Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Применение ИКТ как средства реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики в СКОУ VIII вида"»
«Применение ИКТ как средства реализации дидактических принципов системно-деятельного подхода на уроках математики в СКОУ VIII вида»
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике.
Главная задача: организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Компоненты овладения знаниями при СДП:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка .
Ученик - Учитель
Позиция учителя
Позиция ученика
к классу не с ответом, а с вопросом.
за познание мира в специально организованных условиях.
Как показали исследования человек запоминает:
только 10% того, что он читает ,
20% того, что слышит,
30% того, что видит ,
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях ,
80%-90% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал н а 90%.
Близкие к приведенным данные, были получены американскими и российскими исследователями.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении:научить не знаниям, а работе.
Для этого учитель ставит ряд вопросов: - какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; -какие методы и средства обучения выбрать; -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся; -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов, остановлюсь на некоторых, которые применяю на своих уроках математики
Методы обучения при использовании системно-деятельностного подхода.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся .
Активные методы
Цель: быстро включить класс в работу, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Это может быть разгадывание кроссворда, решение нестандартной задачи и т.д. на усмотрение учителя. Главное «захватить» внимание учащихся.
Активизация знаний
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск; - обсуждение результатов.
Активизация знаний с применением компьютерных технологий
Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. Учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить пропущенное и внести необходимые пояснения.
Активизация знаний с применением компьютерных технологий
Активизирует познавательный процесс у обучаемых, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса
Активизация знаний с применением компьютерных технологий
Использование презентации на уроках позволяет повысить эффективность восприятия материала, развивает аналитическое мышление, пространственное воображение, внимание.
Активизация знаний с применением компьютерных технологий
Использование компьютера на разных этапах урока, позволяет довести время активной работы учеников до 70% времени урока, вместо обычных 20%.
Мотивация учебной деятельности
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Мотивация учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Мотивация учебной деятельности
Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Создания условий для приобретения обучающимися социального опыта на уроках математики
Цель изучения школьного курса математики состоит не столько в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне, сколько в овладении умением применять математику в окружающей действительности.
Создания условий для приобретения обучающимися социального опыта на уроках математики
Поэтому я использую такой приём, как включение в урок
заданий мотивационного характера , содержащие сведения из жизни.
Принцип деятельности -ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе учебно-познавательной деятельности.
Работа в группах
Принцип минимакса -предоставление возможности освоения и усвоения учебного материала каждым ребёнком на максимально возможном для него уровне
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Самопроверка при решении примеров
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Рефлексия учебнойдеятельности на уроке (итог)
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех и в жизни.