Тема: Цена, количество, стоимость.
Цель: формировать представление о задачах на нахождение цены, количества, стоимости; познакомить со способами решения данных задач.
Задачи:
- уточнить понятия цена, количество, стоимость;
- научит находить стоимость по известным цене и количеству;
- уточнить, что цена – это не только стоимость одного предмета, но и совокупности предметов;
- развивать логическое мышление, воображение, вычислительные навыки;
- воспитывать интерес к изучаемому предмету, бережливость;.
Оборудование: наглядный материал, раздаточный материал, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Оргмомент
Прозвенел звонок веселый
Вы урок начать готовы?
Будем думать рассуждать
И пятерки получать!
II. Актуализация знаний
МД
№
1
Первый множитель 9, произведение 72.Чему равен второй множитель
8
2
Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получить 48
8
3
Увеличь 60 на 4 и раздели на 8
8
4
Увеличь 6 в 7 раз
42
5
Какое число нужно умножить на 8, чтобы получить 32
4
6
Частное чисел 32 и 4 увеличь в 6 раз
48
7
Увеличь 9 в 6 раз
54
8
36 раздели 4
9
- Ребята, какое сегодня число? (14.12)
- Какой это месяц? (Первый месяц зимы)
- Какой приближается праздник? (16.12. - День Независимости РК)
- Верно, именно в этот день – 16 декабря 1991 года президент страны Н. Назарбаев подписал Закон о независимости РК, принятым Казахстанским Парламентом.
- А сколько лет Независимости празднует наша страна со дня принятия закона?
- И сегодняшний наш урок мы тоже посвятим этому знаменательному событию.
III. Устный счёт
- У меня с собой небольшой конверт из банка. В нём находится очень много интересного и нового для нас. Но чтобы его открыть мы должны продемонстрировать те знания, которые у нас имеются.
1. Найди значение выражений:
- Расположи ответы в порядке возрастания, прочитай полученное слово
С 40 : 4 =
Й 5 * 100 =
Ч 2 * 30 =
(На доске)
А 100 * 3 =
И 7 * 10 =
Т 600 : 3 =
Получилось слово: считай.
- Итак, нам нужно считать быстро, внимательно и правильно. Математика – наука очень точная.
2. Составь четвёрки взаимообратных примеров из данных чисел:
24 6 4
20 5 4
(На доске)
6 * 4 = 24
5 * 4 = 20
4 * 6 = 24
4 * 5 = 20
24 : 4 = 6
20 : 4 = 5
24 : 6 = 4
20 : 5 = 4
- Почему они являются взаимообратными? (Деление проверяется умножением)
3.
“Доскажи предложение”
Показ таблиц:
- Чтобы найти делимое, надо…
х : 3 = 6
- Чтобы найти периметр фигуры, надо…
Р = (а + в) * 2
- Чтобы найти делитель, надо…
20 : х = 2
- Чтобы найти площадь фигуры, надо…
S = а * в
- Чтобы найти множитель, надо…
х * 4 = 16
- Откроем сейф, если справимся со след. заданием
4. Составь и реши задачу:
а - 6 см (На доске)
в - ?, в 2 раза меньше
Р - ? S - ?
IV. Изучение нового материала
1. Сообщение темы, постановка цели урока.
Банкир открывает сейф и достаёт образцы “купюр”
Учитель:
- Дети, вы знаете, что это? (Деньги, купюры, тенге). Наша национальная валюта
- Вспомните, от какого слова вообще произошло слово “деньги”? (От тюркского слова “тенге”)
- Сегодня мы на уроке познакомимся с новыми понятиями и научимся решать задачи нового вида.
Историческая справка.
- А для чего нужны деньги?
- А как же без денег обходились наши предки? Чем пользовались, чтобы приобрести необходимые вещи или продукты?
- Внимательно рассмотрите картинку.
Рисунок 1
- Теперь сможете ответить на мой вопрос?
- Да, ребята. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины.
Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи.
Воины-победители – своих пленников.
- Как вы думаете удобно ли было людям обмениваться товаром?
- Почему?
- Обмениваться было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт, или же какие трудности, а порой и опасности нужно преодолеть, чтобы их добыть. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да еще найди охотника на такой обмен! Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то держать и кормить, продукты от хранения портятся. Меха портит моль. Ткань протирается. Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю, и участку земли. Как раз этот период люди придумали деньги. Самыми удобными деньгами оказались металлические. Это были кусочки серебра или золота. Позднее появился рубль.
Сейчас при покупке мы пользуемся металлическими монетами и бумажными купюрами.
У нас в Казахстане это тенге.
- А в каком году ввели национальную валюту в Казахстане? (15 ноября 1993 года. 15 ноября – день Национальной валюты)
2. Знакомство с монетами
- Рассмотрите достоинства монет. Какие монеты вы видите?
- А вот какие купюры принёс банкир. (Из сейфа достают образцы бумажных купюр в 5000 тг, 2000 тг, 1000 тг, 500 тг, 200 тг)
3. Уточнение понятий Цена, количество, стоимость.
- Посмотрим, что ещё есть в сейфе (Таблички: цена, количество, стоимость) Вывешиваются на доску.
Цена
Количество
Стоимость
- Давайте вспомним, что обозначает каждое слово.
Дети: Цена – стоимость одного предмета. Например, ручки.
- А если покупаем набор цветных ручек? Значит здесь говорим о цене набора.
- В чём измеряется количество? (Штуки)
- Что значит, найти стоимость покупки? (сколько необходимо заплатить за покупку)
4. Решение задач на взаимосвязь между величинами.
- Разгадай ребус ДА ча
- Верно, и мы переходим к решению задач.
с. 107 № 1 (устно)
- Рассмотри рисунок, что мы можем купить на 140 тг.?
с. 108 № 2
- Рассмотрим таблицу, составим задачу по первой строчке. (Учитель пишет на доске, дети в тетрадях)
Ц
К
С
5 тенге
4 штуки
? тг
5 * 4 = 20 (тг)
Ответ: 4 конфеты стоят 20 тенге
Вывод: Чтобы найти стоимость покупки, надо цену умножить на количество
С = Ц * К
Вывешивается на доску схема.
Дети читают хором правило в книге.
Аналогично выполняются задачи на нахождение количества и цены. с. 108 -109 № 3, № 4.
V. Закрепление изученного
Работа по карточкам (заполни таблицу и реши задачу самостоятельно)
У детей на столах карточки, дети работают по рядам. 1 ряд – задачи на нахождение цены, 2 ряд – на нахождение стоимости, 3 ряд – на нахождение стоимости.
Три человека работают на больших листах для проверки.
- Проверим ребят.
- Что вы находили в своих задачах? Дети, которые отвечают у доски, говорят правила.- молодцы.
VI. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Какую цель поставим на следующий урок? Оценивание учащихся.
Домашнее задание: с. 109, № 5.