kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-познавательный проект "Математика и музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

информационно-познавательный проект "Математика и музыка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект "Математика и музыка"»

Информационно –познавательный проект  Математика и музыка Автор проекта : Рахимова Ксения ученица 7Бкласса МБОУ СОШ №126 имени Героя России Д. Новоселова Наставник : Жигалко Любовь Николаевна

Информационно –познавательный проект

Математика и музыка

Автор проекта :

Рахимова Ксения ученица 7Бкласса МБОУ СОШ №126 имени Героя России Д. Новоселова

Наставник : Жигалко Любовь Николаевна

Введение Цель работы:  Выполнение презентации «Связь математики и музыки», составление оригинальных математических заданий, связанных с музыкой Задачи:

Введение

Цель работы:

Выполнение презентации «Связь математики и музыки», составление оригинальных математических заданий, связанных с музыкой

Задачи:

  • 1) Изучить научно-популярную литературу и интернет-источники по теме проекта;
  • 2) проанализировать и обобщить информацию о сходстве предметов; установить точки «соприкосновения» математики и музыки;
  • 3) подготовить презентацию работы;
  • 4) разработать оригинальные музыкально-математические творческие задания
Введение Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в ней совершенство, простоту и гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в пространство чисел и не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Введение

Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков и открываем в ней совершенство, простоту и гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в пространство чисел и не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.

Пифагорейское учение

Пифагорейское учение

  • Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два предмета - музыку и математику. В сочетании этих двух наук позволило ему первому догадаться, о взаимосвязи музыки и математики. Пифагор считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, что эти два понятия дополняют друг друга и восстанавливают хаотичность мышления.
  • Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашел прямое доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число».
Связь математики и музыки

Связь математики и музыки

  • Математика (греч. - знание, наука). Наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
  • Музыка (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.
Связь математики и музыки

Связь математики и музыки

  • Многие греческие математики, в том числе Евклид и Клавдий Птолемей, посвятили музыкальным созвучиям и построению музыкальной шкалы специальные сочинения.
  • Поиски математических закономерностей в музыкальных созвучиях вели такие великие математики, как Иоганн Кеплер, Готфрид Лейбниц, Леонард Эйлер.
  • Исследованию музыки посвящали свои работы также величайшие математики: Рене Декарт, Даниил Бернулли.
Ритм  Окружающий нас мир полон ритмов. Оглядимся вокруг: ритмично звучат шаги, ритмично наше дыхание, ритмичен стук колес поездов.

Ритм Окружающий нас мир полон ритмов. Оглядимся вокруг: ритмично звучат шаги, ритмично наше дыхание, ритмичен стук колес поездов.

  • Математика:
  • Ритмы можно обнаружить и среди чисел. Посмотрите на этот рисунок. Первые 100 натуральных чисел расположены в виде изящной правильной фигуры – так называемого Пифагорова квадрата. У чисел, стоящих в одной строке совпадают первые цифры, у чисел, стоящих в одном столбце, совпадают вторые цифры.
  • Музыка:
  • Ритм – один из важнейших элементов музыки.
  • Ритм – чередование длительностей, у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок.
2. Доли и действия с ними

2. Доли и действия с ними

  • В музыке мы имеем дело с короткими и длинными длительностями, они составляют основу любого ритма. Шестнадцатая, восьмая, четвертная, половинная, целая нота… Длительности музыкальных нот заимствовали свои названия у дробей
  • Мы видим, что длительности получаются так же как дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать как дробные числа, например:
  • 1/4 = 1/8 + 2/16
2. Доли и действия с ними    При записи мелодии звуки имеют свою длину (длительность). Здесь и происходит совпадение целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

2. Доли и действия с ними При записи мелодии звуки имеют свою длину (длительность). Здесь и происходит совпадение целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

2. Доли и действия с ними    1/2 1/8

2. Доли и действия с ними

1/2

1/8

3. Вариации Математика:  Число можно определить и описать многими способами, т.е в различных вариациях. Музыка:  Вариация-форма музыкального произведения, состоящего из нескольких частей, каждая из которой звучит с изменениями. Композитор, разрабатывая избранную им тему, может варьировать ее мелодический рисунок, видоизменять ритм и гармонию, т.е. созвучия, он может варьировать одновременно 2 или даже 3 элемента, с каждой вариацией всё более уходя от начальной темы. Задание:

3. Вариации

  • Математика:

Число можно определить и описать многими способами, т.е в различных вариациях.

