Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»
Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»
Выступление на педагогическом совете « Управление познавательной деятельностью обучающихся при подготовке к итоговой аттестации» учителя математики Тихоновой О.В.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»»
«Технология уровневой дифференциации как одно из средств управления познавательной деятельностью при подготовке к итоговой аттестации»
В настоящее время в педагогической практике большое внимание уделяется вопросам подготовки учащихся к выпускным экзаменационным испытаниям в форме ОГЭ и ЕГЭ. Как сделать обучение максимально развивающим мышление, как использовать все познавательные способности учащихся, как научить их быстро ориентироваться при решении тестовых задач – это те вопросы, которые находятся в центре внимания учителей математики выпускных классов. Тем более, в свете модернизации школьного образования, где результатами являются не только знания, умения и навыки, но и сформированность различных компетенций, т.е. умений делать перенос полученных знаний в жизненные ситуации, решать эти проблемные ситуации.
Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Подготовка к ЕГЭ по математике заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех?»
Основные требования к современному уроку:
1.Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе : перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация на этапе усвоения знаний – получение новой информации, формирование компетенций, на этапе контроля.
Это главное!Постоянная мотивация!
2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной
деятельности учащихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики содержания учебного предмета.
Управление деятельностью ученика!
3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий для обучения:
- оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности
- целесообразное разнообразие форм и видов работы на уроке
- получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление.
- на уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование универсальных учебных действий
4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика.
5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно-познавательную деятельность) и завершающий этап (рефлексия) .
Ответы на многие вопросы даёт применение технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.
«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань!» - эти слова великого поэта давно уже стали девизом моей педагогической деятельности. Работая в классах смешанных способностей и осознавая, что все дети разные, всегда стремилась как можно глубже дифференцировать образовательный процесс.
Как один из этапов урока-Игра «Улей» (15 мин)
Вначале игры в течении 1 -2 минут необходимо самостоятельно выбрать посильный вариант для выполнения работы:
Объявляются условия: пользоваться тетрадью и учебником нельзя. Каждое задание проверяется отдельно. Приступать к последующему заданию только после верно выполненного предыдущего. Учитель вместе с учащимися заполняет сводную ведомость выполненных заданий Если задания решены из первого варианта – ставится синий квадратик, из второго – зеленый; третьего – красный
Анализ игры «Улей», коррекция ошибок
Класс разбивается на группы, группу возглавляет консультант – ученик, выполнивший задание на «4» или «5»
Отличия от обычной разноуровневой самостоятельной работы состоят в следующем:
предложенные номера выполняются строго по порядку, поскольку последующий номер всегда сложнее предыдущего;
каждое задание решается на отдельном листе;
решённые задания остаются у учителя. Таким образом, исключена возможность несамостоятельного решения, так как более сильные учащиеся уже в начале урока «уходят в отрыв»;
к концу урока на бланке ответов отражается чёткая картина успехов и неудач всех выполнявших задания: каждый номер подразумевает один конкретный способ действий.
В вариантах ОГЭ 9 класса есть задание найти площадь фигуры, так как вычисление площади вызывает затруднение у ребят, то я считаю, что необходимо формирование познавательной геометрической деятельности. Не для кого не секрет, выполнение геометрических заданий всегда вызывает затруднения у ребят, геометрию мы начинаем изучать не в 7 классе, а в 5 на уроках наглядной геометрии. Выполняем ряд практических работ на вычисление площадей фигур, работаем с программой «Живая геометрия», при выполнении которой уже в 6 классе накапливается багаж знаний, которые мы применяем при решении заданий части «Геометрия». Уроки построены так, что ребята самостоятельно добывают информацию через практические работы.
Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, поэтому в 9 провожу компьютерное тестирование, которое является эффективным способом оценки знаний учащихся среди учащихся старшей школы.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;
- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;
- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
- позволяет индивидуализировать работу с учениками.
Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Одной из особенностей методики преподавания по этой технологии является блочная подача материала, которую использую в 10-11 классах.
1. Урок мотивации (знакомство с технологической картой изучаемой темы, формами работы, контроля.)
2. Уроки изучения нового.
3. Уроки формирования умений и навыков (отработка материала)
4. Уроки контроля.
Перед началом работы в ходе эвристической беседы бывает полезно обсудить способ решения и тех, и других заданий и только после этого ставить учащихся перед выбором.
Считаю, что “Блочная система ” имеет следующие преимущества:
Наглядность результатов. У каждого учащегося имеется “диагностическая карта”, в которой выставлены все текущие оценки, результаты зачетов и контрольных работ по всем блокам
Преподаватель ведет специальную общую итоговую ведомость всех оценок по каждому блоку.
Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.
Не тратится время для повторения теоретического материала (достаточно просмотреть лекционный материал.)
Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты - что так необходимо на первых курсах техникума и института.
До изучения текущего блока учащиеся имеют представление об объеме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.
Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема. Мною сформированы методические копилки по подготовке к ЕГЭ.
Собран банк КИМов, разноуровневых проверочных и контрольных работ;
Оформлены для каждого класса папка, содержащая тематические дифференцированные тестовые задания структурированных в соответствии с темами и вопросами содержания контрольно-измерительных материалов из разных методических пособий;
Собраны и систематизированы основные формулы и алгоритмы в помощь учащимся.
Мною систематически проводятся экспертизы результатов, ведется мониторинг, используются различные методы диагностики:
– помимо традиционных (контрольные, проверочные, диагностические работы, результаты которых заношу в диагностическую карту, созданную на каждого ученика;
– проведение работ СТАДГРАД, репетиционные ЕГЭ. Так как ребята уже определились какой экзамен они будут сдавать, поэтому в соответствии с их выбором предлагаются базовые и профильные задания.
Уроки обобщения и систематизации знаний строю с привлечением к работе учащихся-консультантов из числа успешных ребят.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что уровневой дифференциации на уроках математики, направленных на формирование умений у школьников выполнять задания ЕГЭ способствует росту качества подготовки выпускников к итоговой аттестации, где особое внимание нужно уделять очень слабым ученикам и одарённым детям!
Мы обучаем детей в новых условиях, где очень актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю». На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро».