Изучение возможности значительного увеличения кредитования системой банков средствами решения задач на применение формул геометрической прогрессии, в условиях систематизации теоретических знаний.
Общие: развитие коммуникативных навыков, а также универсальных навыков исследовательской деятельности.
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели достижения результата |
1.Оргмомент | Подготовка к занятию, вовлечение в активную деятельность | Сообщение цели. Создание ситуации. «Геометрическая прогрессия имеет очень широкие приложения в экономике. С её помощью банк производит расчеты с вкладчиком, решает, стоит ли вкладывать деньги в крупные проекты, доход от которых будет получен через несколько лет и т.д. Мы на уроке рассмотрим только один вопрос: как банки дают кредиты различным фирмам и как система банков может значительно увеличить возможности кредитования фирм?» | Разбиваются на 4 группы, каждая из которых представляет один из банков: «Алмаз», «Берилл», «Изумруд», «Сапфир». | Готовность класса и оборудования к быстрому включению в работу. |
2. Актуализация опорных знаний. Запись основных формул. | Побуждение к актуализации теоретических знаний. | Задает вопросы. | Работают в группе, обсуждают, записывают формулы геометрической прогрессии в тетрадь, участвуют в диалоге. . | Запись формул геометрической прогрессии в тетрадь. |
3. Разбор схемы структуры банковской системы России. | Демонстрация схемы-структуры банковской системы России. | Демонстрирует схему-структуру банковской системы России и рассказывает об обязательных и свободных резервах коммерческих банков. «Центральный банк России(ЦБ) руководит работой всех коммерческих банков, которые принимают деньги у населения, фирм, объединений и т.д., а также выдают кредиты. По закону о банках каждый коммерческий банк обязан часть поступающих к нему денег хранить в ЦБ, который ими распоряжается. Это так называемые обязательные резервы банка. Они устанавливаются как определенный процент от суммы вклада, поступающего в банк. Остальными деньгами – свободными резервами – банк распоряжается самостоятельно: может дать их в кредит, может купить на них ценные бумаги и т.д. » | Запись схемы в тетрадь. | Знакомство класса со структурой банковской системы России. |
4. Решение задачи № 1. Вывод экономической формулы. | Влияние ЦБ на размер кредитов предоставляемых банками. | Предлагает задачу №1 на нахождение обязательных и свободных резервов, после решения обсуждается вопрос: «От чего и как зависят величины свободных резервов и может ли ЦБ влиять на размер кредитов, предоставляемых банками?» Предлагает записать величины обязательных и свободных резервов в общем виде. | Решают задачу №1. Обсуждают вопрос, формулируют вывод. Записывают формулы в тетрадь. | Итог дискуссии: существует прямая зависимость величины свободных резервов от суммы вклада в банк, а каждый банк может выдать кредитов на сумму, не превышающую величины его свободных резервов. ЦБ может активно влиять на величину кредитов, предоставляемых коммерческими банками: увеличивая долю обязательных резервов, он уменьшает величину кредитов, предоставляемых каждым банком и наоборот. |
5. Коллективный разбор возможности кредитования системы банков. Неизбежность использования формулы суммы n членов геометрической прогрессии. | Вычисление суммарного объема кредитов, выданных системой банков. | Предлагает рассмотреть систему из 4 банков, где Р% = 20%, и в первый банк «Алмаз» внесен вклад, равный 400000 руб., причем каждый банк производит те же операции, что и предыдущий. Все результаты свести в таблицу и вычислить суммарный объем кредитов. Ставит задачу: как можно упростить и тем самым ускорить операцию подсчета суммы выданных кредитов, побуждая воспользоваться формулой суммы конечного числа первых членов геометрической прогрессии. | В каждой группе решают задачу для своего банка. Делают вывод, что свободные резервы системы банков образуют первые 4 члена геометрической прогрессии с первым членом 320000 и знаменателем 0,8. Пользуясь формулой суммы конечного числа первых членов геометрической прогрессии выясняют, что система из 4 банков может выдать кредитов более чем в 3 раза больше, чем 1 банк при тех же условиях. | Неизбежность использования формулы суммы конечного числа первых членов геометрической прогрессии. Вывод: в системе работать выгоднее. |
6. Решение задачи № 2. Знакомство с мультипликатором. | Побуждение к выяснению оптимальных условий: сколько банков должно быть в системе, существует ли предел суммарного объема кредитов. . | Предлагает увеличить количество банков в системе, т.е. решить задачу №2, заметить рост возможности кредитования, ставится вопрос: «Если система будет содержать n банков?» Побуждает обнаружить факт того, что, чем больше число n, то сумма кредитов не отличается от значения суммы членов бесконечно убывающей прогрессии, которое показывает предельные возможности системы. Вводит понятие мультипликатора, который показывает, во сколько раз увеличивается величина начального кредита при рассмотрении бесконечной системы банков. | Решают задачу №2. Делают вывод. Обсуждают вопрос неограниченного увеличения числа банков в системе. Приходят к формуле суммы членов бесконечно убывающей прогрессии, которое показывает предельные возможности системы. Знакомятся с мультипликатором. | Обнаружение факта существования предела суммарного объема кредитов. |
7. Решение обратной задачи №3. | Побуждение к выяснению оптимальных условий: сколько банков должно быть в системе при заданных значениях. Использование изученных формул. | Предлагает решить задачу №3. | Решают задачу №3. | Неизбежность использования изученного материала для решения экономических задач. |
8. Рефлексия, подведение итогов. | Анализ факта и способов достижения цели урока. | Побуждает учащихся к анализу их способов действия на уроке и полученных результатов. Оценивает работу учащихся. Показывает возможности использования новых знаний. | Осуществляют самооценку достижений и способов деятельности на уроке. | Осмысление учащимися своей деятельности на уроке, своих личных достижений и достижений группы. Понимание обучающимися цели, содержания и способов реализации домашнего задания. |
9. Домашнее задание. Создание и защита мини-проекта. | Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. | Предлагает учащимся сочинить систему, из конечного числа банков, назначить начальные условия, вычислить суммарный объем кредитов. | Смотрят, слушают. | Принятие к сведению. |