Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптированной программе. Предмет "Математика" для 1 класса (вариант 8.3)»
МАТЕМАТИКА. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15)
Учебно-методический комплект:
1.Рабочая программа по математике для 1 класса
2.Учебник «Математика» 1 класс для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений Т.В.Алышева (в 2 частях). Издательство «Просвещение».
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы:
Пояснительную записку, которая включает в себя цель, задачи рабочей программы; психолого-педагогическую характеристику учащихся на момент поступления; срок реализации рабочей программы; требования к уровням освоения учащимися предметных результатов; краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля, контрольно-измерительные материалы; методическое обеспечение образовательной деятельности.
Общая характеристика предмета.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Учебный материал, предложенный в программе имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы математики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Основные межпредметные связиосуществляются с уроками окружающего мира, рисования и технологии (ручного труда).
Цель обучения математике: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи обучения математике:
формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, бытовых и профессиональных задач; развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты; способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности; расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи; корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль).
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по математике в 1классе составляет 35 минут.
Место курса в учебном плане
В 1 классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по математике включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей и психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Математика» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся 1 класса и сложностью структуры дефекта.
Достаточный уровень
Предметные результаты
образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5; сравнивать числа в пределах 20; пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через десяток; знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки единицы; решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка; решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и другими возможными способами; читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; записывать и решать примеры с именованными числами; отображать точку на листе бумаги, классной доске; строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию; проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:
Регулятивные учебные действия
образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20; считать в прямом и обратном порядке в пределах 20; сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале; пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через десяток; решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью педагога); решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения; отображать точку на листе бумаги, классной доске; строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися с РАС социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
владеет социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владеет элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
Базовые учебные действия
Группа БУД
Учебные действия и умения
Минимальный уровень
освоения
Достаточный уровень
освоения
Личностные учебные
действия
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
- осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
- способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
- готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
- конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные
действия
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными
образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
Раздел
Кол-во часов
Краткое содержание курса
1.
Единицы измерения и их соотношения
4
Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.
Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. Размен монет.
Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.
2.
Нумерация
48
Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование, чтение и запись чисел 1 – 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел первого десятка.
Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и запись чисел в пределах 20.
Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее (последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление соотношения больше, меньше, равно.
3.
Арифметические действия
20
Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания. Переместительный закон сложения. Таблицы сложения и вычитания.
Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих выполнения двух действий (одинаковых, разных) без скобок.
4.
Арифметические задачи
19
Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка): запись краткого условия, решения, наименования при записи решения, ответа.
Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки. Построение кривой линии.
Отрезок, измерение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Математика» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы
Развивающая предметно-пространственная среда
Коммуникация
Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой
Мыслительные операции
Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, автодидактический материал Марии Монтессори
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память
Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты
Пространственные представления
Схемы, модели, предметные и сюжетные картины
Временные представления
Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации
Конструктивный праксис
Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами
Развитие общей и ручной моторики
Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки
Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарно-тематическом планировании.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Дата
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
план
факт
I четверть 24 ч.
1
Счет и счетные операции в пределах 5.
01.09
1
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач
2
Счет и счетные операции в пределах 5.
03.09
1
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач
3
Счет и счетные операции в пределах 5.
07.09
1
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач
4
Точка.
08.09
1
Знакомство с точкой, умение рисовать точки в заданном ритме
5
Прямая линия.
10.09
1
Знакомство с прямой линией, умение находить прямые линии в окружающем пространстве
6
Кривая линия.
14.09
1
Знакомство с кривой линией, умение находить кривые линии в окружающем пространстве
7
Построение прямых линий с помощью линейки.
15.09
1
Знакомство с линейкой; построение линий.
8
Построение прямой через две точки.
17.09
1
Различение прямой и кривой линии
9
Число и цифра 6. Образование числа 6.
21.09
1
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой
10
Числовой ряд. Прямой и обратный счет.
22.09
1
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
11
Определение большего (меньшего) числа.
24.09
1
Сравнение чисел
12
Состав числа 6.
28.09
1
Образование числа разными способами
13
Решение примеров на сложение.
