kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивное пособие для подготовки учащихся к ОГЭ ( Геометрия, Четырехугольники)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное интерактивное пособие охватывает практически весь набор прототипов задания 16 («Четырехугольники и их элементы»). Решения задач разбиты на отдельные ШАГИ, при использовании которых компьютер выдаёт «всплывающие» подсказки, теоремы, формулы, которые учащийся может использовать, а может решать задачу самостоятельно, минуя их.

Через каждые три разобранных задачи учащимся предлагается набор таких же по типу задач для закрепления изученного.

Использование данного пособия сделает подготовку слабоуспевающих учащихся более систематизированным, направленным на запоминание определенного теоретического материала, даст представление о логике решения геометрических задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное пособие для подготовки учащихся к ОГЭ ( Геометрия, Четырехугольники)»

Интерактивное пособие для подготовки учащихся к ОГЭ (раздел «Геометрия») Задание 16 «Четырехугольники» Учитель математики МОУ СОШ №3 г. Хвалынска  Грибанова Татьяна Алексеевна

Интерактивное пособие для подготовки учащихся к ОГЭ (раздел «Геометрия»)

Задание 16

«Четырехугольники»

Учитель математики МОУ СОШ №3 г. Хвалынска

Грибанова Татьяна Алексеевна

Шаг 1   Значит, ▲АВК-равнобедренный  6 10 К С В 3 1 2 D А Шаг 2 ДАНО:  АВСD –параллелограмм АК – биссектриса; ВК=6; КС=10 НАЙТИ: периметр  АВ=ВК=6; ВС= 10+6=16; Р=(АВ+ВС)*2=(6+16)*2=44

Шаг 1

Значит, ▲АВК-равнобедренный

6

10

К

С

В

3

1

2

D

А

Шаг 2

ДАНО:

АВСD –параллелограмм

АК – биссектриса;

ВК=6; КС=10

НАЙТИ: периметр

АВ=ВК=6; ВС= 10+6=16;

Р=(АВ+ВС)*2=(6+16)*2=44

Шаг 1 У четырехугольника, в который вписана окружность, суммы противоположных сторон равны. Шаг 2 АВ+СD=АD+ВС; 8+17=АD+20; АD=25-20=5. ДАНО: АВ=8; ВС=20; СD=17 НАЙТИ АD .

Шаг 1

У четырехугольника, в который вписана окружность, суммы противоположных сторон равны.

Шаг 2

АВ+СD=АD+ВС; 8+17=АD+20;

АD=25-20=5.

ДАНО: АВ=8; ВС=20; СD=17

НАЙТИ АD .

Шаг 1 3 В С Средняя линия трапеции равна полусумме оснований (высота тут не нужна) ? 5 Шаг 2 D А 9 (3+9)/2 =12/2 =6 Основания трапеции равны 3 и 9. Высота трапеции равна 5. Найдите её среднюю линию.

Шаг 1

3

В

С

Средняя линия трапеции равна полусумме оснований (высота тут не нужна)

?

5

Шаг 2

D

А

9

(3+9)/2 =12/2 =6

Основания трапеции равны 3 и 9. Высота трапеции равна 5. Найдите её среднюю линию.

Задания для самостоятельного решения 1) 2) 3)

Задания для самостоятельного решения

1)

2)

3)

Шаг 1 Диагональ квадрата равна а* √2 , где а – сторона квадрата а Шаг 2 а а d = 4 √2*√2 =8 а Шаг 3 Сторона квадрата равна 4 √2.  НАЙДИТЕ:  а) диагональ квадрата б) площадь квадрата Площадь квадрата равна а*а Шаг 4 S = a*a=4 √2*4√2=16*2=32

Шаг 1

Диагональ квадрата равна а* √2 ,

где а – сторона квадрата

а

Шаг 2

а

а

d = 4 √2*√2 =8

а

Шаг 3

Сторона квадрата равна 4 √2.

НАЙДИТЕ:

а) диагональ квадрата

б) площадь квадрата

Площадь квадрата равна а*а

Шаг 4

S = a*a=4 √2*4√2=16*2=32

Шаг 1 Площадь параллелограмма равна стороне, умноженной на высоту, опущенную на эту сторону. Шаг 2 10 S=40 h Большая высота опущена на меньшую сторону параллелограмма. 5 Шаг 3 Площадь параллелограмма равна 40.  Его стороны равны 5 и 10.  Найдите его большую высоту. 5*h=40; h=8.

