Факультатив «Практические задачи по математике»
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа факультатива «Практические задачи по математике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа», программы факультатива «Математика в практических заданиях» Захаровой О.А. (Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.-Ч.2: 192с.)
Программа факультатива рассчитана на учащихся начальных классов общеобразовательной школы и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность курса
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни.
На факультативных занятиях у обучающихся формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.
Таким образом, предлагаемый факультативный курс призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающий весь материал, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Стандарта. Дать ему первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т. п. А также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.
Новизна курса
Специфика факультатива «Практические задачи по математике» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий математические, природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность изучения окружающего мира математическими средствами. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. Интегрированный характер факультативного курса обеспечивается межпредметными связями математики с окружающим миром, технологией, изобразительным искусством.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения учащихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Отличительной особенностью факультативного курса «Практические задачи по математике» от авторской программы факультатива «Математика в практических заданиях» Захаровой О.А. является то, что решение практических задач осуществляется через организацию проектной деятельности учащихся. Посредством выполнения проектов по темам курса детям даётся возможность получить осязаемый продукт, который может быть использован в процессе учебной деятельности. В результате проделанной работы учащиеся смогут углубить и систематизировать знания по основному курсу математики, существенно расширить их за счёт выполнения нестандартных заданий, получить дополнительную информацию по предмету, сформировать устойчивый интерес к учению, развить логическое мышление.
Цели и задачи курса
Основная цель программы: создание благоприятных условий для повышения уровня математического развития учащихся посредством решения практических и проектных задач.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
сформировать представление об идеях и методах математики, как форме описания и методе познания окружающего мира;
сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
выявить и развить математические и творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер;
формировать навыки проектной деятельности учащихся;
развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры факультативного курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:
• формирование основ гражданской идентичности личности
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
Реализация указанных ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, практических заданий, проектных задач, дидактических и развивающих игр.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Одним из видов деятельности по освоению данного курса является проектная. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащимся самим следует выбрать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т.д.). При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожелания детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведён до логического завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Раздел 3. Описание места математики в учебном плане.
Факультатив «Практические задачи по математике» предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.
Курс рассчитан для 4 классf на 34 часа в год (по 1 часу в неделю).
Раздел 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультатива.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения факультативного курса является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения факультативного курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Раздел 5. Содержание факультатива
Основные содержательные линии
Основное содержание обучения в программе факультатива представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными», «Окружающий мир».
4 класс
Числа и величины
Натуральные и дробные числа.
Знакомство с нумерацией чисел класса миллионов и класса миллиардов.
Понятие доли и дроби. Запись доли и дроби с помощью упорядоченной пары натуральных чисел: числителя и знаменателя. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.
Величины и их измерение.
Литр как единица вместимости. Сосуды стандартной вместимости. Соотношение между литром и кубическим дециметром. Связь между литром и килограммом.
Арифметические действия
Действия над числами и величинами.
Алгоритм письменного умножения многозначных чисел «столбиком».
Предметный смысл деления с остатком. Алгоритм письменного деления с остатком «столбиком»
Элементы алгебры.
Буквенное выражение как выражение с переменной (переменными). Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной (переменных). Уравнение как равенство с переменной. Понятие о решении уравнения. Способы решения уравнений: подбором, на основе зависимости между результатом и компонентами действий, на основе свойств истинных числовых равенств.
Текстовые задачи
Арифметические текстовые (сюжетные) задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), процесс работы (производительность труда, время, объем всей работы), процесс изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход), расчета стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Решение задач разными способами.
Алгебраический способ решения арифметических сюжетных задач.
Знакомство с комбинаторными и логическими задачами.
Геометрические фигуры
Разбивка и составление фигур. Разбивка многоугольника на несколько треугольников. Разбивка прямоугольника на два одинаковых треугольника.
Знакомство с некоторыми многогранниками (прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и телами вращения (шар, цилиндр, конус).
Геометрические величины
Площадь прямоугольного треугольника. Понятие об объеме. Измерение объема тел произвольными мерками. Общепринятые единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр. Соотношения между единицами объема, их связь с соотношениями между соответствующими единицами длины.
Задачи на вычисление различных геометрических величин: длины, площади, объема.
Работа с данными
Таблица как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.
Круговая диаграмма как средство представления структуры совокупности. Чтение круговых диаграмм с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12 равных долей. Выбор соответствующей диаграммы. Построение простейших круговых диаграмм.
Алгоритм. Построчная запись алгоритма. Запись алгоритма с помощью блок-схемы.
Окружающий мир
Человек – часть природы. Охрана природы. Человек и общество. Наша Родина – Россия. История Отечества.
Основные виды учебной деятельности
• Моделирование ситуаций арифметическими и геометрическими средствами.
• Осуществление упорядочения предметов и математических объектов (по длине, площади, вместимости, массе, времени).
• Описание явлений и событий с использованием величин.
• Распознавание моделей геометрических фигур в окружающих предметах.
• Обнаружение математических зависимостей в окружающей действительности.
• Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
• Выполнение геометрических построений.
• Выполнение арифметических вычислений.
• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
• Планирование решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение.
• С равнение разных способов вычислений, решения задачи;
выбор рационального (удобного) способа.
• Накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления), решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислениях) характера.
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опросов, поисков.
• Создание презентаций.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
Курс факультатива «Практические задачи по математике» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. При оценивании проектов допускается оценка в баллах, которая заносится в паспорт проекта. Возможна оценка в виде рецензии или отзыва на выполненную работу (вместе с её фотографией), которую следует помещать в портфолио учащегося. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование факультатива
Календарно –тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ | Раз- дел прог- рам- мы | Тема курса | Элементы содержания | Форма организации занятия | Формирование УУД | Учеб- ные посо- бия | Дата |
1 | Введение ( 1 ч.) | Вводное занятие «Практические задачи по математике» | Все изученные темы 3 класса | Фрон- тальная работа | Познаватель- ные УУД: Общеучебные | Т. № 3, с.3-6 | |
2 | Путь «Из варяг в греки» ( 2ч.) | Решение практических задач «Путь «Из варяг в греки» | Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи на разностное сравнение и кратное сравнение величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. | Фрон- тальная работа | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волеввая саморегуляция Коммуникатив-ные УУД | Т. № 3, с.7-9 | |
3 | Проектная задача «Путь «Из варяг в греки» | Группо-вая работа | Т. № 3, с.7-9 | |
4 | Славянские цифры ( 2ч.) | Решение практических задач «Славянские цифры» | Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение и его значение. История Отечества. | Фрон- тальная работа | Познаватель- ные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; | Т. № 3, с.9-12 | |
5 | Проектная задача «Славянские цифры» | Проект- ная работа | Т. № 3, с.9-12 | |
6 | Лесные богатства России ( 3 ч.) | Решение практических задач «Лесные богатства России» | Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия. | Фрон- тальная работа | Логические УУД: - анализ; - синтез; - сравнение; - доказательство; -установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД | Т. № 3, с.13-15 | |
7-8 | Проектная работа «Лесные богатства России» | Проект- ная работа | | |
9 | Земли, не освоенные человеком ( 2 ч.) | Решение практических задач «Земли, не освоенные человеком» | Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. | Группо-вая работа | Т. № 3, с.16-18 | |
10 | Проектная задача «Земли, не освоенные человеком» | Проект- ная работа | Личностные: - нравственно-этическое оценивание | Т. № 3, с.16-18 | |
11 | Путешествие по Черноморскому побережью ( 3 ч.) | Решение практических задач «Дневник путешествия по Черноморскому побережью» | Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. | Фрон- тальная работа | Личностные: - нравственно-этическое оценивание | Т. № 3, с.19-21 | |
12-13 | Проектная работа «Черноморское побережье» | Проект- ная работа | Познаватель- ные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; | | |
14 | Сколько соли в солёной воде? ( 2 ч.) | Решение практических задач «Сколько соли в солёной воде?» | Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. | Фрон- тальная работа | Т. № 3, с.22-23 | |
15 | Проектная задача «Сколько соли в солёной воде?» | Проект- ная работа | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волеввая саморегуляция | Т. № 3, с.22-23 | |
16 | (1 ч.) | Олимпиада | | Контрольная работа | . | |
17 | Трудолюбивые пчёлы ( 2 ч.) | Решение практических задач «Трудолюбивые пчёлы» | Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые. | Фрон- тальная работа | Логические УУД: - анализ; - синтез; - сравнение; - доказательство; -установление причинно-следственных связей Коммуникатив-ные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. | Т. № 3, с.24-25 | |
18 | Проектная задача «Насекомые» | Проект- ная работа | Т. № 3, с.24-25 | |
19 | Быстро ли растет человек? ( 2 ч.) | Решение практических задач «Быстро ли растет человек?» | Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. | Группо-вая работа | Т. № 3, с.26 | |
20 | Проектная задача «Быстро ли растет человек?» | Проект- ная работа | Т. № 3, с.26 | |
21 | Волосы ( 2 ч.) | Решение практических задач «Волосы» | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. | Фрон- тальная работа | Т. № 3, с.27-28 | |
22 | Проектная задача «Волосы» | Проект- ная работа | Познаватель- ные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; | Т. № 3, с.27-28 | |
23 | Скорость, с которой течет кровь ( 2 ч.) | Решение практических задач «Скорость, с которой течет кровь» | Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. | Фрон- тальная работа | Т. № 3, с.29 | |
24 | Проектная задача «Скорость, с которой течет кровь» | Проект- ная работа | Регулятивные: -целеполагание; -планирование; -коррекция; -волеввая саморегуляция Коммуникатив-ные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли; - управление действиями партнёра; -постановка вопросов; - разрешение конфликтов. | Т. № 3, с.29 | |
25 | «Производительность» сердца ( 2 ч.) | Решение практических задач «Производительность» сердца | Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. | Фрон- тальная работа | Т. № 3, с.30-31 | |
26 | Проектная задача «Производительность» сердца | Проект- ная работа | Коммуникативные УУД | Т. № 3, с.30-31 | |
27-28 | Человек (2 ч.) | Проектная работа «Человек и ЗОЖ» | Человек – часть природы. | Проект- ная работа | Личностные: - нравственно-этическое оценивание Логические УУД: - анализ; - синтез; - сравнение; - доказательство; -установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД | | |
29 | Сколько стоят деньги? ( 2 ч.) | Решение практических задач «Сколько стоят деньги?» | Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество. | Фрон- тальная работа | Т. № 3, с.32-33 | |
30 | Проектная задача «Сколько стоят деньги?» | Проект- ная работа | Т. № 3, с.32-33 | |
31-32 | Пов- торе- ние (4 ч.) | Проект «Математика и окружающий нас мир» | Все изученные темы 4 класса | Проект- ная работа | | |
33 | Олимпиада | Контрольная работа | | |
34 | Итоговое занятие «Смотр знаний» | Все изученные темы 4 класса | Фрон- тальная работа | Личностные: - нравственно-этическое оценивание | | |
Раздел 7. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г. Асмолов и др.-М.: Просвещение,2010.
Планируемые результаты начального общего образования./ Л.Л.Алексеева и др.-М.: Просвещение,2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова и др.-М.: Просвещение,2010.
Примерные программы внеурочной деятельности./ Д.В.Григорьев и др.-М.: Просвещение,2010.
Проектные задачи в начальной школе./ А.Б. Воронцов и др. .-М.: Просвещение,2010.
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Захарова О.А. Математика: Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся (1 – 4 классы) Текст: Методическое пособие – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник,2011
Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. Текст: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №3 / О.А.Захарова; под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
Литература для учащихся
Чекин А.Л. Математика. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник,2011
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. Текст: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №3 / О.А.Захарова; под редакцией Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
О.Н.Федотова и др. Окружающий мир. 4 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник,2011
О.Н.Федотова и др. Окружающий мир. Хрестоматия. 4 класс: — М.: Академкнига/ Учебник,2011
Раздел 8. Планируемые результаты изучения курса.
