Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Трудовое воспитание как фактор социальной адаптации и коррекции отклонений в развитии обучающихся на уроках математики"»
Трудовое воспитание как фактор социальной адаптации и коррекции отклонений в развитии обучающихся на уроках математики
подготовила: Михеева Т.В.
учитель математики
г.Чернушка,2019
Трудовая деятельность
– это та форма проявления жизненной активности человека; которая, оказывает решающее влияние на его развитие
Труд играет большую роль в судьбе школьников с ОВЗ. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
По мнению Воронковой В.В., в системе педагогических мер воздействия на психику ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития детей с ОВЗ.
Практика работы показывает, что обучающиеся с нарушениями интеллекта испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в
практической трудовой деятельности. Содержание программ С(К)ОУ VIII вида, в частности программа по математике, позволяет подготовить обучающихся к последующей успешной социализации и трудовой деятельности.
Социализация
- Это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, в соответствии с их психофизическими возможностями.
Трудовая адаптация
- это процесс и результат подготовки выпускников образовательных учреждений к самостоятельной жизни и профессиональному труду, в соответствии с их психофизическими возможностями.
Трудовая адаптацияумственно отсталых школьников
- «…приспособление, приноравливание, вливание обучающихся своим трудом в общество ».
Педагогические условия, обеспечивающие трудовую адаптацию и социализацию обучающихся с УО:
формирование самостоятельности в трудовой деятельности через развитие общетрудовых навыков и умений;
осуществление межпредметных связей и связи обучения с жизнью;
формирование умений применять полученные знания в разнообразных меняющихся условиях;
осуществление взаимосвязи урока и внеклассных форм работы с целью углубления, расширения и коррекции знаний обучающихся по учебным предметам;
отработка практических умений применять полученные знания в решении жизненных задач и профессиональном труде;
формирование положительного отношения к труду,
развитие речи и др.
Главная общеобразовательная цель
обучения математике:
добиться овладения обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь, то есть способствовали трудовой адаптации обучающихся в современных социально-экономических условиях жизни и производства.
Задачи:
1. Создать в процессе работы коррекционно-развивающую среду.
2. Углубить полученные математические знания, вычислительные, измерительные и чертёжные навыки, необходимые для трудовой адаптации.
Формировать элементарные экономические знания, умения применять эти знания в различных жизненных и трудовых ситуациях.
4. Развивать и коррегировать недостатки познавательной деятельности обучающихся.
5. Воспитывать социально- личностные качества обучающихся (трудолюбие, настойчивость, волю, умение доводить начатое дело до конца и др.)
Активные методы
- продуктивные, частично-поисковые методы;
- проблемные методы;
- практические методы (упражнения, практические работы);
- наглядные методы (самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций);
- игра;
- дифференцированный инструктаж к выполнению заданий;
- дифференцированное использование карточек контроля, карточек – подсказок, схем – шпаргалок; карточек – алгоритмов выполнения заданий.
Связь обучения математике с жизнью, профессиональным трудом.
Умение оперировать различными величинами (массы, времени, длины, стоимости);
Овладение элементарными экономическими понятиями;
Развитие речи (пополнение и обогащение словарного запаса на уроках и внеклассных мероприятиях).
Заключение
Социализация – процесс педагогически корректируемый. Может успешно осуществляться у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, несмотря на их психофизические особенности и ограниченные возможности, при правильной организации обучения и воспитания в С(к)ОУ VIII вида.
Целенаправленная реализация межпредметных связей математики и профессионально-трудового обучения положительно влияет на развитие вычислительных, измерительных и чертёжных навыков, на возможность их применения для более успешной трудовой адаптации в современных экономических условиях.
Изучение математики в С (к)ОУ VIII вида, является одним из условий подготовки детей с недостатками в умственном развитии к трудовой адаптации в современных условиях жизни и труда.