Шаг 1

Площадь параллелограмма равна стороне, умноженной на высоту, опущенную на эту сторону.

Шаг 2

10

S=40

h

Большая высота опущена на меньшую сторону параллелограмма.

5

Шаг 3

Площадь параллелограмма равна 40.

Его стороны равны 5 и 10.

Найдите его большую высоту.

5*h=40;

h=8.

Шаг 1 Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 ° С В Шаг 2 ? Очевидно, что большим углом является тупой угол В D А Шаг 3 Один из углов равнобедренной трапеции равен 66 °. Найдите больший угол этой трапеции.

Шаг 1

Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 °

С

В

Шаг 2

?

Очевидно, что большим углом является тупой угол В

D

А

Шаг 3

Один из углов равнобедренной трапеции равен 66 °.

Найдите больший угол этой трапеции.

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 Два угла, прилежащие к одной стороне параллелограмма, в сумме дают 180 °. В С Шаг 2 D А Очевидно, что большим из этих углов является тупой угол. Значит, искомый угол = 180 ° - 26° =154° Один из углов параллелограмма равен 26 °. Найдите больший угол параллелограмма.

Шаг 1

Два угла, прилежащие к одной стороне параллелограмма, в сумме дают 180 °.

В

С

Шаг 2

D

А

Очевидно, что большим из этих углов является тупой угол.

Значит, искомый угол = 180 ° - 26° =154°

Один из углов параллелограмма равен 26 °.

Найдите больший угол параллелограмма.

Шаг 1 Два угла, прилежащие к одной стороне параллелограмма, в сумме дают 180 °. В С 30 ° Шаг 2 45 ° D А Очевидно, что большим из этих углов является тупой угол, то есть    ° + 45° =75°  Диагональ параллелограмма образует с соседними сторонам углы 30 ° и 45°. Найдите больший угол параллелограмма.

Шаг 1

Два угла, прилежащие к одной стороне параллелограмма, в сумме дают 180 °.

В

С

30 °

Шаг 2

45 °

D

А

Очевидно, что большим из этих углов является тупой угол, то есть

° + 45° =75°

Диагональ параллелограмма образует с соседними сторонам углы 30 ° и 45°.

Найдите больший угол параллелограмма.

Шаг 1 Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 °, а углы при основаниях равны между собой , так как трапеция равнобедренная. С В ? Шаг 2 Очевидно, что дана сумма острых углов при основании, которые равны между собой. D А Шаг 3 Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна 50 °. Найдите больший угол этой трапеции.

Шаг 1

Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 °, а углы при основаниях равны между собой , так как трапеция равнобедренная.

С

В

?

Шаг 2

Очевидно, что дана сумма острых углов при основании, которые равны между собой.

D

А

Шаг 3

Сумма двух углов равнобедренной трапеции равна 50 °.

Найдите больший угол этой трапеции.

Шаг 1 Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 ° . С В 13 ° ? Шаг 2 Очевидно, что  12 ° D А Шаг 3 Диагональ трапеции  образует с основанием АD и боковой стороной АВ углы 12 ° и 13°. Найдите больший угол этой трапеции .

Шаг 1

Два угла трапеции, прилежащие к одной боковой стороне, дают в сумме 180 ° .

С

В

13 °

?

Шаг 2

Очевидно, что

12 °

D

А

Шаг 3

Диагональ трапеции образует с основанием АD и боковой стороной АВ углы 12 ° и 13°.

Найдите больший угол этой трапеции .

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 В С Площадь трапеции DАМС равна ¾ от площади параллелограмма АВСD М Шаг 2 D А S(DАМС) = 60:4*3=45  М- середина АВ; Площадь параллелограмма АВСD равна 60. Найти площадь трапеции DАМС.

Шаг 1

В

С

Площадь трапеции DАМС равна ¾ от площади параллелограмма АВСD

М

Шаг 2

D

А

S(DАМС) = 60:4*3=45

М- середина АВ;

Площадь параллелограмма АВСD равна 60.

Найти площадь трапеции DАМС.

Шаг 1 В параллелограмме диагонали делятся точкой пересечения пополам. В С О Шаг 2 D А DО = ВD:2=20:2=10 ДАНО: АВСD – параллелограмм; АС=12; ВD=20; АВ =7  НАЙТИ: DО

Шаг 1

В параллелограмме диагонали делятся точкой пересечения пополам.

В

С

О

Шаг 2

D

А

DО = ВD:2=20:2=10

ДАНО:

АВСD – параллелограмм;

АС=12; ВD=20; АВ =7

НАЙТИ: DО

Шаг 1 В прямоугольнике диагонали равны между собой и делятся точкой пересечения пополам. В С О Шаг 2 D А АС = ВD=ВО*2=7*2=14 ДАНО: АВСD – прямоугольник; АВ=6; ВО=7;  НАЙТИ: АС

Шаг 1

В прямоугольнике диагонали равны между собой и делятся точкой пересечения пополам.

В

С

О

Шаг 2

D

А

АС = ВD=ВО*2=7*2=14

ДАНО:

АВСD – прямоугольник;

АВ=6; ВО=7;

НАЙТИ: АС

Шаг 1 С В У ромба все стороны равны, а диагональ является биссектрисой его углов. 2 40 ° ? 1 Шаг 2 ▲ АВС – равнобедренный;    D А ДАНО: АВСD – ромб  ° НАЙТИ:  Шаг 3

Шаг 1

С

В

У ромба все стороны равны, а диагональ является биссектрисой его углов.

2

40 °

?

1

Шаг 2

АВС – равнобедренный;

D

А

ДАНО:

АВСD – ромб

°

НАЙТИ:

Шаг 3

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 Два угла, прилежащие к одной стороне ромба, в сумме дают 180 °. В С 150 ° 4 Шаг 2 D А  ° - 150° =30° Значит, ВК- катет, лежащий против угла 30° и он равен половине гипотенузы АВ; ВК= АВ:2 =4:2 =2 К ДАНО: Сторона ромба равна 4, а один из его углов 150 °. Найдите высоту ромба ВК.

Шаг 1

Два угла, прилежащие к одной стороне ромба, в сумме дают 180 °.

В

С

150 °

4

Шаг 2

D

А

° - 150° =30°

Значит, ВК- катет, лежащий против угла 30° и он равен половине гипотенузы АВ;

ВК= АВ:2 =4:2 =2

К

ДАНО:

Сторона ромба равна 4, а один из его углов 150 °.

Найдите высоту ромба ВК.

Шаг 1 Все стороны ромба равны. АВ = АD = АК+КD=8+2=10 В С ? Шаг 2 D А 2 8 ▲ АВК- прямоугольный; ВК = √АВ*АВ- АК*АК= √10*10-8*8=√36=6 К ДАНО: АВСD- ромб; ВК –высота; АК=2; КD=8 Найти: ВК

Шаг 1

Все стороны ромба равны.

АВ = АD = АК+КD=8+2=10

В

С

?

Шаг 2

D

А

2

8

АВК- прямоугольный;

ВК = √АВ*АВ- АК*АК= √10*10-8*8=√36=6

К

ДАНО:

АВСD- ромб; ВК –высота;

АК=2; КD=8

Найти: ВК

Шаг 1 Площадь ромба равна произведению стороны на высоту. S = АD*h В С О 3 Шаг 2 D Н А 10   Отрезок ОН является половиной высоты h. h= 3+3=6. S=10*6=60   ДАНО: АВСD – ромб; Сторона ромба равна 10. ОН=3; ОН ┴АD  НАЙТИ: S ромба

Шаг 1

Площадь ромба равна произведению стороны на высоту.

S = АD*h

В

С

О

3

Шаг 2

D

Н

А

10

Отрезок ОН является половиной высоты h.

h= 3+3=6.

S=10*6=60

ДАНО:

АВСD – ромб;

Сторона ромба равна 10.

ОН=3; ОН ┴АD

НАЙТИ: S ромба

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 Опустим две высоты трапеции ВН и СК. Найдём равные отрезки АН=КD=(6-2):2=2 В С 2  2 Шаг 2 2 45 ° ▲ АВН-прямоугольный с углом 45 °, а значит, равнобедренный АН=ВН=2-высота трапеции D А К Н 6 Шаг 3 Основания  равнобедренной трапеции равны 2 и 6. Острый угол равен 45 °. Найдите площадь трапеции.  S=(DC+АD)/2*ВН=(2+6)/2*2=8

Шаг 1

Опустим две высоты трапеции ВН и СК.

Найдём равные отрезки АН=КD=(6-2):2=2

В

С

2

2

Шаг 2

2

45 °

АВН-прямоугольный с углом 45 °, а значит, равнобедренный АН=ВН=2-высота трапеции

D

А

К

Н

6

Шаг 3

Основания равнобедренной трапеции равны 2 и 6.

Острый угол равен 45 °.

Найдите площадь трапеции.

S=(DC+АD)/2*ВН=(2+6)/2*2=8

Шаг 1 Опустим на основание АD две высоты ВН и СК. Так как трапеция равнобедренная, то АН=КD. ? С В ? Шаг 2 5 ▲ АВН-прямоугольный с углом 45 °. Значит, он равнобедренный и АН=ВН=5; тогда КD=5 45 ° D 5 5 К Н А Шаг 3 14  АВСD – равнобедренная трапеция; ВН-высота; ВН=5; ВС=14-(5+5)=4 АD=14;   Найти ВС.

Шаг 1

Опустим на основание АD две высоты ВН и СК. Так как трапеция равнобедренная, то АН=КD.

?

С

В

?

Шаг 2

5

АВН-прямоугольный с углом 45 °. Значит, он равнобедренный и АН=ВН=5; тогда КD=5

45 °

D

5

5

К

Н

А

Шаг 3

14

АВСD – равнобедренная трапеция; ВН-высота; ВН=5;

ВС=14-(5+5)=4

АD=14;

Найти ВС.

Шаг 1 В 6 С Площадь ромба равна АD*ВН АD=24:4=6, так как все стороны ромба равны В 6 6 30 ° Шаг 2 А D Н 6 ▲ АВН-прямоугольный с углом 30 °; Значит, ВН=АВ:2=АD:2=6:2=3;  Тогда S= 6*3=18 АВСD- ромб; Периметр ромба равен 24. Один из его углов 30 °. Найти площадь ромба.

Шаг 1

В

6

С

Площадь ромба равна АD*ВН

АD=24:4=6, так как все стороны ромба равны

В

6

6

30 °

Шаг 2

А

D

Н

6

АВН-прямоугольный с углом 30 °;

Значит, ВН=АВ:2=АD:2=6:2=3;

Тогда S= 6*3=18

АВСD- ромб;

Периметр ромба равен 24. Один из его углов 30 °.

Найти площадь ромба.

Шаг 1  °+35°=93° В равнобедренной трапеции   С В ? Шаг 2 58 ° Сумма углов в треугольнике АВD равна 180 °.  35 ° D А Шаг 3 АВСD- равнобедренная трапеция;  Найти   ?=180°-(35°+93°)=52°

Шаг 1

°+35°=93°

В равнобедренной трапеции

С

В

?

Шаг 2

58 °

Сумма углов в треугольнике АВD равна 180 °.

35 °

D

А

Шаг 3

АВСD- равнобедренная трапеция;

Найти

?=180°-(35°+93°)=52°

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 Опустим на основание АD две высоты ВН и СК. Так как трапеция равнобедренная, то АН=КD=8 ? С В ? Шаг 2 КН=15-8=7; ВС=НК=7 D 8 К Н А 15 АВСD – равнобедренная трапеция;  СК-высота; АК=15; КD=8 Найти ВС.

Шаг 1

Опустим на основание АD две высоты ВН и СК. Так как трапеция равнобедренная, то АН=КD=8

?

С

В

?

Шаг 2

КН=15-8=7; ВС=НК=7

D

8

К

Н

А

15

АВСD – равнобедренная трапеция;

СК-высота; АК=15; КD=8

Найти ВС.

Шаг 1 Отрезок МО-средняя линия ▲АВС, Отрезок ОN- средняя линия ▲АСD С 10 В  О ? Шаг 2 N М МО=ВС:2=10:2=5; ОN=АD:2=11:2=5,5 D 11 А Шаг 3 ABCD – трапеция; MN –средняя линия; ВС=10; АD=11 Найдите больший из отрезков, на которые диагональ делит среднюю линию.  Большим является отрезок ОN=5,5

Шаг 1

Отрезок МО-средняя линия ▲АВС,

Отрезок ОN- средняя линия ▲АСD

С

10

В

О

?