Планируемые результаты освоения программы к концу 4-го года обучения
Выпускник научится:
• называть и записывать любое натуральное число до 1 000 000 включительно;
• сравнивать изученные натуральные числа, используя их десятичную запись или название, и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• сравнивать доли одного целого и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• устанавливать (выбирать) правило, по которому составлена данная последовательность;
• выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
• выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
• вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
• выполнять изученные действия с величинами;
• решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
• определять вид многоугольника;определять вид треугольника;
• изображать прямые, лучи, отрезки, углы, ломаные (с помощью линейки) и обозначать их; изображать окружности (с помощью циркуля) и обозначать их;
• измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины при помощи измерительной линейки;
• находить длину незамкнутой ломаной и периметр многоугольника;
• вычислять площадь прямоугольника и квадрата, используя соответствующие формулы;
• вычислять площадь многоугольника с помощью разбивки его на треугольники;
• распознавать многогранники (куб, прямоугольный параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар); находить модели этих фигур в окружающих предметах;
• решать задачи на вычисление геометрических величин;
• измерять вместимость в литрах;
• выражать изученные величины в разных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
• распознавать и составлять разнообразные текстовые задачи;
• понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
• проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
• записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
• различать рациональный и нерациональный способы решения задачи;
• выполнять доступные по программе вычисления с многозначными числами устно, письменно и с помощью калькулятора;
• решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчете между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);
• решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
• решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
• решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
• вычислять площади участков прямоугольной формы на плане и на местности с проведением необходимых измерений;
• измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел;
• понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
• решать отдельные комбинаторные и логические задачи;
• использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий; читать простейшие круговые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать количественный, порядковый и измерительный смысл натурального числа;
• сравнивать дробные числа с одинаковыми знаменателями и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• сравнивать натуральные и дробные числа и записывать результаты сравнения с помощью соответствующих знаков (,
• решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
• определять величину угла и строить угол заданной величины при помощи транспортира;
• измерять вместимость в различных единицах: литр (л), кубический сантиметр (куб. см или см3), кубический дециметр (куб. дм или дм3), кубический метр (куб. м или м3);
• понимать связь вместимости и объема;
• понимать связь между литром и килограммом;
• понимать связь метрической системы мер с десятичной системой счисления;
• проводить простейшие измерения и построения на местности (построение отрезков и измерение расстояний, построение прямых углов, построение окружностей);
• вычислять площадь прямоугольного треугольника и произвольного треугольника, используя соответствующие формулы;
• находить рациональный способ решения задачи (где это возможно);
• решать задачи с помощью уравнений;
• видеть аналогию между величинами, участвующими в описании процесса движения, процесса работы и процесса покупки (продажи) товара, в плане возникающих зависимостей;
• использовать круговую диаграмму как средство представления структуры данной совокупности;
• читать круговые диаграммы с разделением круга на 2, 3, 4, 6, 8 равных долей;
• осуществлять выбор соответствующей круговой диаграммы;
• строить простейшие круговые диаграммы;
• понимать смысл термина «алгоритм»;
• осуществлять построчную запись алгоритма;
• записывать простейшие линейные алгоритмы с помощью блок-схемы.
В результате факультативного курса «Практические задачи по математике» обучающиеся:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; накопят опыт решения практических задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе _____________________ (подпись) Н. А. Рябоконева «___»______________ 20__ г. | РекомендоваНО к ИСПОЛЬЗОВАнию методическим объединением учителей начальных классов (наименование методического объединения) Протокол № ___ «___»___________ 20__ г. Председатель методического объединения _____________________ (подпись) | УТВЕРЖДЕНА приказом от «___» __________ 20___ г. №_______ Директор МКОУ СОШ № 2 _________________________ (подпись) Тищенко О. А. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
факультатив «Практические задачи по математике»
УМК «Перспективная начальная школа»
для обучающихся 4 «Б» класса
на 2017 – 2018 учебный год
Программа факультатива составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа», программы факультатива «Математика в практических заданиях» Захаровой О.А.
С. Труновское
2017 г.
15