Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (пояснительная записка+ КТП) элек. курс "Мир геометрии"»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии на основе:
1. Федерального закона от 29. 12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»
2. Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования» (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089,
3. Примерной программы по математике основного общего образования 9 классы.
4. С учетом авторской программы
5. Уставом МОБУ «СОШ №21».
Общая характеристика учебного предмета
Элективный курс разработан в рамках реализации Концепции пред профильного обучения на средней ступени общего образования и соответствует государственному стандарту среднего образования по математике. При разработке данного курса учитывалось, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение потребностей и интересов девятиклассников, на формирование у них новых видов познавательной и практической деятельности.
На протяжении веков геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др. Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учеников.
Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает требование доказать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Одной из самых важных целей преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для тех, кто выберет специальности художника, дизайнера, модельера, хирурга, астронома и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Например, конструктору этот недостаток может помешать реализовать творческие планы. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных.
Технологии, используемые в системе курса, ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему успешно сдать экзамен по математике (в демоверсии ГИА по математике заявлено6 геометрических задач).
Программа данного элективного курса включает вопросы, которые достаточно часто встречаются в заданиях экзаменов и вызывают затруднения.
В предлагаемом курсе отсутствует чрезмерная перегруженность новым содержанием, основной акцент сделан на усиление линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только ознакомиться с задачами, предлагаемыми на экзамене, но и сконцентрироваться на способах и методах их решения.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.
Прохождение курса даст возможность проявить свои способности учащимся и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор будущего профиля.
Цели курса:
углубить теоретическое и практическое содержание курса планиметрии;
развивать пространственные представления и логическое мышление;
развивать умение применять знания на практике, в новой ситуации, приводить аргументированное решение, анализировать условие задачи и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Задачи курса:
дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
обеспечить, исходя из высокого уровня абстрактности темы, наглядность, логическую строгость рассуждений и обоснованность выводов;
создать условия для выдвижения различных гипотез при поиске решения задачи и доказательства верности или ложности этих гипотез;
способствовать практической направленности курса, реализуя это с помощью аналитического метода достаточным количеством вычислительных задач; ,л
развить интерес и положительную мотивацию изучения геометрии, создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по математике.
Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
выполнять чертежи по тексту задачи;
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;
применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач;
уметь анализировать задачу и выбирать наиболее рациональный способ ее решения.
Содержание учебного предмета, курса(35ч.)
1. Решение задач по теме: «Треугольники»
2. Решение задач по теме: «Окружность»
3. Решение задач на вычисление площади геометрических фигур
4. Решение задач на нахождение площади
5. Решение задач: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
6. Решение задач на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
7. Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»
8. Решение задач по теме: «Окружность»
9. Итоговое повторение
Тематическое планирование
№
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Планируемые образовательные результаты учащихся.
1
Решение задач по теме: «Треугольники»
4
Систематизировать знания учащихся по теме “Треугольники”.
Уметь решать задачи, аргументировать свое решение, применяя ранее изученные свойства фигур и признаки равенства треугольников. Уметь работать в команде. Повышать мотивацию к изучению математики.
2
Решение задач по теме: «Окружность»
4
Систематизация знаний об окружности и ее элементах; отработка навыков решения задач по заданной теме; развитие логического мышления, пространственного воображения; воспитание общеучебных навыков
3
Решение задач на вычисление площади геометрических фигур
4
Обобщить знания о свойствах плоских фигур, знания формул площадей плоских фигур.
развивать геометрическое представление фигур на плоскости, логическое мышление, умения применять формулы и теоретические знания в процессе решения задач, внимание, вычислительные навыки учащихся. Воспитывать культуру поведения на уроке, прививать познавательный интерес к предмету, эстетические качества у учащихся, заботиться о профилактике утомляемости учащихся на уроке.
4
Решение задач на нахождение площади
4
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Площадь»;
обобщить материал как систему знаний;
научиться применять известные формулы для решения более сложных задач.
5
Решение задач: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
4
Закрепить теоретический материал по теме «Площадь»; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур. Планирование учебной деятельности на уроке; владение приёмами действий в нестандартной ситуации; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы; развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, умения анализировать; решение задач прикладного характера; использование дополнительного теоретического материала, комментированное решение задач, работа в парах с обсуждением поставленных задач.
6
Решение задач на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
4
Знать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника
Уметь записывать синус, косинус, тангенс и котангенс для острого угла
Уметь устанавливать логические отношения
7 -8
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»
4
Отработать навыки решения задач на применение понятий вписанного и центрального углов, на применение теоремы о вписанном угле и ее следствий. Развитие способностей анализировать, проводить сопоставление, обобщать, планировать деятельность.Воспитание культуры речи; построение плана ответа.
8
Решение задач по теме: «Окружность»
4
Систематизация знаний об окружности и ее элементах; отработка навыков решения задач по заданной теме; развитие логического мышления, пространственного воображения; воспитание общеучебных навыков.
9
Итоговое повторение
3
10
Итого
35
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема раздела, урока
Обязательный минимум содержания
Методические материалы
Планируемые результаты
Оценочные материалы
Оборудование
план
факт
1
2
3
4
Решение задач по теме: «Треугольники»
3
1
1
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Систематизировать знания учащихся по теме “Треугольники”.
Уметь решать задачи, аргументировать свое решение, применяя ранее изученные свойства фигур и признаки равенства треугольников. Уметь работать в команде. Повышать мотивацию к изучению математики.
Признаки равенств треугольника
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
5
6
7
8
Решение задач по теме: «Окружность»
11
1
1
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Систематизация знаний об окружности и ее элементах; отработка навыков решения задач по заданной теме; развитие логического мышления, пространственного воображения; воспитание общеучебных навыков
«Окружность»
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
9
10
11
12
Решение задач на вычисление площади геометрических фигур.
1
1
1
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
Обобщить знания о свойствах плоских фигур, знания формул площадей плоских фигур.
развивать геометрическое представление фигур на плоскости, логическое мышление, умения применять формулы и теоретические знания в процессе решения задач, внимание, вычислительные навыки учащихся. Воспитывать культуру поведения на уроке, прививать познавательный интерес к предмету, эстетические качества у учащихся, заботиться о профилактике утомляемости учащихся на уроке.
Площади геометрических фигур.
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
13
14
15
16
Решение задач на нахождение площади
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Площадь»;
обобщить материал как систему знаний;
научиться применять известные формулы для решения более сложных задач.
Понятие площади
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
17
18
19
20
Решение задач: «Площади фигур. Теорема Пифагора»
8
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Закрепить теоретический материал по теме «Площадь»; совершенствовать навыки решения задач на вычисление площадей фигур. Планирование учебной деятельности на уроке; владение приёмами действий в нестандартной ситуации; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы; развитие логического и пространственного мышления учащихся, памяти, умения анализировать; решение задач прикладного характера; использование дополнительного теоретического материала, комментированное решение задач, работа в парах с обсуждением поставленных задач.
«Площади фигур. Теорема Пифагора»
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
21
22
23
24
Решение задач на нахождение синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
1
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Знать определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника
Уметь записывать синус, косинус, тангенс и котангенс для острого угла
Уметь устанавливать логические отношения
Синус, косинус, тангенс, катангенс
.
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
25
26
27
28
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»
1
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Отработать навыки решения задач на применение понятий вписанного и центрального углов, на применение теоремы о вписанном угле и ее следствий. Развитие способностей анализировать, проводить сопоставление, обобщать, планировать деятельность.
«Центральные и вписанные углы»
Зачетные работы
Видеопроектор
Тестовые задания
29
30
31
32
Решение задач по теме: «Окружность»
5
1
1
Зачетные работы
Тестовые задания
Систематизация знаний об окружности и ее элементах; отработка навыков решения задач по заданной теме; развитие логического мышления, пространственного воображения; воспитание общеучебных навыков.