«Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ на уроках математики через решение разных видов задач.»
«Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ на уроках математики через решение разных видов задач.»
Функциональная математическая грамотность- способность использовать математические знания, приобретенные за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного практико-ориентированного содержания для дальнейшего обучения и успещной социализации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ на уроках математики через решение разных видов задач.»»
«Омутинская специальная школа» филиал МАОУ ОСОШ №1
Учительский всеобуч
«Формирование функциональной грамотности
у детей с ОВЗ на уроках математики
через решение разных видов задач.»
Усова Г.П.- учитель математики,
высшая категория
с. Омутинское, 2024 г.
«Что означает владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности»
Джордж Пойа
Математическая грамотность —
это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.
Функциональная математическая грамотность
способность учащегося использовать математические знания , приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
Функциональная математическая грамотностьвключает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа - задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы , выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики , построить модель решения.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Учащийся должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
способностью строить социальные отношения»
Методическая копилка по развитию функциональной математической грамотности у учащихся с ОВЗ на уроке математики.
Математическая разминка.
1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник. 2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
«Корзина понятий»
Цена — это стоимость одного предмета.
Деньги любят счёт.
Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.
Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.
Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.
Количество — это множество товара.
В России две группы денег: монеты и купюры.
Деньги можно хранить в банке, копилке.
Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
В магазине дают сдачу.
Деньги воровать нельзя.
Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.
Когда денег не было, люди обменивались товаром.
На деньги можно купить всё, кроме здоровья.
Деньги надо зарабатывать.
Деньги можно тратить.
ЗАДАЧИ НА ЛОГИКу
*Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? 8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас 13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.
* Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.) Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.
* а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех. Лучше всех решает задачи Вова. б) Полкан лает чаще, чем Жучка, но реже, чем Барбос. Напиши, кто лает чаще всех. Чаще всех лает Барбос. в) Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Напиши, кто мяукает громче всех. Громче всех мяукает Барсик.
1.Четверо играли в домино четыре часа. Сколько времени играл каждый?
2.Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однознаному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Какое это число?
3.Цифра десятков в двузначном числе на три больше цифры единиц и равна 7. Какое это число?
4.Сумма двух чисел равна 330. Когда в большем числе отбросили справа один нуль, то числа оказались равными. Какие это числа?
5.Из города в деревню выехал велосипедист со скоростью 12 км/час. Одновременно с ним вышел из деревни в город пешеход со скоростью 5 км/час. Через час они встретились.
а) Кто в момент встречи был дальше от города: велосипедист или
пешеход
б) Какое расстояние от города до деревни?
6.Ваня и Петя сидели на берегу и ловили рыбу. У Вани рыба клевала плохо, а у Пети хорошо.
В это время подошла сестра Вани и спросила у брата: «Ну, как клев, рыболов? Много ли наловили?» И Ваня сказал: «А ты угадай сама. У нас вместе на 15 рыбок больше, чем у меня, а у одного из нас на 12 рыб меньше, чем у другого. Но сестра быстро угадала, сколько рыбок у Вани и Пети. Сосчитайте и вы.
7.Как могут разместиться на скамейке Надя, Тамара, Мурат и Серик, чтобы мальчики и девочки не чередовались? Пользуясь обозначениями, запиши все возможные варианты.
8.Запиши выражения в тетради столбиком. Из цифр 4, 9, 0,1,5,2 составь наибольшее и наименьшее шестизначные числа. Найди их разность. Из цифр разности составь наибольшее и наименьшее числа. Опять найди разность. Повтори последовательность действий 4 раза.
Сколько различных двузначных чисел можно записать, используя цифры 2, 7, 9, если цифры в этих числах могут повторяться?
9.В синем, красном и зеленом стаканчиках стоят карандаши, фломастеры и ручки. В синем стаканчике не ручки и не карандаши. Где лежат карандаши, если в зелёном стаканчике их нет?
10.Часы отбивают каждый час столько ударов, сколько они показывают часов, а каждые пол часа – один удар. Сколько ударов они сделают с часу дня до 12 часов ночи?
СЮЖЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
1. Гном идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг гном делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
задача«День рождения» а
В семье Воробьевых приближался день рождения дочери Ирины. Ирина учится в 3 классе. Она планировала пригласить на день рождения своих подружек. Вместе с мамой они стали решать вопрос о праздничном угощении. Мама предложила испечь торт. Дочь в свою очередь предложила маме купить уже готовый торт в магазине. Но мама не согласилась с ее предложением, так как посчитала, что такой вариант будет менее выгодным для семейного бюджета. Чтобы угощения хватило на всех, для праздничного стола необходим торт весом в 1 кг.
Для решения проблемы определи стоимость каждого продукта, необходимого для приготовления торта, используя справочную информацию. Запиши расчеты стоимости продуктов в таблицу
Название продукта
Полная стоимость продукта
сливочное масло
Необходимо потратить на покупку продуктов
яйца
молоко
мука
сгущенное молоко
Итого:
Справочная информация:
Цена торта в магазине
(1 кг)
Цена продуктов для приготовления торта весом в
600 рублей
Количество ингредиентов для приготовления торта и крема для украшения торта
пачка сливочного масла – 135 рублей
сливочного масла
1 десяток яиц – 80 рублей
2 яйца
молока – 65 рублей
200 мл молока
муки –90рублей
муки
1 банка сгущенного молока – 120 рублей
1 банка сгущенного молока
Характеристика задания
Задание. «День рождения».
• Содержательная область оценки – Количество
• Компетентностная область оценки - Применять
• Контекст- Личная жизнь
• Формат ответа – развернутый ответ
• Описание задания («объект оценки» (предметный результат)) – распознает зависимости и применяет данные, представленные в табличной форме, на основе анализа интерпретирует результат
• Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: мысленно моделировать предложенную ситуацию, находить число одинаковых частей, из которых составлено целое, проверять правильность предположения.
Формирование функциональной математической грамотности включает:
• методическую готовность учителя к формированию математической грамотности;
• овладение методикой становления универсальных учебных действий младшего школьника;
• применение технологии «педагогическая диагностика»;
• реализацию дифференцированного подхода;
• использование содержания программ внеурочной деятельности, цифровых образовательных ресурсов.
Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную математическую грамотность у учащихся с ОВЗ, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.