ОПД. 01 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 13.02.10 Электрические машины и аппараты
г.о.Тольятти 2016
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УР
________ Т.А.Серова
_____________2016
Составитель: _______ Парамонова К.С., преподаватель ГАПОУ СО «ТЭТ»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза:_______ Быковская А.В., методист ГАПОУ СО «ТЭТ»
Содержательная экспертиза: _______ Сапрыкина Е.В., председатель ЦК общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГАПОУ СО «ТЭТ»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.10 Электрические машины и аппараты, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г. № 830 и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», автор – Башмаков М.И.; от 23 июля 2015 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.10 Электрические машины и аппараты в соответствии с требованиями ФГОС СПО четвёртого поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
17
5 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
6 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРОЕКТОВ
19
20
7 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
22
1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «ТЭТ» по специальности СПО 13.02.10 Электрические машины и аппараты, разработанной в соответствии с ФГОС СПО четвёртого поколения и примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», автор – Башмаков М.И.; 23.07. 2015.
Рабочая программа составлена для студентов очной формы обучения.
1.2Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Общеобразовательный цикл
1.3Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические выражения;
строить графики степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций;
решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;
изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости;
выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
свойства арифметического корня натуральной степени;
свойства степени с рациональным показателем;
свойства логарифмов и основное логарифмическое тождество;
основные тригонометрические формулы;
таблицу производных элементарных функций;
аксиомы стереометрии, основные понятия и уметь применять их при решении задач
Вариативная часть -не предусмотрено.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК) (Приложение 1):
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
Эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
Профессиональной деятельности;
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 344 час, в том числе:
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
344
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
234
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
74
контрольные работы
10
проект
2
Самостоятельная работа студента (всего)
110
в том числе:
самостоятельная работа над проектом
2
подготовка рефератов, выполнение домашней работы, решение задач, оформление презентаций
108
Итоговая аттестация в форме
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень
освоения
Введение
Содержание учебного материала
2
2
1
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и профессиональной деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессии
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
не предусмотрено
Раздел 1
Алгебра и начала анализа
Тема 1.1
Развитие понятия о числе
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Целые и рациональные числа
2
Действительные числа
3
Приближённые числа
4
Комплексные числа
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
1 Арифметические действия над числами, сравнение числовых выражений.
Нахождение приближённых значений величин и погрешностей вычислений
( абсолютной и относительной)
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1 Подготовка доклада по теме«Непрерывные дроби»
6
Тема 1.2
Корни, степени, логарифмы
Содержание учебного материала
14
2-3
1
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями.
2
Степени с действительными показателями
3
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество..
4
Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход
к новому основанию
5
Преобразование алгебраических выражений
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
2 Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчётов с радикалами. Решение
иррациональных уравнений
3 Нахождение значений степеней с рациональным показателем Сравнение степеней.
Преобразование выражений, содержащих степени
4 Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного
основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмирование и
потенцирование выражений. Решение прикладных задач
12
Контрольные работы
Корни, степени, логарифмы
2
Самостоятельная работа обучающихся
2 Решение задач по теме: «Степени с действительным показателем»
3 Решение задач по теме: «Правила действий с логарифмами»
12
Тема 1.3
Основы
тригонометрии
Содержание учебного материала
22
2-3
1
Радианная мера угла. Вращательное движение.
2
Синус, косинус, тангенс, котангенс числа
3
Основные тригонометрические тождества
4
Преобразование тригонометрических выражений
5
Обратные тригонометрические функции
6
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства
Сечения куба, призмы и пирамиды. Представление о правильных многогранниках
4
Цилиндр и конус
5
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере
6
Объём и его измерение. Объёмы тел
7
Подобие тел. Отношение площадей поверхностей и объёмов подобных тел»
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
25 Изображение сечения многогранников. Призма, Пирамида
26 Тела вращения
4
Контрольные работы
Многогранники и круглые тела
2
Самостоятельная работа обучающихся
16 Подготовка реферата по теме: «Правильные и полуправильные многогранники»
17 Решение задач по теме: «Объём и площадь поверхности призмы и пирамиды»
18 Решение задач по теме: «Объём и площадь поверхности цилиндра, конуса, шара»
18
Раздел 3
Комбинаторика,
Статистика и теория вероятностей
Тема 3.1
Комбинаторика
Содержание учебного материала
10
2-3
1
Основные понятия комбинаторики
2
Задачи на подсчёт числа размещений, перестановок, сочетаний
3
Решение задач на перебор вариантов
4
Формула бинома Ньютона
5
Треугольник Паскаля
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
27 История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в
различных сферах человеческой деятельности, Правила комбинаторики. Размещения,
перестановки и сочетания, Бином Ньютона и треугольник Паскаля Прикладные задачи
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
не предусмотрено
Тема 3.2
Элементы теории вероятностей и математической статистики
Содержание учебного материала
8
2-3
1
Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей
2
Понятие о независимости событий
3
Дискретная случайная величина Представление данных( таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Решение задач
4
Предварительная зашита проекта
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
28 Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме
вероятностей. Вычисление вероятностей Представление числовых данных.
Прикладные задачи
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
19 Подготовка реферата по теме: « Понятие о задачах математической статистики.
Понятие о законе больших чисел. Генеральная совокупность, выборка, среднее
арифметическое, медиана»
4
Примерная тематика проекта
приложение 2
Самостоятельная работа обучающихся над проектом
2
Всего
344
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета -
Математика; лабораторий – не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебных пособий по алгебре и геометрии 10-11 класс;
модели объемных геометрических фигур.
доска
Технические средства обучения:
компьютер
телевизор
программное обеспечение по математике
3.2 Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники
Для преподавателей
1 Ш.А Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2013.
2 М.И. Башмаков Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень).
10 кл. – М., 2010
3 М.И.Башмаков Алгебра и начала математического анализа (базовый уровень). 11
кл. – М., 2010
Для студентов
4 А.Н. Колмогоров. Алгебра и начала анализа, 10-11 классы. – М.: Просвещение,
2012
5 Л.С.Атанасян и др. Геометрия, 10-11классы. – М.: Просвещение, 2011
Дополнительные источники
Для преподавателей
Изучение геометрии в 10-11 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн.для учителя/С. М. Саакян, В. Ф. Бутузов. – 2-е изд.– М.: Просвещение,2013
Изучение алгебры и начал анализа в 10-11 классах: Кн. для учителя
/ Н. Е. Федорова, М. В. Ткачева. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2014
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Башмаков М.И. Математика: кн. для преподавателя: метод. пособие. — М., 2013
Для студентов
Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия.10 (11) кл. – М., 2013
Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10-
классы. — М., 2014
10 Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала
математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный
уровни). 10—11классы. — М., 2014.
11 Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Башмаков М.И. Математика. Задачник: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.образования. — М., 2014
Башмаков М.И. Математика. Электронный учеб.-метод. комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2015
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федерова Н.Е. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни). 10-11 класcы / под ред. А.Б.Жижченко. — М., 2014
Интернет-ресурсы
1 www.fcior.edu.ru (Информационные, тренировочные и контрольные материалы).
2 www.school-collection.edu.ru (Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов
4Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, проектов
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
Текущий промежуточный контроль в форме:
выполнять тождественные преобразования выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические выражения
-опроса;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и практических работ;
-тестирования;
-экзамена.
строить графики степенной, показательной, логарифмической и тригонометрических функций
-опроса;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и практических работ;
-тестирования;
-экзамена
решать простейшие уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции
-опроса;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и практических работ;
-тестирования;
-защиты проекта;
-экзамена
изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости
-опроса;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и практических работ;
-тестирования;
-экзамена
выполнять операции над векторами и пользоваться свойствами этих операций
-опроса;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы и практических работ;
-тестирования;
-экзамена
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
Текущий промежуточный контроль в форме:
свойства арифметического корня натуральной степени
-письменного опроса по карточкам;
- тестирования;
-экзамена
свойства степени с рациональным показателем
- -опроса;
-экзамена
свойства логарифмов и основное логарифмическое тождество
-тестирования;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы;
-опроса;
-экзамена
основные тригонометрические формулы
-письменного опроса по карточкам;
-тестирования;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы;
-опроса;
-экзамена
таблицу производных элементарных функций
-письменного опроса по карточкам;
-тестирования;
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы;
-опроса;
-экзамена
аксиомы стереометрии, основные понятия и уметь применять их при решении задач
-экспертной оценки по выполнению индивидуальной самостоятельной работы;
-устного и письменного опроса;
-тестирования;
-экзамена
Образовательноеучреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена во 2 семестре.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатывается образовательным учреждением, и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Приложение 1
5 ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
Название ОК
Технологии формирования ОК
(на учебных занятиях)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося
ОК 3Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения им работы, предполагающей принятие самостоятельных решений, контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Практические задания, проектирование
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Практические задания, проектирование
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Приложение 2
6 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРОЕКТОВ
Математика в живописи
Красота математики в задачах на разрезание
Математика и шахматы
Пропорция в работах великого Леонардо да Винчи.
Удивительный мир периодических дробей
В мире математических иллюзий
Магический квадрат — магия или наука
Животные на координатной плоскости
Исследование симметрии в природе
Любимые рисунки на координатной плоскости
Мир симметрии
Игры и фокусы со спичками
Игры с числами и цифрами, составляющими их запись
Кубик Рубика - гимнастика ума!
Математическая игра "Крестики-нолики"
Математическая игра "Танграм"
Мнимая загадочность в поведении игральных кубиков
Мое любимое занятие — шашки
Стереометрия в кроссвордах
Математические софизмы
Фокусы. В чем их секрет?
Магия чисел
Литературно-художественные задачи в математике
Математика в годы Великой Отечественной войны
Математика фронту, или Как фанера победила дюраль
Математика и природа - единое целое
Математические закономерности в биологии: наследование группы крови
Исследование частоты употребления букв русского языка в текста
Знакомство с экологией с помощью квадратных уравнений
Квадратичная функция за экологичность и экономичность под капотом
Векторы и их прикладная направленность в геометрии и физике
Применение графиков в физике
Применение тригонометрии в физике и технике
Применение тригонометрии при решении физических задач
Пропорциональные величины в задачах физики
Математические задачи космических кораблей
Использование Диофантовых уравнений при решении задач в математике и химии
Исследование содержания сахара в различных изделиях
Проценты — сплав математики и химии
Различные способы решения задач на смеси, сплавы, растворы
Связь математики и химии в природных многогранниках-кристаллах
Использование неравенств при решении экономических задач
Математика финансов
Музыка и математика
Золотое сечение в искусстве
Математика и законы красоты
Баскетбольный бросок через призму математики
Математика на страже здоровья
Математика и оборона страны
Математика на службе мира и созидания
7 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ
В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;