Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Обучающие и развивающие задания | Диагностика УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный этап. Цель: создать благоприятный психологический и эмоциональный настрой на работу | Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь. Я очень рада всех вас видеть здесь и сейчас бодрыми и здоровыми. К работе готовы? Итак, начинаем. - Вы выходите из дома в школу в направлении «Север», а ваша мама на работу в направлении «Юг». Как можно сказать про эти направления? Что это значит? Вам нужно пройти 150 шагов, и маме 150 шагов. Пусть 100 шагов примем для расчета за 1 единицу. Тогда маминых или ваших шагов будет, сколько относительно единицы? (1 ½). Если переложить все значения на координатную ось, то мы можем сказать про дроби: Постройте графическую схему координатной оси и занесите на нее все известные данные. - Какое число будет больше или меньше? - Мама проходит на работу и с работы сколько шагов? Мы сможем вычислить? - А сколько шагов пройдете вы, до школы и обратно? Мы сможем вычислить? - Значит, мы получаем следующую новую запись. Значит, мы имеем дело с числами, дробями с разными знаками. Когда два числа разных по знаку равны? | Показывают готовность к уроку. Включаются в работу. - Они противоположные. - Имеют разные знаки «+», «-» - 1 ½ - дроби могут быть положительные и отрицательные. 1 ½ будет больше, так как находится правее. 1 ½ + 1 ½ = 3 или 300 шагов Да - 1 ½ + (- 1 ½ ) = ? Нет - 1 ½ + (- 1 ½ ) - Если это модули чисел | Задача. Вы выходите из дома в школу в направлении «Север», а ваша мама на работу в направлении «Юг». Как можно сказать про эти направления? Что это значит? Постройте графическую схему координатной оси и занесите на нее все известные данные. | Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Личностные: осознание процесса учебной деятельности. Регулятивные: саморегуляция к деятельности. Регулятивные: планирование деятельности. Познавательные: использование имеющихся знаний в новой ситуации. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднения. Цель: повторение ЗУНов, необходимых для работы на уроке. | - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? -Мы уже изучали решение таких примеров, если дробь положительная? -Значит, что мы с вами сегодня будем делать на уроке? Какова будет цель нашего урока? Запишите тему нашего урока в тетради. -Назовите предыдущую тему, которую мы изучили. -Давайте повторим основные моменты этой темы. Учитель проводит устную работу. | - Отрицательные дроби. -Да. -Учиться сравнивать дроби с разными знаками, выполнять арифметические действия с отрицательными дробями, упрощать выражения. Учащиеся записывают тему урока в тетради. -Сложение целых чисел. Учащиеся выполняют задания и отвечают на вопросы учителя. | 1)Вычислите: -2х(5+40)= 45:(-5)= -9х(-5)= -23-45= -51-(-60)= -4+11= 2) Назовите противоположное число - 3; 8; 1/4; - 2/3 3) Назовите модули этих чисел: -3; 8; 1/4; 2/3 4) Половина половины - это сколько? (1/4) | Коммуникативные: участие в диалоге. Регулятивные: формулирование темы урока. Личностные: высказывание своих собственных суждений. Регулятивные: оценивание правильности выполнения, исправление сделанных ошибок. |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: постановка проблемы. | Учитель подводит учащихся к постановке проблемы. -Вернёмся к нашим примерам. Почему мы, пользуясь правилами пройденных параграфов, не можем решить эти примеры? -Попробуем решить эту проблему. | Ученики участвуют в работе по определению проблемы. - Потому что рассматривать необходимо отрицательную дробь. | | Личностные: оценивание своего понимания новой учебной задачи, определение причин затруднений. Регулятивные: отделение знаний от незнаний. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: поиск путей решения проблемы. | Побуждает к высказыванию своего мнения. - Итак, разбирая задачу и повторяя основные моменты темы в начале урока, мы выполнили ряд вычислений. Почему именно эти вычисления? | Так как правила работы с отрицательными дробями подчиняются таким же математическим законам и правилам. | | Коммуникативные: участие в работе по решению проблемной задачи. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому действию. Познавательные: получение новой информации. |
V. Реализация проекта. | - Итак, к какому выводу мы с вами пришли? Каким образом можно записать отрицательную дробь? Какие равенства дробей будут верными? Попробуйте сформулировать определение, что такое модуль отрицательного числа?. - Проверим себя. Откроем страницу 87 и прочитаем текст, выделив из него главное. | Дети высказывают своё мнение, пытаясь сформулировать правило. Затем проверяют свои догадки, читая правило по учебнику. Читают правило. | | Познавательные: анализ имеющейся информации; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
VI. Физкультминутка. | Читает стихотворение «А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. | Выполнение физических упражнений. | | Личностные: забота о своём здоровье. Регулятивные: осознанное выполнение физических упражнений. |
VII. Первичное закрепление с внешним проговариванием. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Откройте учебник на странице 89 и выполните № 443, 444 Организует проверку. -У всех получилось? Проверьте свои решения. | Работа в парах. Взаимопроверка. Самопроверка. | | Познавательные: применение знаний в новой ситуации. Коммуникативные: участие в диалоге, контроль действий партнёра. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
VIII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Решите следующие примеры из рабочей тетради. Затем проверьте себя. Не забудьте исправить ошибки. - Поставьте, пожалуйста, себе за работу оценку. | Самостоятельная работа. Самооценка. | I №146 (1 столбик) №148 (1 столбик) II №146 (2 столбик) №148 (2 столбик) | Регулятивные: коррекция своих действий, сличение с эталоном. Познавательные: проверка качества усвоения новых знаний. Личностные: проводят объективный самоанализ деятельности. |
IX. Включение в систему знаний. | -Откройте страницу 90 учебника, упражнение 450 После чтения учитель комментирует. | Работают с учебником. Решают у доски | №450 (а,б,в) | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к деятельности. |
Х. Рефлексия. | Учитель предлагает детям продолжить предложение: отрицательная дробь это … Противоположными называют числа … Модулем положительной дроби называют … Модулем отрицательной дроби называют … Равны ли модули противоположных чисел? (Да) - Оцените свою работу на уроке. | Дети оценивают свою работу на уроке. | | Регулятивные: оценка успешности достижения цели. Личностные: понимание причин успеха и неуспеха. |
ХI. Домашнее задание. | Записывает на доске. Параграф 3.1, №449, 450(г,д,е) страница 90 | Записывают домашнее задание в дневник. | | Личностные: самоорганизованность. |