Просмотр содержимого документа
«Разработка спецкурса 7 класс "Решение текстовых задач"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
СЕЛА ОРЛОВКИ БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____/__________________
«____»_____________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«РЕШЕНИЕТЕКСТОВЫХЗАДАЧ»
для 7 класса
Количество учебных часов в неделю: 0,5 ч. В год – 17 ч. (одно полугодие).
Пояснительнаязаписка.
Решения текстовых задач – это деятельность, сложная для обучающихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто труднодостижимая для учащихся задача. Данная программа уделяет особую роль привитию навыков самостоятельности в рассуждениях, в поисках способов решения задач, развитию способностей к самообразованию, к созданию и разрешению проблемных ситуаций, рефлексии, самоанализу собственной деятельности, что подтверждает возможность и необходимость использования данной программы для учащихся, обучающихся по состоянию здоровья на дому.
Рабочая программа спецкурса «Решение текстовых задач» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 (с последующими изменениями).
Цель спецкурса по выбору:
развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;
применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях;
развитие культуры математических вычислений и стабильности в преобразовании алгебраических выражений;
расширение кругозора.
Задачи:
научить решать практические задачи на оптимизацию и применять функциональную линию при решении практических задач;
развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление;
показать обучающимся методы решения задач на проценты, на сплавы, смеси и растворы;
научить решать одну задачу разными способами;
оказать помощь в подготовке к успешному прохождению ГИА;
воспитывать целеустремлѐнность и настойчивость при решении задач;
предоставить обучающимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
Предполагаемые результаты:
чтение и понимание графиков реальной зависимости;
умение отвечать на вопросы практической направленности;
составлять математические модели к задачам и работать с ними;
применять различные математические приѐмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция и т. д.);
уметь использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
повышение успеваемости по математике.
Общая характеристика спецкурса по выбору.
В традиционном российском школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают
опыт применения математики к решению практических задач. Решение задач является наиболее эффективной формой развития математической деятельности. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития ученика, глубины усвоения учебного материала. Между тем, текстовые задачи - трудный материал для значительной части школьников. Во многом это связано с необходимостью чѐткого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, а также задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал, работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся и внедрять принцип опережения.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно- познавательный процесс и максимально проявить себя.
Моделирование условия задачи позволяет ученику устанавливать различные связи и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для введения переменных.
Деятельность обучающихся приобретает более целенаправленный характер и, что самое важное, появляется самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи, который, как известно, вызывает всегда большие затруднения.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Данный курс предполагает четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач и самостоятельную работу контролирующего характера.
Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовки учащихся, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся. Курс состоит из девяти тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные:
самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до еѐ завершения;
способность к самоорганизации;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации в возможностей
успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
мотивированность своих действий; готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
Метапредметные:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов еѐ решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями, развѐртками и т.д.);
создание моделей изучаемых объектов;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
умение работать в информационной среде.
умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос
«что я не знаю и не умею?»).
Предметные: Учащиеся научаться:
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
определять тип текстовой задачи, знать особенности еѐ решения, используя при этом разные способы;
«рисовать» словесную картину задачи;
составлять алгебраические модели реальных ситуаций и выполнять простейшие преобразования буквенных выражений;
решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций;
решать уравнения методом отыскания неизвестного компонента действия (простейшие случаи). уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики еѐ решения, используя при этом разные способы;
применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса
понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
ставить к условию задачи вопросы;
сравнивать решения задач;
составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению, по аналогии, составлять обратные задачи;
обосновывать правильность решения задачи.
Учащиеся получат возможность узнать:
об основных изучаемых понятиях (число, уравнение, задача) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
об этапах решения задач различных типов;
о разнообразии типов текстовых задач
Содержание спецкурса в 7 классе.
Текстовыезадачиитехникаихрешения.
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы
решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приѐмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Рисунки, схемы, таблицы, чертежи к текстовой задаче и их значение для построения математической модели.
Задачи на движение.
Движение тел по течению и против течения. Равномерное движени тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скоростии времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Задачи на совместную работу.
Формула зависимости объѐма выполненной работы от производительности и времени еѐ выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и еѐ значение для составления математической модели
Задачи на дроби и проценты.
Задачи на дроби и проценты. Увеличиваем число на процент. Уменьшаем число на процент. Решение задач процентное отношение двух чисел. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Задачи на сложные проценты.
Задачи на отношения и пропорции.
Задачи на отношения. Задачи на пропорции. Задачи на прямую пропорциональность. Задачи на обратную пропорциональность
Тематическоепланированиесуказаниемколичествачасов,отводимыхнаосвоениекаждой темы
№ п/п
тема
Количество часов
Дата проведения по плану
Фактически
1.
Текстовые задачи и техника их решения .
2
2.
Задачи на движение.
3
3.
Задачи на совместную работу.
3
4.
Задачи на дроби и проценты.
4
5.
Задачи на отношения и пропорции.
2
6.
Занимательные задачи.
1
7.
Исторические математические задачи.
1
8.
Защита проектов.
1
ИТОГО:
17
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса..
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);
системно-деятельностныйподход .
В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие формы занятий:
уроки - исследования, ролевые игры, устные журналы;
лекция;
практическая работа
обсуждение заданий в дополнительной литературе;
доклады учеников;
составление рефератов.
Использование исторического материала, энциклопедических сведений в математических заданиях, заданий с природоведческим и историческим сюжетом позволяет детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, такие задания расширяют кругозор учащихся, обогащают активный словарный запас.
Формы контроля знаний, умений, навыков
самостоятельная работа;
устный опрос;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах.
«защита решения»;
отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме;
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другоеhttp://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru