kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спецкурс «История возникновения дифференциального исчисления» рассчитан на учащихся 10-11 классов.

Спецкурс, посвященный истории предмета призван помочь всем желающим пополнить и углубить свои знания в области математического анализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"»

Факультативный курс

" История возникновения дифференциального исчисления"

Пояснительная записка

Дифференциальное исчисление является одним из основных разделов начал математического анализа. Кроме того, материал по выбранной теме интересен с точки зрения истории, так как возникновение дифференциального исчисления оказало мощное влияние на дальнейшее развитие математики как науки.

Дифференциальное исчисление — раздел математического анализа, в котором изучаются понятия производной и дифференциала и способы их применения к исследованию функций.

Говоря о развитии дифференциального исчисления нельзя обойти стороной две персоналии, внесшие, возможно, наиболее важный вклад в процесс становления этого метода: Исаака Ньютона и Готфрида Лейбница. Математический инструментарий, созданный этими великими учеными, является основой современной математики. Ярким примером является так называемая формула Ньютона-Лейбница или основная теорема анализа, фактически являющаяся связующим звеном дифференциального и интегрального исчисления. Особенно интересным фактом в данной связи является то, что Ньютон и Лейбниц создавали аппарат дифференциального исчисления параллельно и независимо примерно в одно и то же время. Д.А. Граве в своей статье «Дифференциальное исчисление» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона пишет: «Идеи нового исчисления уже настолько созрели и, так сказать, носились в умах, что вполне естественно, что Ньютон и Лейбниц могли сделать открытие совершенно независимо, не переговариваясь и не заимствуя друг у друга». Таким образом, данный пример в истории математики является веским доказательством того, что крупные открытия в науке совершаются на основе целого ряда предшествующий изысканий.

Спецкурс «История возникновения дифференциального исчисления» рассчитан на учащихся 10-11 классов .

Спецкурс, посвященный истории предмета призван помочь всем желающим пополнить и углубить свои знания в области математического анализа. Данный курс состоит из 13 занятий.

В результате изучения данного курса учащиеся найдут ответ на проблемный вопрос: "Почему математика считается одним из главных инструментов познания действительности и изобретения нового" и смогут объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики.

Цели курса:

изучить

1)историю развития дифференциального исчисления;

2)имена, связанные с возникновением и развитием дифференциального исчисления.

Задачи курса:

1) Способствовать формированию и развитию у обучающихся:

  • учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений;

  • интереса к изучению математики;

  • творческих способностей;

  • коммуникативных навыков , которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

3) Обеспечить обучающимся условия для успешной поисково - исследовательской деятельности.

Для реализации программы факультатива  используются лекции, самостоятельная работа с ресурсами сети интернет и библиотечным фондом , семинары.

Для получения информации об уровне усвоения курса данного факультатива учащимся предлагается:

  1. написание рефератов, подготовка сообщений ,участие в обсуждений выступлений; защита рефератов и презентации

  2. выполнение индивидуальных заданий по каждой теме факультатива;

  3. участие в конкурсной игре

В результате изучения курса обучающиеся

должны знать:

  • содержание периода развития дифференциального исчисления;

  • основополагающие математические идеи и понятия данного периода;

  • о роли персоналий в развитии математики;

должны уметь:

  • объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики;

  • рационально использовать полученные знания в практике;

  • работать со специальной историко-математической литературой и Internet-ресурсами.


Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование темы

К-во

часов

Вид занятия

Форма

работы

Форма контроля самостоятельной работы

Лекция

С/р

Семинар

1.

Возникновение дифференциального исчисления как начало науки нового времени. XVII век.

3

1

1

1

(№1)

Подготовка рефератов

Защита рефератов на семинаре

2.

Развитие математического анализа в XVIII веке(Академии наук - основные центры развития математики)

3

1

1

1

(№2)

Обсуждение сообщений на семинаре

анализ результатов обсуждения

3.

Особенности последующего этапа развития

(Роль развития дифференциального исчисления в истории математики)



3

1

1

1

(№3)

Обсуждение выступлений на семинаре;

индивидуальные задания

участие в обсуждений ; проверка индивидуальных заданий


4.

История применения дифференцированного исчисления

3

1

2

-

Подготовка презентации

проверка индивидуальных заданий

(презентации)

5

Обобщающее занятие: «Дифференциальные исчисления в истории математики»


1

-

-

-

конкурс-игра

Подготовка сообщений команд


Итого:

13






Методические рекомендации

Тема и содержание семинарских занятий



№1. Тема: Первые шаги математики переменных величин

План.

1. Предыстория дифференциального исчисления.

Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э.): Метод неделимых.

2. Исаак Ньютон. Исчисление флюксии: флюксии от флюксии.

3. Лейбниц и дифференциальное исчисление.

4. Открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.

5. Спор о приоритете и различия в подходах Ньютона(первоначально понятие -скорость) и Лейбница(первоначально понятие -касательная) .

6. Первые шаги математического анализа (И. и Я. Бернулли и др.).


№2.Тема: Математика переменных величин (эйлеровский период)

План.

1. XVIII век - век просвещения. Особенности развития математики в XVIII веке.

2. Развитие академической науки в странах Западной Европы. Академии наук.

3. Математика в Петербургской Академии наук. Персоналии.

4. Вклад Л. Эйлера в народное российское образование. Научная школа Эйлера.

5. Основные области научных интересов Л. Эйлера, их краткая характеристика.

6. Развитие новых математических идей в XVIII столетии.



№3.

Тема: Роль развития дифференциального исчисления в истории математики

1. Развитие понятия функции.

2 .Расширение понятия решения дифференциального уравнения с частными производными — понятия классического и обобщенного решений; появление понятия обобщенной функции в ХХ столетии.

3. Проблема обоснования алгоритмов дифференциального и интегрального исчисления. Про подходы Л. Эйлера, Ж. Лагранжа, Л. Карно, Ж. Даламбера.

4. История возникновения вероятностных методов (Б. Паскаль, П. Ферма, Х. Гюйгенс, Я. и И. Бернулли, Ж. Лагранж, Д. Бернулли).

5. Развитие дифференциальной геометрии, история возникновения начертательной и проективной геометрии.


Примерная тематика презентаций:

  1. Рене Декарт и его вклад в развитие математики.

  2. Учёные семьи Бернулли, их математические исследования.

  3. Заслуга Пьера Ферма в  открытии методов нахождения экстремумов и касательных(1629 г.).

  4. Исаак Ньютон – создатель дифференциального и интегрального исчисления (задача о квадратуре круга).

  5. Готфрид Вильгельм Лейбниц и его "Новый метод" (Исследование бесконечно-малых как алгоритм). Символика метода математическолго анализа.

  6. Бернард Больцано – исследователь бесконечного.

  7. Вклад Леонарда Эйлера в развитие математики.

8. Развитие математики в XIX столетии: теория дифференциальных уравнений.

9. Развитие математики в XIX столетии: математическая логика.


*Дополнительные задания для самостоятельной работы

(для желающих):

1) Изучить рекомендованную литературу и подготовить сообщения на темы:

а) Петербургская Академия наук как следствие петровской эпохи.

б) Л. Эйлер как центральная фигура математики 18 столетия. Его научная биография.

в) Вклад Л. Эйлера в прикладную математику.

2) Привести примеры задач из области естествознания, решённых математиками эйлеровской школы средствами математического анализа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"

Автор: Аликбирова София Калимулловна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342689


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1810 руб.
2260 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства