kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецкурс «История возникновения дифференциального исчисления» рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Спецкурс, посвященный истории предмета призван помочь всем желающим пополнить и углубить свои знания в области математического анализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"»

Факультативный курс

" История возникновения дифференциального исчисления"

Пояснительная записка

Дифференциальное исчисление является одним из основных разделов начал математического анализа. Кроме того, материал по выбранной теме интересен с точки зрения истории, так как возникновение дифференциального исчисления оказало мощное влияние на дальнейшее развитие математики как науки.

Дифференциальное исчисление — раздел математического анализа, в котором изучаются понятия производной и дифференциала и способы их применения к исследованию функций.

Говоря о развитии дифференциального исчисления нельзя обойти стороной две персоналии, внесшие, возможно, наиболее важный вклад в процесс становления этого метода: Исаака Ньютона и Готфрида Лейбница. Математический инструментарий, созданный этими великими учеными, является основой современной математики. Ярким примером является так называемая формула Ньютона-Лейбница или основная теорема анализа, фактически являющаяся связующим звеном дифференциального и интегрального исчисления. Особенно интересным фактом в данной связи является то, что Ньютон и Лейбниц создавали аппарат дифференциального исчисления параллельно и независимо примерно в одно и то же время. Д.А. Граве в своей статье «Дифференциальное исчисление» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона пишет: «Идеи нового исчисления уже настолько созрели и, так сказать, носились в умах, что вполне естественно, что Ньютон и Лейбниц могли сделать открытие совершенно независимо, не переговариваясь и не заимствуя друг у друга». Таким образом, данный пример в истории математики является веским доказательством того, что крупные открытия в науке совершаются на основе целого ряда предшествующий изысканий.

Спецкурс «История возникновения дифференциального исчисления» рассчитан на учащихся 10-11 классов .

Спецкурс, посвященный истории предмета призван помочь всем желающим пополнить и углубить свои знания в области математического анализа. Данный курс состоит из 13 занятий.

В результате изучения данного курса учащиеся найдут ответ на проблемный вопрос: "Почему математика считается одним из главных инструментов познания действительности и изобретения нового" и смогут объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики.

Цели курса:

изучить

1)историю развития дифференциального исчисления;

2)имена, связанные с возникновением и развитием дифференциального исчисления.

Задачи курса:

1) Способствовать формированию и развитию у обучающихся:

  • учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений;

  • интереса к изучению математики;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков , которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

3) Обеспечить обучающимся условия для успешной поисково - исследовательской деятельности.

Для реализации программы факультатива  используются лекции, самостоятельная работа с ресурсами сети интернет и библиотечным фондом , семинары.

Для получения информации об уровне усвоения курса данного факультатива учащимся предлагается:

  1. написание рефератов, подготовка сообщений ,участие в обсуждений выступлений; защита рефератов и презентации

  2. выполнение индивидуальных заданий по каждой теме факультатива;

  3. участие в конкурсной игре

В результате изучения курса обучающиеся

должны знать:

  • содержание периода развития дифференциального исчисления;

  • основополагающие математические идеи и понятия данного периода;

  • о роли персоналий в развитии математики;

должны уметь:

  • объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики;

  • рационально использовать полученные знания в практике;

  • работать со специальной историко-математической литературой и Internet-ресурсами.


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование темы

К-во

часов

Вид занятия

Форма

работы

Форма контроля самостоятельной работы

Лекция

С/р

Семинар

1.

Возникновение дифференциального исчисления как начало науки нового времени. XVII век.

3

1

1

1

(№1)

Подготовка рефератов

Защита рефератов на семинаре

2.

Развитие математического анализа в XVIII веке(Академии наук - основные центры развития математики)

3

1

1

1

(№2)

Обсуждение сообщений на семинаре

анализ результатов обсуждения

3.

Особенности последующего этапа развития

(Роль развития дифференциального исчисления в истории математики)



3

1

1

1

(№3)

Обсуждение выступлений на семинаре;

индивидуальные задания

участие в обсуждений ; проверка индивидуальных заданий


4.

История применения дифференцированного исчисления

3

1

2

-

Подготовка презентации

проверка индивидуальных заданий

(презентации)

5

Обобщающее занятие: «Дифференциальные исчисления в истории математики»


1

-

-

-

конкурс-игра

Подготовка сообщений команд


Итого:

13






Методические рекомендации

Тема и содержание семинарских занятий



№1. Тема: Первые шаги математики переменных величин

План.

1. Предыстория дифференциального исчисления.

Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э.): Метод неделимых.

2. Исаак Ньютон. Исчисление флюксии: флюксии от флюксии.

3. Лейбниц и дифференциальное исчисление.

4. Открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

5. Спор о приоритете и различия в подходах Ньютона(первоначально понятие -скорость) и Лейбница(первоначально понятие -касательная) .

6. Первые шаги математического анализа (И. и Я. Бернулли и др.).


№2.Тема: Математика переменных величин (эйлеровский период)

План.

1. XVIII век - век просвещения. Особенности развития математики в XVIII веке.

2. Развитие академической науки в странах Западной Европы. Академии наук.

3. Математика в Петербургской Академии наук. Персоналии.

4. Вклад Л. Эйлера в народное российское образование. Научная школа Эйлера.

5. Основные области научных интересов Л. Эйлера, их краткая характеристика.

6. Развитие новых математических идей в XVIII столетии.



№3.

Тема: Роль развития дифференциального исчисления в истории математики

1. Развитие понятия функции.

2 .Расширение понятия решения дифференциального уравнения с частными производными — понятия классического и обобщенного решений; появление понятия обобщенной функции в ХХ столетии.

3. Проблема обоснования алгоритмов дифференциального и интегрального исчисления. Про подходы Л. Эйлера, Ж. Лагранжа, Л. Карно, Ж. Даламбера.

4. История возникновения вероятностных методов (Б. Паскаль, П. Ферма, Х. Гюйгенс, Я. и И. Бернулли, Ж. Лагранж, Д. Бернулли).

5. Развитие дифференциальной геометрии, история возникновения начертательной и проективной геометрии.


Примерная тематика презентаций:

  1. Рене Декарт и его вклад в развитие математики.

  2. Учёные семьи Бернулли, их математические исследования.

  3. Заслуга Пьера Ферма в  открытии методов нахождения экстремумов и касательных(1629 г.).

  4. Исаак Ньютон – создатель дифференциального и интегрального исчисления (задача о квадратуре круга).

  5. Готфрид Вильгельм Лейбниц и его "Новый метод" (Исследование бесконечно-малых как алгоритм). Символика метода математическолго анализа.

  6. Бернард Больцано – исследователь бесконечного.

  7. Вклад Леонарда Эйлера в развитие математики.

8. Развитие математики в XIX столетии: теория дифференциальных уравнений.

9. Развитие математики в XIX столетии: математическая логика.


*Дополнительные задания для самостоятельной работы

(для желающих):

1) Изучить рекомендованную литературу и подготовить сообщения на темы:

а) Петербургская Академия наук как следствие петровской эпохи.

б) Л. Эйлер как центральная фигура математики 18 столетия. Его научная биография.

в) Вклад Л. Эйлера в прикладную математику.

2) Привести примеры задач из области естествознания, решённых математиками эйлеровской школы средствами математического анализа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"

Автор: Аликбирова София Калимулловна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства