
№4
2
А4
4
2
А5
1
4
3
4
1
3
3
1
1
1
3
3
3
4
Вариант:1 2 3 4 Все Ответы
Вариант №3.
1. Найдите значение выражения: 4log72log780+log805 .
2. Найдите значение выражения: log219+log2149 .
3. Найдите значение выражения: 2log17375*log517-log53 .
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовой и профил. Уровня/ [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – М.: Просвещение, 2009.
Глейзер Г. И. История математики в школе VII – VIII кл. Пособие для учителей.–М.: Просвещение, 1982. – 240 с.
Энциклопедия для детей Т. 11 Математика/ Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 688с.: ил.
Ссылки
http://ru.wikipedia.org – портрет Непера ,рисунок логарифмических таблиц,
http://websound.ru/articles/theory/psychoacoustics.htm-статья из журнала «Вокруг света» по теме « Чувств наших логарифмы» - взяты картинки для трех слайдов слайдов по этой-же теме.
http://Yudintseva.3dn.ru- сайт, по материалам которого были созданы тесты для проверки знаний.
http://www.rust.su/- Электронная энциклопедия "Все обо Всем«, использованы материалы по истории появления логарифмов