Игровые технологии в математическом развитии младших дошкольников
Игровые технологии в математическом развитии младших дошкольников
Современные технологии математического развития дошкольников направленно активизацию познавательной деятельности ребенка освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, способы измерения велечин установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в математическом развитии младших дошкольников»
Игровые технологии
в математическом развитии
младших дошкольников
Подготовила: воспитатель МБДОУ №106
Томина С.В.
Современные технологии математического развитиядошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.
Игровая педагогическая технология
Слово «технология» происходит от греческого слова : «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
Понятие «игровая педагогическая технология» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличии от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цель математической игровой технологии
Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые игры.
Структура математической игровой технологии
Основными структурными компонентами математической игровой технологии являются:
игровой замысел,
правила, игровые действия,
содержание, оборудование
результат игры.
Организационные этапы математической игровой технологии
Первый этап – это предварительная работа . На этом этапе происходит выбор самой игры, постановка цели, разработка программы ее проведения.
Второй этап – подготовительный . Во время подготовительного этапа воспитанники знакомятся с правилами игры, происходит психологический настрой на игру. Подготовительный этап игры может проходить как непосредственно перед самой игрой, так и начаться заблаговременно до проведения самой игры.
Третий этап – это непосредственно сама игра , воплощение программы в деятельности, реализация функций каждым участником игры. Содержание данного этапа зависит от того, какая игра проводиться
Четвертый этап – это заключительный этап или этап подведения итогов игры . Данный этап является обязательным, так как без него игра будет не полной, не законченной, потеряет смысл. Как правило, на этом этапе подводятся общие итоги игры: как прошла игра, понравилась ли она воспитанникам, нужно ли еще проводить подобные игры и т.п.
Виды математических игровых технологий
Проблемно-игровая технология
Технология ТРИЗ
Эвристическая технология
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико- математической деятельности . Проблемно- игровая технология представляется в системе следующих средств : логико- математические игры , логико- математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико- математический опыт .
В проблемно- игровой технологии логико- математические игры представлены в виде групп:
- настольно-печатные - «Цвет и форма» , «Логический домик» и др.
-игры на объемное моделирование - «Кубики для всех» , «Геометрический конструктор» и др.
- игры на плоскостное моделирование - «Танграм» , «Сфинкс» , «Тетрис» и др.
-игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор» , «Куб-хамелеон» , «Цветное панно» и др.
-игры на составление целого из частей - «Дроби» , «Чудо-цветик» и др.
-игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест ( «Пятнашки» ) и др.
Технология ТРИЗ
в основе этой игровой технологии лежит не просто обучение детей математике , сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ- технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу» .
ТРИЗ-упражнения:
«Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков;
«Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем;
«Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.
Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Выбери троих»
Игра «Да-нет»
Эвристическая игровая технология
Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание.
Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей.
Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина) . В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями , присущими объективной реальности.
Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»В.А.Сухомлинский