Просмотр содержимого документа
«Спецкурс " История возникновения дифференциального исчисления"»
Факультативный курс
" История возникновения дифференциального исчисления"
Пояснительная записка
Дифференциальное исчисление является одним из основных разделов начал математического анализа. Кроме того, материал по выбранной теме интересен с точки зрения истории, так как возникновение дифференциального исчисления оказало мощное влияние на дальнейшее развитие математики как науки.
Дифференциальное исчисление — раздел математического анализа, в котором изучаются понятия производной и дифференциала и способы их применения к исследованию функций.
Говоря о развитии дифференциального исчисления нельзя обойти стороной две персоналии, внесшие, возможно, наиболее важный вклад в процесс становления этого метода: Исаака Ньютона и Готфрида Лейбница. Математический инструментарий, созданный этими великими учеными, является основой современной математики. Ярким примером является так называемая формула Ньютона-Лейбница или основная теорема анализа, фактически являющаяся связующим звеном дифференциального и интегрального исчисления. Особенно интересным фактом в данной связи является то, что Ньютон и Лейбниц создавали аппарат дифференциального исчисления параллельно и независимо примерно в одно и то же время. Д.А. Граве в своей статье «Дифференциальное исчисление» из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона пишет: «Идеи нового исчисления уже настолько созрели и, так сказать, носились в умах, что вполне естественно, что Ньютон и Лейбниц могли сделать открытие совершенно независимо, не переговариваясь и не заимствуя друг у друга». Таким образом, данный пример в истории математики является веским доказательством того, что крупные открытия в науке совершаются на основе целого ряда предшествующий изысканий.
Спецкурс «История возникновения дифференциального исчисления» рассчитан на учащихся 10-11 классов .
Спецкурс, посвященный истории предмета призван помочь всем желающим пополнить и углубить свои знания в области математического анализа. Данный курс состоит из 13 занятий.
В результате изучения данного курса учащиеся найдут ответ на проблемный вопрос: "Почему математика считается одним из главных инструментов познания действительности и изобретения нового" и смогут объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики.
Цели курса:
изучить
1)историю развития дифференциального исчисления;
2)имена, связанные с возникновением и развитием дифференциального исчисления.
Задачи курса:
1) Способствовать формированию и развитию у обучающихся:
учебно-познавательных, информационных, интеллектуальных и практических умений;
интереса к изучению математики;
творческих способностей;
коммуникативных навыков , которые способствуют развитию умений работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
3) Обеспечить обучающимся условия для успешной поисково - исследовательской деятельности.
Для реализации программы факультатива используютсялекции, самостоятельная работа с ресурсами сети интернет и библиотечным фондом , семинары.
Для получения информации об уровне усвоения курса данного факультатива учащимся предлагается:
написание рефератов, подготовка сообщений ,участие в обсуждений выступлений; защита рефератов и презентации
выполнение индивидуальных заданий по каждой теме факультатива;
участие в конкурсной игре
В результате изучения курса обучающиеся
должны знать:
содержание периода развития дифференциального исчисления;
основополагающие математические идеи и понятия данного периода;
о роли персоналий в развитии математики;
должны уметь:
объяснить важную роль развития дифференциального исчисления в истории математики;
рационально использовать полученные знания в практике;
работать со специальной историко-математической литературой и Internet-ресурсами.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование темы
К-во
часов
Вид занятия
Форма
работы
Форма контроля самостоятельной работы
Лекция
С/р
Семинар
1.
Возникновение дифференциального исчисления как начало науки нового времени. XVII век.
3
1
1
1
(№1)
Подготовка рефератов
Защита рефератов на семинаре
2.
Развитие математического анализа в XVIII веке(Академии наук - основные центры развития математики)
3
1
1
1
(№2)
Обсуждение сообщений на семинаре
анализ результатов обсуждения
3.
Особенности последующего этапа развития
(Роль развития дифференциального исчисления в истории математики)
3
1
1
1
(№3)
Обсуждение выступлений на семинаре;
индивидуальные задания
участие в обсуждений ; проверка индивидуальных заданий
4.
История применения дифференцированного исчисления
3
1
2
-
Подготовка презентации
проверка индивидуальных заданий
(презентации)
5
Обобщающее занятие: «Дифференциальные исчисления в истории математики»
1
-
-
-
конкурс-игра
Подготовка сообщений команд
Итого:
13
Методические рекомендации
Тема и содержание семинарских занятий
№1. Тема: Первые шаги математики переменных величин
План.
1. Предыстория дифференциального исчисления.
Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э.): Метод неделимых.
2. Исаак Ньютон. Исчисление флюксии: флюксии от флюксии.
3. Лейбниц и дифференциальное исчисление.
4. Открытие Ньютоном и Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.
5. Спор о приоритете и различия в подходах Ньютона(первоначально понятие -скорость) и Лейбница(первоначально понятие -касательная) .
6. Первые шаги математического анализа (И. и Я. Бернулли и др.).
№2.Тема: Математика переменных величин (эйлеровский период)
План.
1. XVIII век - век просвещения. Особенности развития математики в XVIII веке.
2. Развитие академической науки в странах Западной Европы. Академии наук.
3. Математика в Петербургской Академии наук. Персоналии.
4. Вклад Л. Эйлера в народное российское образование. Научная школа Эйлера.
5. Основные области научных интересов Л. Эйлера, их краткая характеристика.
6. Развитие новых математических идей в XVIII столетии.
№3.
Тема: Роль развития дифференциального исчисления в истории математики
1. Развитие понятия функции.
2 .Расширение понятия решения дифференциального уравнения с частными производными — понятия классического и обобщенного решений; появление понятия обобщенной функции в ХХ столетии.
3. Проблема обоснования алгоритмов дифференциального и интегрального исчисления. Про подходы Л. Эйлера, Ж. Лагранжа, Л. Карно, Ж. Даламбера.
4. История возникновения вероятностных методов (Б. Паскаль, П. Ферма, Х. Гюйгенс, Я. и И. Бернулли, Ж. Лагранж, Д. Бернулли).
5. Развитие дифференциальной геометрии, история возникновения начертательной и проективной геометрии.
Примерная тематика презентаций:
Рене Декарт и его вклад в развитие математики.
Учёные семьи Бернулли, их математические исследования.
Заслуга Пьера Ферма воткрытии методов нахождения экстремумов и касательных(1629 г.).
Исаак Ньютон – создатель дифференциального и интегрального исчисления (задача о квадратуре круга).
Готфрид Вильгельм Лейбниц и его "Новый метод" (Исследование бесконечно-малых как алгоритм). Символика метода математическолго анализа.
Бернард Больцано – исследователь бесконечного.
Вклад Леонарда Эйлера в развитие математики.
8. Развитие математики в XIX столетии: теория дифференциальных уравнений.
9. Развитие математики в XIX столетии: математическая логика.
*Дополнительные задания для самостоятельной работы
(для желающих):
1) Изучить рекомендованную литературу и подготовить сообщения на темы:
а) Петербургская Академия наук как следствие петровской эпохи.
б) Л. Эйлер как центральная фигура математики 18 столетия. Его научная биография.
в) Вклад Л. Эйлера в прикладную математику.
2) Привести примеры задач из области естествознания, решённых математиками эйлеровской школы средствами математического анализа.