Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы для 4 класса М.И.Моро, М.А.Бантова, Ю.М.Колягин, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М.: «Просвещение», 2009г. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г. и обеспечена учебниками «Математика» для 1 – 4 кл., автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану образовательного учреждения в 4 классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши. »
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе авторской программы для 4 класса М.И.Моро, М.А.Бантова, Ю.М.Колягин, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова – М.: «Просвещение», 2009г. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г. и обеспечена учебниками «Математика» для 1 – 4 кл., автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова.
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану образовательного учреждения в 4 классе на изучение математики отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Цели обучения
В результате обученияматематике реализуются следующие цели:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Взадачи обучения математике входит:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; обучение умению решать задачи, уравнения, числовые и буквенные выражения; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
Содержание программы «Математика» 4 класс
по учебнику «Математика» 4 кл., в 2-х частях
автор М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова.
(4 часа в неделю, 136 часов)
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (продолжение) (11 часов)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.Письменные приёмы вычислений.
Числа, которые больше 1000 (109 часов)
нумерация (10часов)
Новая счётная единица – тысяча.
Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.
Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числовой луч.
величины (15часов)
Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними.
Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер (ц), тонна (т). Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительность.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;
Переместительное и сочетательное свойство сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида Х+312=654+79, 729-Х=217+163,
Х-137=500-140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание величин.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление (73 ЧАСА)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; умножение и деление с числами 1 и 0; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль).
Переместительное и сочетательное свойство умножения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Группировка множителей в произведении. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.
Письменные вычисления с натуральными числами. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число.
Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число.
Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, расстояние)
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ВСЕГО ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (16 ЧАСОВ)
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующие применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в 1 действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2 – 4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составлении заданной фигуры из 2 – 3 её частей; изображение изученных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, чертёжного треугольника и циркуля.
Тематическое планирование
по математике в4 КЛАССЕ
(4 часа в неделю, 136 часов)
№ урока
п/п
Дата проведения
Тема урока
Количество часов
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (продолжение)
11 ч.
1
Счёт предметов. Разряды.
1
2
Числовые выражения. Порядок действий.
1
3-4
Сложение и вычитание.
2
5-8
Умножение и деление
4
9
Входная контрольная работа
1
10-11
Работа над ошибками. Закрепление.
2
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
109 ч.
Нумерация
10 ч.
12-13
Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч.
2
14
Запись многозначных чисел. Значение цифры в записи числа.
1
15
Разрядные слагаемые.
1
16
Сравнение многозначных чисел. Тест.
1
17
Увеличение числа в 10,100,1000 раз.
1
18
Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда.
1
19
Класс миллионов и класс миллиардов. Закрепление пройденного материала.
1
20
Контрольная работа по теме «Нумерация больше 1000»
1
21
Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала.
1
Величины.
15 ч.
22-23
Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины.
2
24
Единицы площади. Квадратный метр.
Квадратный километр и миллиметр.
1
25
Ар, Гектар. Таблица единиц площади. Математический диктант
1
26
Измерение площади фигуры с помощью палетки.
1
27
Нахождение нескольких долей целого.
1
28
Единицы массы. Тонна. Центнер.
1
29
Таблица единиц массы.
1
30
Закрепление пройденного материала. Тест.
1
31
Единицы времени. Год.
1
32
Сутки. Время от 0 до 24 часов.
1
33
Решение задач.
1
34
Секунда. Век. Таблица единиц времени.
1
35
Проверочная работа.
1
36
Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.
1
Сложение и вычитание многозначных чисел.
11 ч.
37
Перестановка и группировка слагаемых.
1
38
Письменные приёмы сложения и вычитания.
1
39
Приёмы письменного вычитания для случаев 7000-456,57001-18032.
1
40
Нахождение неизвестного слагаемого.
1
41
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
1
42
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
1
43
Сложение и вычитание величин. Математический диктант.
1
44
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме.
1
45
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
1
46-47
Работа над ошибками.
Закрепление пройденного материала.
2
Умножение и деление многозначных чисел.
73 ч.
48
Умножение и его свойства. Умн.на 0 и 1.
1
49
Письменные приёмы умножения.
1
50
Приёмы письменного умножения для случаев вида 4037 *4
1
51
Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями.
выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
выполнять вычисления с нулем;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
проверять правильность выполненных вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах);
решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
оценки величины предметов на глаз;
самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Информационно-методическое обеспечение
М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Белътюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. М., Просвещение, 2009.
О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике 4 класс» к учебному комплекту М. И. Моро.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «2500 задач по математике».