Занятия кружка «Юный математик» рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов. Задачи на разрезание и складывание фигур – одна из тем математического кружка, программа которого основывается преимущественно на методах деятельностного обучения (творческих, исследовательских работ учащимися). В геометрии важно смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей – эти умения необходимо развивать у учащихся 5 – 6 классов. Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, воображения, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал. Формы деятельности могут быть разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная. Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на разрезание и раскрашивание»
Цель: формирование у учащихся практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур.
Задачи занятия:
активизация познавательной деятельности школьников;
повышение информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
обеспечение педагогических условий для развития творческого потенциала;
развитие готовности к самообразованию.
Время реализации: 45 минут.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация для сопровождения занятия.
Форма проведения: практическое занятие.
Подготовительная работа: составить из пяти одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют» друг с другом только сторонами, 12 фигур.
Пояснительная записка.
Занятия кружка «Юный математик» рассчитаны на учащихся 5 – 6 классов. Задачи на разрезание искладывание фигур – одна из тем математического кружка, программа которого основывается преимущественно на методах деятельностного обучения (творческих, исследовательских работ учащимися). В геометрии важно смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей – эти умения необходимо развивать у учащихся 5 – 6 классов. Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, воображения, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал. Формы деятельности могут быть разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная. Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе.
Ход занятия.
1. Актуализация знаний.
Объявление темы, цели и задач занятия (слайд 1). Смекалка и находчивость, усидчивость и аккуратность при выполнении заданий помогут в достижении цели. Задания этого занятия позволят поиграть. «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать» - говорил Галилео Галилей {1](слайд 2).
2. Проверка подготовительной практической работы учащихся.
С помощью функции интерактивной доски «выбрать» передвижение 12 фигурок, которые представляют собой набор игры пентамино(слайд 3).
3. Исторический материал.
Популярная игра пентамино является одной из представительниц целой группы головоломок с общим названием "полимино"(производное от домино). Этот термин в 1953 году ввел в употребление американский математик Соломон Голомб - создатель теории полимино и многочисленных геометрических головоломок с фигурками тримино, тетрамино и пентамино (от греческого trias, tetra, pente — три, четыре, пять). Его книга с описанием многочисленных головоломок стала мировым бестселлером, была переведена на множество языков, в том числе и русский. Самый хит — это Pentomino Puzzle или Pentominous. Суть игры в том, чтобы из фигурок разной формы, но состоящих в данном случае непременно из пяти квадратиков, собирать заданные сюжеты. Вариантов таких фигурок, если их вращать только в одной плоскости, может быть 12. В нашей стране расцвет этой головоломки наступил после 1975 года благодаря публикациям в журнале "Наука и жизнь", где тема полимино стала едва ли не постоянной рубрикой. После публикаций выяснилось, что есть и наш отечественный изобретатель пентамино - ленинградец Н.Д.Сергиевский, предложивший эту головоломку еще в 1935 году под названием "12 по 5". В 1951 году эта головоломка участвовала во Всесоюзном конкурсе детской игрушки. После этого связанные с полимино игры и задачи удивительно быстро распространились по всему миру и захватили обширную аудиторию от младших школьников до профессиональных математиков[3](слайды 4, 5).
4. Практическая работа.
Выполнение заданий:
Уложите все 12 фигур пентамино в прямоугольник 6 * 10. Сколько возможных вариантов?
Постройте 2 прямоугольника 5 * 6 (слайд 6).
Шахматную доску 8*8 полностью покрыть пентамино нельзя. Если вырезать в середине квадрат 2*2, то оставшиеся клетки покрываются 12-тью фигурками пентамино. Найти хотя бы один вариант подобного покрытия 8*8 с вырезанной серединой. С помощью функции «шторка» демонстрация готовых решений на интерактивной доске. Показ покрытия, предложенного Голомбом (слайд 7).
5. Исторический материал.
Пифагор – древнегреческий ученый VI века до нашей эры. Занимался математикой, философией, естественными науками. Одно из самых замечательных утверждений – теорема Пифагора [4]. Пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, образованный диагоналями правильного пятиугольника. Пятиконечная звезда по легенде считалась в школе Пифагора символом дружбы, чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга (слайд 8,9).
6. Практическая работа.
Фигуру формы креста надо разрезать на 5 фигурок, из которых можно выложить 5 фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм, четырехугольник с двумя прямыми, острым и тупым углами. Для этого необходимо перечертить выкройку, сообразить, где нужно наметить еще одну линию разреза, пересекающую контур в трех точках и перпендикулярную длинному пунктиру. Последнюю линию разреза можно показать после щелчка (слайд 10).
7. Подведение итогов.
Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать на переменках, в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе (слайд 11).
Используемая литература:
Кордемский Б.А. Математические завлекалки. - М.: Издательский дом ОНИКС: Альянс-В, 2000.
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5 – 6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/ И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2002.