  • Музыка:

Вариация-форма музыкального произведения, состоящего из нескольких частей, каждая из которой звучит с изменениями.

  • Композитор, разрабатывая избранную им тему, может варьировать ее мелодический рисунок, видоизменять ритм и гармонию, т.е. созвучия, он может варьировать одновременно 2 или даже 3 элемента, с каждой вариацией всё более уходя от начальной темы.

Задание:

Параллели В музыке параллели встречаются в нотах. Прежде всего, это 5 прямых, образующих нотный стан.

Параллели

В музыке параллели встречаются в нотах. Прежде всего, это 5 прямых, образующих нотный стан.

  • В математике изучаются параллельные прямые, параллелограмм, параллелепипед.
  • Слово “параллельный” происходит от греческого “параллелос” - идти рядом.
Параллели  Параллельные линии можно увидеть не только в нотах, но и во внешней форме некоторых музыкальных инструментов: струны арф или органные трубы.

Параллели

Параллельные линии можно увидеть не только в нотах, но и во внешней форме некоторых музыкальных инструментов: струны арф или органные трубы.

Противоположности Музыка.  Противоположностей в музыке множество: громкий – тихий,  быстрый – медленный, длинный – короткий; вокальная музыка – инструментальная музыка; многоголосие – одноголосие.  Математика:  Существуют ли математические противоположности?

Противоположности

  • Музыка.

Противоположностей в музыке множество:

  • громкий – тихий,
  • быстрый – медленный,
  • длинный – короткий;
  • вокальная музыка – инструментальная музыка;
  • многоголосие – одноголосие.
  • Математика:

Существуют ли математические противоположности?

  • Отрицательное число – положительное число
  • Число х - обратное число 1/х
  • Плюс - минус
  • Сложение – вычитание
  • Умножение – деление
  • Четное число – нечетное число
Пропорции

Пропорции

  • Музыка:
  • Композитор может комбинировать в различных пропорциях соотношения музыкальных инструментов, исходя из звуковой палитры задуманного произведения. А как изменяются пропорции в звучании духовых и ударных инструментов при переходе от симфонической музыки к произведениям, написанным только для ударных или только для духовых инструментов! Интересно сравнить пропорции в звучании различных групп инструментов в музыке великих мастеров прошлого.
  • Математика:
  • На уроках математики изучаем пропорции, решаем уравнения и задачи, применяя основное свойство пропорции.
Заключение

Заключение

  • Математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой. Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека.
  • «Музыка - это математика интуиции»-говорил Олег Гуцуляк украинский писатель, культуролог, философ.
  • Дети, изучающие музыку, лучше усваивают математику, и наоборот детям, понимающим математику, легче дается музыка. Ученики музыкальной школы четко понимают значение математики в музыке.
  • Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно сыграть музыкальный фрагмент.
  • Изучив и проанализировав литературу и интернет-источники, я выявила, что у математики и музыки много общего. Таким образом математика и музыка тесно связаны между собой.
Литература

Литература

  • Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. М.: Музыка.1966
  • Волошинов А.В. «Математика и искусство». М.: Просвещение.1992
  • Шарапкин Е.П. гармония математики и музыки//Университетские чтения.2006гМнемозина, 2014.
  • Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник., Мнемозина, 2015
  • Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник. , Мнемозина, 2014
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., ОНИКС, 1998
  • неплохая мелодия. И я узнал очень много интересного и познавательного для себя. «Математика и музыка - сестры», которые не могут существовать отдельно.
Информационно –познавательный проект  Математика и музыка Автор проекта : Рахимова Ксения ученица 7Бкласса МБОУ СОШ №126 имени Героя России Д. Новоселова Наставник : Жигалко Любовь Николаевна

Информационно –познавательный проект

Математика и музыка

Автор проекта :

Рахимова Ксения ученица 7Бкласса МБОУ СОШ №126 имени Героя России Д. Новоселова

Наставник : Жигалко Любовь Николаевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Информационно-познавательный проект "Математика и музыка"

Автор: Жигалко Любовь Николаевна

Дата: 14.04.2023

Номер свидетельства: 629621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства