Разработка программы факультативного курса “Математика и занимательная логика”
Разработка программы факультативного курса “Математика и занимательная логика”
Законы логики действуют во все времена, для всех людей, всех профессий.
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих, либо чужих утверждений, высказываний, предложений являются жизненной необходтмостью.
Обучатся логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Отдельные приёмы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различие, описание и характеристика. В школе с первых дней обучения учащиеся работают с этими логическими приёмами или операциями на всех уроках, развивая, углубляя и систематизирую свои знания.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать, Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляю –
щих мышления:
1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация.
2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большего количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
3. Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, и использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.
Этот факультативный курс предназначен для всех детей, а не только математически одарённых. Во – первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничится только некоторыми сведениями из арифметики.
Во – вторых, логические задачи почти всегда носит занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Цель: Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логического мышление, способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко, переходить от одних связей к другим. Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь. Воспитывать самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
Задачи:
Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
Научиться полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию важных решений.
Программа факультативного курса «Математика и занимательная логика» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка программы факультативного курса “Математика и занимательная логика”»
Программа
факультативного курса
“Математика и занимательная логика”
Cундарева З.А.
учитель высшей
категории
МБОУ «СШ №33»
г. Смоленска.
Пояснительная записка.
Законы логики действуют во все времена, для всех людей, всех профессий.
Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих, либо чужих утверждений, высказываний, предложений являются жизненной необходтмостью.
Обучатся логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление. Отдельные приёмы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различие, описание и характеристика. В школе с первых дней обучения учащиеся работают с этими логическими приёмами или операциями на всех уроках, развивая, углубляя и систематизирую свои знания.
Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать, Для успешного обучения в среднем звене. Понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляю –
щих мышления:
1. Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификация.
2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большего количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.
3. Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, и использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет сделано в начальной школе, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.
Этот факультативный курс предназначен для всех детей, а не только математически одарённых. Во – первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничится только некоторыми сведениями из арифметики.
Во – вторых, логические задачи почти всегда носит занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математику. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.
Цель: Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логического мышление, способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко, переходить от одних связей к другим. Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь. Воспитывать самостоятельного и мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.
Задачи:
Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
Научиться полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию важных решений.
Программа факультативного курса «Математика и занимательная логика» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).
Ориентировочное календарное планирование.
1 класс
№ п/п
Тема занятия.
Кол. часов
1 - 2
Формальные рассуждения. Признаки предметов.
2
3 – 4.
Слова: «только», «и», «или», «верно (истина)»,
«неверно (ложь)», высказывание и другие.
2
5 – 8.
Множество и элемент множества.
4
9 – 10.
Житейские задачи.
2
11 – 12.
Точки, имя точки. Внутренние и внешние точки.
2
13 – 14.
Линия. Отрезок. Имя отрезка.
2
15.
Ломаная. Имя ломаной.
1
16.
Луч.
1
17.
Одно число больше другого.
1
18.
Знаки « +» и « - » .
1
19.
Равенство.
1
20.
Одно число меньше другого.
1
21 – 22.
Переменная. Предложение с переменной.
2
23 – 24.
Предложение с переменной на множестве чисел.
2
25 – 26.
Слова «и», «или».
2
27 - 28
Слова «и», «или» на множестве чисел.
2
29 – 30.
Пара чисел.
2
31 – 32.
Луч.
2
33 – 34.
Занимательные задачи разного типа.
2
Особенность факультативного курса в первом классе:
Направленность на развитие детей.
Стремление вызвать и сохранить интерес детей непосредственно к самой математике.
Формирование понятий и математического языка на жизненном опыте ребёнка.
Занятия иногда проводятся в форме занимательной минутки, связывая всё с темой урока; а иногда _ в виде «Часа занимательности» (30 – 40 мин.) в группе
продлённого дня.
Учащиеся первого класса должны знать:
Основные свойства геометрических фигур ( прямая, отрезок, луч, точка, ломаная).
Иметь представление о понятиях «множество», «элемент множества», «равенства множеств».
Иметь представление о логических понятиях « истина», « ложь», « и», «или».
Содержание математических понятий «больше», «меньше», « один», «каждый», «все», «остальные».
Учащиеся первого класса должны уметь.
Сравнивать предметы по разным признакам. Обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
Уметь выделить признак, по которому произведена классификация.
Уметь выделить общий признак двух групп предметов.
Выявлять истинность или ложность суждений.
Уметь решать занимательные задачи.
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол. часов
1.
Вводный урок.
1
2 - 5
Матрица Равена.
4
6 – 12.
Зрительно пространственные тесты.
1.Графические матрицы.
2. Командные игры.
3. Составленные матрицы.
7
13 – 21.
Словесные тесты.
1. Триады.
2. Командная игра. «Чужой».
3. Цепочки.
4. Анаграммы.
5. Составление логических цепочек.
9
22 – 28.
Числовые ряды.
1. Продолжение ряда.
2.Пропущенные числа.
3. Числовые ребусы.
4.Составление числовых тестов.
7
29 – 34.
Решение задач.
6
2 класс
№ п/п
Тема занятия.
Кол. часов
1 - 2
Повторение. Основные типы геометрических фигур.
« Геометрические фигуры вокруг нас.»
2
3 – 4.
Задачи на поиск закономерностей в размещении
Геометрических фигур.
2
5 – 6.
Конструирование из геометрических фигур.
2
7 –8 .
Создание композиций, сложных объектов из геометрических фигур.
2
9 – 10.
Основные логические приёмы Анализ. Синтез.
1
11.
Признаки предметов.
1
12.
Расположение предметов в пространстве.
1
13 - 14.
Упорядочение предметов по степени выраженности определённого признака (сериации).
2
15 - 16.
Знакомство с понятием: «множество», «элементы множества» .
2
17 - 18.
Пересечение множеств. Объединение множеств .
2
19 - 20.
Решение логических задач.
2
21 - 22.
Знакомство с понятием «отрицание» «умозаключение».
2
23 – 24.
Ограничение. Обобщение.
2
25 – 26.
Классификация Решение задач.
2
27 – 28.
Суждение слова «все», «некоторые», «ни один».
2
29 – 31.
Решение логических задач.
3
32 – 34.
Решение ребусов, кроссвордов, анаграмм.
3
Учащиеся второго класса должны знать:
Основные свойства геометрических фигур.
Иметь представление о понятиях «суждение», «умозаключение», «отрицание».
Знать основные логические приёмы: анализ. Синтез, обобщение, сериация.
Учащиеся второго класса должны уметь.
Выявлять истинность или ложность суждений.
Анализировать, проверять правильность вывода.
Выполнять сериацию и классификацию предметов и явлений.
Уметь находить предметы по заданным признакам.
3 класс
№ п/п
Тема занятия.
Кол. часов
1.
Знакомство с понятиями « логика», «суждение».
1
2.
Знакомство с понятиями «истина», « ложь», «неопределённость».
1
3 – 4.
Знакомство с понятиями «отрицание». Построение отрицаний , высказываний.
2
5 .
Слова – омонимы, и слова – синонимы.
1
6.
Основные логические приёмы формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
1
8 - 9.
Суждение. Выводы простых и сложных суждений.
2
10 - 11.
Введение в понятия « последовательность», «закономерность».
2
12.
Знакомство с понятиями «множество», «элемент множества».
1
13 - 14.
Способы задания множеств. Равенство множеств.
2
15 - 17.
Отображение, пересечение, объединение множеств. Пустое множество.
3
18 - 19.
Законы (принципы) правильного мышления.
2
20.
Искусство доказательства и опровержения.
1
21 – 23.
Решение логических задач. Задачи шутки.
3
24 – 25.
Задачи на использование некоторых понятий теории множеств.
2
26 – 29.
Логические задачи.
4
30 – 32.
Анаграммы. Метаграммы.
3
33 – 34.
Ребусы. Кроссворды. Задачи.
2
Учащиеся третьего класса должны знать:
Что изучает наука логика?
Основные логические понятия: «суждение», « виды суждений», «рассуждения», «утверждения», «последовательность», «закономерность».
Иметь представление о понятиях «множества», «элемент множества», «равенства множеств», «отображение множеств».
Законы (принципы) правильного мышления.
Что такое доказательство и опровержение.
Учащиеся третьего класса должны уметь.
Определять принадлежность элемента множеству.
Сравнивать множества по числу элементов в них, ставить в соответствии элементам одного множества элементы другого множества.
Решать логические задачи.
Распознавать анаграммы, метаграммы.
4класс
№ п/п
Тема занятия
Кол. часов.
1 – 2.
Повторение. Основные понятия логики.
2
3.
Способы решения логических задач.
1
4 – 5.
Решение логических задач.
2
6.
Законы (принципы) правильного мышления.
1
7.
Закон тождества.
1
8.
Закон не противоречия.
1
9 – 10.
Закон исключенного третьего.
2
11 – 12.
Закон достаточного основания.
2
13 – 14.
Искусство доказательства и опровержения.
2
15 – 16.
Структура и виды доказательств.
2
17 – 18.
Прямое и косвенное доказательство.
2
19 – 21.
Логика вокруг нас.
3
22 – 27.
Решение логических задач.
6
28 – 29.
В мире слов. Решение логических задач со словами.
2
30 - 31
Решение логических задач математического характера.
2
32.
Решение ребусов, кроссвордов.
1
33 – 34.
Логические игры (компьютерные).
2
Учащиеся четвёртого класс должны знать:
Основные понятия логики.
Закон тождества, не противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания.
Структуру доказательств. Виды доказательств.
Учащиеся четвертого класса должны уметь.
Анализировать, проверять правильность вывода.
Решать логические задачи со словами, логические задачи со словами математического характера.