Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику автора Ю.М.Колягин
Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику автора Ю.М.Колягин
Рабочая программа по алгебре 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, программы по алгебре для 7 класса авторов Ю.М. Колягин, М.В. Такчева, Н.Е. Федорова и др. Алгебра. 7класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс по учебнику автора Ю.М.Колягин»
1
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания образования и Требований, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней так же учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, программы по алгебре для 7 класса авторов Ю.М. Колягин, М.В. Такчева, Н.Е. Федорова и др. Алгебра. 7класс.
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что ее объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладения навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, периодических и др.) для формирования у школьников представления о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.
При изучении этого компонента обогащаются представления о современной картине мира и методов его исследования, развиваются представления о числе и роли вычислений в человеческой практике, используются функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей.
Важной задачей этого компонента является формирование функциональной грамотности умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты.
Образовательные и воспитательные задачи обучения алгебре должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики алгебры как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития учащихся. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки способствует разгрузке школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.
На изучение алгебры в 7 классе в лицеи отведено 102 часа в год, что соответствует 3 часам в неделю.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» на 2015 -2016 учебный год рассчитана на 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) с 01.09.2015 по 30.05.2016. В примерное планирование алгебры 7 класса добавлены часы на повторение курса 6 класса, входная контрольная работа за счет итогового повторения.
Программа обеспечивает достижение следующих целей и результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
в направлении личностного развития:
• формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
в метапредметном направлении:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора, оснований и критериев;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки.
в предметном направлении:
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
• развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
• овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
• овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
• овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
• умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит локальный (созданный для данного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанный учителем) характер.
При проведении уроков используются разнообразные формы организации учебной деятельности:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения курса алгебры в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
•математический язык;
•свойства степени с натуральным показателем;
•определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;
•свойство сокращения дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю;
•линейную функцию, ее свойства и график;
•способы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными;
уметь:
•выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
•составлять математическую модель при решении задач;
•выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней;
•выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;
•выполнять основные действия с алгебраическими дробями;
•решать линейные и рациональные уравнения с одной переменной;
•решать несложные текстовые задачи алгебраическим методом;
•строить график линейной функции, определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем линейных уравнений
•решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
решать следующие жизненно-практические задачи:
•самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
•работать в группах;
•аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•уметь слушать других
•пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
•самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Тематическое планирование по алгебре 7 класс
№
Раздел программы
Максимальная нагрузка
Из них
Самостоятельная работа, тесты, практические работы
Теоретическое обучение, решение задач
Решение задач
Контрольная работа
1
Повторение.
3
2
1
2
Алгебраические выражения.
9
2
6
1
3
3
Уравнения с одним неизвестным.
8
2
5
1
2
4
Одночлены и многочлены.
16
3
12
1
4
5
Разложение многочленов на множители.
16
4
11
1
1
6
Алгебраические дроби.
20
2
17
1
4
7
Линейная функция и ее график.
8
1
6
1
2
8
Системы двух уравнений с двумя неизвестными.
13
2
10
1
3
9
Элементы комбинаторики.
6
4
2
-
2
10
Повторение. Итоговая аттестация.
3
-
2
1
1
Итого:
102
20
73
9
22
Тип занятий
Форма контроля
УОНМ
Урок ознакомления с новым материалом
УС
Устный счёт
УЗИ
Урок закрепления изученного
УО
Устный опрос
УПЗУ
Урок применения знаний и умений
ФО
Фронтальный опрос
УОСЗ
Урок обобщения и систематизации знаний
СР
Самостоятельная работа
УПКЗУ
Урок проверки и коррекции знаний и умений
ИЗ
Индивидуальное задание
КУ
Комбинированный урок
МТ
Математический тест
УКЗ
Урок коррекции знаний
МД
Математический диктант
ПР
Практическая работа
КР
Контрольная работа
Содержание обучения
Тема 1. «Повторение курса математики 5-6 классов» (3 часа)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
• Действия с натуральными числами.
• Действия с обыкновенными дробями.
• Действия с десятичными дробями.
Уровень обязательной подготовки учащегося
• Уметь выполнять действия с натуральными числами.
• Уметь выполнять действия с обыкновенными дробями.
• Уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Тема 2. «Алгебраические выражения» (9 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Алгебраические выражения.
•Буквенные выражения (выражения с переменными).
•Числовое значение буквенного выражения.
•Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
•Преобразования выражений.
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.
•Уметь осуществлять подстановку одного выражения в другое.
•Уметь выражать из формул одну переменную через остальные.
•Знать правила раскрытия скобок.
Тема 3. «Уравнение с одним неизвестным» (8 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Уравнения.
•Уравнение с одной переменной.
•Корень уравнения.
•Линейное уравнение
•Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным.
•Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Тема 4. «Одночлены и многочлены» (16 час)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Свойства степеней с натуральным показателем.
•Многочлены.
•Сложение, вычитание, умножение многочленов.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями.
Уметь выполнять основные действия с многочленами
Тема 5. «Разложение многочленов на множители» (16 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.
•Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов.
•Разложение многочлена на множители.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь выполнять разложение многочленов на множители.
•Знать формулы сокращенного умножения.
•Знать формулы разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов.
Тема 6. «Алгебраические дроби» (20 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Алгебраическая дробь.
•Сокращение дробей.
•Действия с алгебраическими дробями.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь сокращать алгебраические дроби.
•Уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями.
Тема 7. «Линейная функция и ее график» (8 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Числовые функции. Понятие функции.
•Способы задания функции.
•График функции.
•График линейной функции.
•Чтение графиков функций
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь находить значения линейной функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу.
•Уметь находить значение аргумента по значению линейной функции, заданной графиком.
Правильно употреблять функциональную терминологию
Тема 8. «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» ( 13 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Система уравнений; решение системы.
•Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.
•Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
•Уметь решать системы двух линейных уравнений.
•Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью систем уравнений.
Тема 9 «Статистика. Введение в теорию вероятностей» (6 часов)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
•Таблицы. Вычисления в таблицах
•Диаграммы столбиковые , круговые и диаграммы рассеивания.
•Медиана, дисперсия, среднее арифметическое. Свойства среднего арифметического и дисперсии. Случайная изменчивость. Случайные события и вероятность
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки учащегося
• Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице
•Уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений.
•Уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным
•Уметь вычислять среднее значение набора.
•Уметь вычислять медиану набора.
•Уметь вычислять наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах.
Тема 10. «Повторение. Решение задач» (3 часа)
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Нормы оценки:
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.