29.09
1
Запись и решение примеров
14
Решение примеров на вычитание.
01.10
1
Запись и решение примеров
15
Решение простых арифметических задач.
05.10
5.10
1
Решение задач, запись краткого условия, решения и ответа задачи
16
Число и цифра 7. Образование числа 7.
06.10
1
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой
17
Числовой ряд. Прямой и обратный счет.
08.10
8.10
1
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
18
Определение большего (меньшего) числа.
12.10
1
Сравнение чисел
19
Определение большего (меньшего) числа.
13.10
1
Сравнение чисел
20
Состав числа 7.
15.10
1
Образование числа разными способами
21
Решение примеров на сложение.
19.10
1
Запись и решение примеров
22
Решение примеров на вычитание.
20.10
1
Запись и решение примеров
23
Решение простых арифметических задач.
22.10
1
Решение задач, запись краткого условия, решения и ответа задачи
24
Счет и счетные операции в пределах 7.
26.10
1
Самостоятельное выполнение заданий
II четверть 24 ч.
1
Число и цифра 8. Образование числа 8.
09.11
1
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой
2
Числовой ряд. Прямой и обратный счет.
10.11
1
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
3
Определение большего (меньшего) числа.
12.11
1
Сравнение чисел
4
Определение большего (меньшего) числа.
16.11
1
Сравнение чисел
5
Состав числа 8.
17.11
1
Образование числа разными способами
6
Решение примеров на сложение.
19.11
1
Запись и решение примеров
7
Решение примеров на вычитание.
23.11
1
Запись и решение примеров
8
Решение простых арифметических задач.
24.11
1
Решение задач, запись краткого условия, решения и ответа задачи
9
Меры стоимости. Рубль, копейка.
26.11
1
Различение рубля и копейки; определение достоинства монет
10
Меры стоимости. Размен монет.
30.11
1
Определение достоинства монет, размен крупных монет более мелкими.
11
Линия. Отрезок.
01.12
1
Различение примой линии и отрезка.
12
Меры длины: сантиметр.
03.12
1
Знакомство с понятием меры длины: сантиметр; измерение отрезков разной длины с помощью линейки
13
Построение отрезков заданной длины.
07.12
1
Построение отрезков разной длины с помощью линейки
14
Построение фигур по клеткам.
08.12
1
Рисование различных геометрических фигур заданного размера по клеткам тетради
15
Число и цифра 9. Образование числа 9.
10.12
1
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой
16
Числовой ряд. Прямой и обратный счет.
14.12
1
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
17
Определение большего (меньшего) числа.
15.12
1
Сравнение чисел
18
Определение большего (меньшего) числа.
17.12
1
Сравнение чисел
19
Состав числа 9.
21.12
1
Образование числа разными способами
20
Состав числа 9.
22.12
1
Образование числа разными способами
21
Решение примеров на сложение.
24.12
1
Запись и решение примеров
22
Решение примеров на вычитание.
28.12
1
Запись и решение примеров
23
Решение простых арифметических задач.
11.01
1
Решение задач, запись краткого условия, решения и ответа задачи
24
Счет и счетные операции в пределах 9.
12.01
1
Самостоятельное выполнение заданий
III четверть 27 ч.
1
Число 10. Образование числа 10.
14.01
1
Выделение нужного количества предметов, соотнесение с цифрой
2
Число 10. Понятие «десяток».
18.01
1
Знакомство с понятием «десяток». Получение десятка путем присчитывания единиц
3
Числовой ряд. Прямой и обратный счет.
19.01
1
Определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
4
Определение большего (меньшего) числа.
21.01
1
Сравнение чисел
5
Определение большего (меньшего) числа.
25.01
1
Сравнение чисел
6
Счет равными числовыми группами.
26.01
1
Счет по 2, 3, 5 на наглядном материале и по числовому ряду
7
Счет равными числовыми группами.
28.01
1
Счет по 2, 3, 5 на наглядном материале и по числовому ряду
8
Состав числа 10.
01.02
1
Образование числа разными способами
9
Решение примеров на сложение.
02.02
1
Запись и решение примеров
10
Нахождение неизвестного слагаемого.
04.02
1
Знакомство с компонентами сложения; нахождение неизвестного слагаемого на основе состава числа
11
Решение примеров на вычитание.
08.02
1
Запись и решение примеров
12
Нахождение неизвестного уменьшаемого.
09.02
1
Знакомство с компонентами вычитания; нахождение неизвестного уменьшаемого на основе состава числа
13
Нахождение неизвестного вычитаемого.
11.02
1
Знакомство с компонентами вычитания; нахождение неизвестного вычитаемого на основе состава числа
14
Решение простых арифметических задач.
15.02
1
Решение задач, запись краткого условия, решения и ответа задачи
15
Составление и решение примеров по рисунку.
16.02
1
Составление и решение примеров на основе графических изображений
16
Таблица сложения чисел в пределах 10.
18.02
1
Использование таблиц сложения и вычитания
17
Таблица вычитания чисел в пределах 10.
01.03
1
Использование таблиц сложения и вычитания
18
Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц.
02.03
1
Знакомство с отношением больше на, меньше на; увеличение (уменьшение)числа на конкретном материале
19
Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц.
04.03
1
Знакомство с отношением больше на, меньше на; увеличение (уменьшение)числа на конкретном материале
20
Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц.
09.03
1
Составление и решение примеров
21
Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц.
11.03
1
Составление и решение примеров
22
Число 10 или 1 десяток.
15.03
1
Получение десятка путем присчитывания единиц
23
Второй десяток.
16.03
1
Счет десятками без называния чисел
24
Число 11. Образование числа.
18.03
1
Знакомство с числом, запись числа, способ образования числа
25
Число 11. Место числа в числовом ряду.
22.03
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
26
Решение простых арифметических задач.
23.03
1
Решение задач, содержащих отношение больше на/меньше на
27
Счет и счетные операции в пределах 10.
25.03
1
Самостоятельное выполнение заданий
IV четверть 24 ч.
1
Число 12. Образование числа.
05.04
1
Запись числа, образование числа двумя способами
2
Число 12. Место числа в числовом ряду.
06.04
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
3
Число 13. Образование числа.
08.04
1
Запись числа, образование числа двумя способами
4
Число 13. Место числа в числовом ряду.
12.04
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
5
Число 14. Образование числа. Место числа в числовом ряду.
13.04
1
Запись числа, образование числа двумя способами, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
6
Числа 11 – 14. Решение примеров на разрядный состав чисел
15.04
1
Запись и решение примеров вида 10 + 3, 13 – 3, 13 - 10
7
Число 15. Образование числа.
19.04
1
Запись числа, образование числа двумя способами
8
Число 15. Место числа в числовом ряду.
20.04
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
9
Разрядный состав чисел второго десятка
22.04
1
Раскладывание чисел второго десятка на разрядные единицы, разрядные слагаемые
10
Разрядный состав чисел второго десятка
26.04
1
Решение примеров на знание разрядного состава чисел второго десятка
11
Число 16. Образование числа.
27.04
1
Запись числа, образование числа двумя способами
12
Число 16. Место числа в числовом ряду.
29.04
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
13
Число 17. Образование числа. Место числа в числовом ряду.
03.05
1
Запись числа, образование числа двумя способами, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
14
Решение простых арифметических задач.
04.05
1
Решение задач, содержащих отношение больше на/меньше на
15
Число 18. Образование числа.
06.05
1
Запись числа, образование числа двумя способами
16
Число 18. Место числа в числовом ряду.
10.05
1
Прямой и обратный счет, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
17
Число 19. Образование числа. Место числа в числовом ряду.
11.05
1
Запись числа, образование числа двумя способами, определение места числа в числовом ряду, предыдущего и последующего числа
18
Решение простых арифметических задач.
13.05
1
Решение задач, содержащих отношение больше на/меньше на
19
Число 20. Образование числа.
17.05
1
Получение десятка путем присчитывания единиц; счет десятками без называния чисел
20
Число 20. Место числа в числовом ряду.
18.05
1
Решение примеров на знание разрядного состава чисел второго десятка
21
Нумерация чисел в пределах 20.
20.05
1
Самостоятельное выполнение заданий
22
Счет и счетные операции в пределах 20.
24.05
1
Выполнение действий сложения, вычитания; сравнение; решение простых арифметических задач