Шаг 2

N

М

МО=ВС:2=10:2=5;

ОN=АD:2=11:2=5,5

D

11

А

Шаг 3

ABCD – трапеция; MN –средняя линия; ВС=10; АD=11

Найдите больший из отрезков, на которые диагональ делит среднюю линию.

Большим является отрезок ОN=5,5

Шаг 1 В прямоугольнике диагонали равны между собой, а значит их половинки тоже равны. АО=ВО; ▲АОВ-равнобедренный  В С ? 40 ° О 40 ° 50 ° Шаг 2 D А  °-50°=40°;   Но это тупой угол, а острый =180°-100°=80° АВСD – прямоугольник;  Диагональ образует со стороной угол 50 °. Найти острый угол между диагоналями прямоугольника.

Шаг 1

В прямоугольнике диагонали равны между собой, а значит их половинки тоже равны.

АО=ВО; ▲АОВ-равнобедренный

В

С

?

40 °

О

40 °

50 °

Шаг 2

D

А

°-50°=40°;

Но это тупой угол,

а острый =180°-100°=80°

АВСD – прямоугольник;

Диагональ образует со стороной угол 50 °.

Найти острый угол между диагоналями прямоугольника.

Шаг 1 С В Высота трапеции равна двум радиусам вписанной окружности. О 18 Шаг 2 А D Высота трапеции=18+18=36 ДАНО: радиус вписанной в трапецию окружности равен 18 Найти высоту трапеции.

Шаг 1

С

В

Высота трапеции равна двум радиусам вписанной окружности.

О

18

Шаг 2

А

D

Высота трапеции=18+18=36

ДАНО: радиус вписанной в трапецию окружности равен 18

Найти высоту трапеции.

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Шаг 1 Если четырехугольник вписан в окружность, то его противолежащие углы в сумме дают 180 ° Шаг 2 ДАНО:  Найти:

Шаг 1

Если четырехугольник вписан в окружность, то его противолежащие углы в сумме дают 180 °

Шаг 2

ДАНО:

Найти:

Шаг 1 Если в параллелограмм вписана окружность, то он является ромбом.  Значит, все его стороны равны. 8 Шаг 2 ДАНО: В параллелограмм вписана окружность. Одна сторона параллелограмма равна 8. Найти: периметр параллелограмма    Периметр =4*8=32

Шаг 1

Если в параллелограмм вписана окружность, то он является ромбом.

Значит, все его стороны равны.

8

Шаг 2

ДАНО:

В параллелограмм вписана окружность. Одна сторона параллелограмма равна 8.

Найти: периметр параллелограмма

Периметр =4*8=32

Шаг 1 В С Если в четырехугольник вписана окружность, то суммы длин его противоположных сторон равны. А D Шаг 2 ДАНО: В трапецию вписана окружность. Сумма длин боковых сторон равна 30. Найти: среднюю линию трапеции    По условию АВ+СD=30. Значит, АD+ВС=30 тоже. Средняя линия трапеции=(АD+ВС):2=30:2=15.

Шаг 1

В

С

Если в четырехугольник вписана окружность, то суммы длин его противоположных сторон равны.

А

D

Шаг 2

ДАНО:

В трапецию вписана окружность.

Сумма длин боковых сторон равна 30.

Найти: среднюю линию трапеции

По условию АВ+СD=30. Значит, АD+ВС=30 тоже.

Средняя линия трапеции=(АD+ВС):2=30:2=15.

Шаг 1 В любом четырехугольнике сумма углов 360 °. ? 60 ° 110 ° Шаг 2 ДАНО: АВ=ВС; АD=CD;   НАЙТИ:     Судя по условию,  Значит,

Шаг 1

В любом четырехугольнике сумма углов 360 °.

?

60 °

110 °

Шаг 2

ДАНО:

АВ=ВС; АD=CD;

НАЙТИ:

Судя по условию,

Значит,

Задания для самостоятельного решения

Задания для самостоятельного решения

Использованные материалы 1. Задачи Открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ; http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0

Использованные материалы

1. Задачи Открытого банка ОГЭ сайта ФИПИ; http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интерактивное пособие для подготовки учащихся к ОГЭ ( Геометрия, Четырехугольники)

Автор: Грибанова Татьяна Алексеевна

Дата: 28.08.2021

Номер свидетельства: 585953




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства