Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПДОУ, математика, 9 и 10 классы»
Управление образования администрации города Чебоксары 03-04
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО учителей-предметников математики, физики, ИВТ
Новизна программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекции, практикумов, решении занимательных и логических задач, математических игр с организацией последующих турниров. Актуальность программы определяется возросшим интересом к высшему образованию, обусловленным необходимостью в квалифицированных специалистах, способных к творческому подходу, рациональному мышлению и логическим рассуждениям.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной значимостью и направленностью на организации социально полезной деятельности воспитанниками объединения. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации образовательной общеразвивающей программы дополнительного образования в МБОУ ВСОШ. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельный вид образования - дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
2 Цель и задачи программы :
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Целью данного направления является создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, последовательной реализации детьми и подростками их интеллектуальных способностей и интересов; создание банка заданий, способствующих развитию мыслительных процессов и творческих возможностей учащихся. Задачами дополнительного образования и развития математических способностей детей являются; развитие логического мышления в процессе решения математических задач повышенной сложности, подготовка детей к успешной сдаче выпускных экзаменов, обучение логическим и математическим играм для последующего применения знаний в организации собственного досуга, создание устойчивого интереса к предмету математика;
Отличительные особенности программы
Курс "Решение задач повышенного уровня сложности " направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ОГЭ по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образования России от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования"). Программа предназначена для подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ и предусматривает продолжительность образовательного процесса в течение учебного года. Режим занятий: 2 раза в неделю т.е.
56 часов.
Особенность программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, практикумов, математических игр с организацией последующих турниров. Также в комплекс программы входят организация и участие в различных математических боях, викторинах, праздниках. Немаловажным является участие в городских, олимпиадах, в олимпиаде Кенгуру, что позволяет детям и педагогам объективно оценить успехи воспитанников. Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.
Формы и режим занятий
Программа предусматривает работу детских групп в количестве 15-20 человек.
Формы организации занятий: групповые (занятия теоретические и практические), мелко-групповые , индивидуальные (участие в олимпиадах, беседы).
№
Предмет
Кол-во занятий
Форма проведения
1
Решение математических задач.
1 раз в неделю
Изучение новых подходов при решении
задач, коллективная и индивидуальная работа
2
Участие в олимпиадах
3-5 раз в год
индивидуальное решение задач
4
Участие в математических сборах
1 раз в год
турнир математических боев
5
Математические викторины
1-2 раза в год
викторина
4 Ожидаемые результаты и способы их проверки
Самым главным результатом данной программы является развитие интеллектуальных возможностей школьников и привитие стойкого интереса к предмету математике.
Для определения качества образования и развития детей мы используем различные мероприятия для фиксации промежуточного и конечного результата:
промежуточная рейтинговая система (открытая или закрытая, в зависимости от уровня группы);
успехи выступления на олимпиадах (дипломы, грамоты и похвальные листы)
итоговые зачеты (годовая олимпиада);
награждение «Дипломами» в различных математических викторинах, боях, фестивалях и т.д.
Предполагаемый результат обучения:
Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
Устойчивые навыки определения типа задачи и оптимального способа ее решения независимо от формулировки задания.
Умение работать с задачами в нетипичной постановке условий.
Умение работать с тестовыми заданиями.
Умение правильно распределять время, отведенное на выполнение заданий
Сформированная база знаний в области алгебры, геометрии.
Учебно-тематический план
N п/п
Тема
Часов
на теорию
Часов
на практику
Всего часов
1
Вводное занятие. Основная направленность курса – познакомить учащихся с различными методами решения задач, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо освоенных школьных знаний и привить учащимся навыки употреблять различные методы рассуждений; обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи огэ , поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
1
1
2
Решение нестандартных уравнений более высших степеней методом введения новой переменной и с помощью теоремы Безу и схемы Горнера.
1
4
5
3
Решение уравнений, сводящихся к квадратным, нестандартными методами.
4
Уравнения, содержащие параметры, методы их решения( более сложные уравнения) , решение смешанных задач с параметрами.
1
4
5
5
Решение задач на составление уравнений , задачи на проценты, экономические задачи. Проценты в жизненных ситуациях.Применение процентов при решении задач о распродажах, тарифах, штрафах иголосовании. Проценты и банковские операции. Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Проценты и задачи оптимизации. Процент отходов.
1
3
4
6
Решение комбинаторных задач(размещения, перестановки, сочетания, случайные величины и ее характеристики)
4
4
8
7
Функции и графики ( графическое решение систем уравнений, систем неравенств)
4
4
8
8.
Различные способы решения ненеравенств (решение иррациональных не неравенств методом интервалов)
2
4
6
9
Различные способы решения систем уравнений по правилу Крамера, Гаусса.
1
4
5
10.
Заключительное занятие Выставка практических работ. Защита презентации учащихся (практика).
1
1
Итого
21
35
56
Содержание дополнительной образовательной программы
Образовательная деятельность:
Образовательная деятельность включает следующие направления работы:
Математическое (освоение теоретических знаний, решение задач различной сложности);
Проектная и исследовательская деятельность ( подготовка докладов, выступлений.
Тема № 1 ( 1 час)
Вводное занятие (1 час)
Теоретические знания: Основная направленность курса – познакомить учащихся с различными методами решения задач, основанными на материале программы общеобразовательной средней школы, проиллюстрировать широкие возможности использования хорошо освоенных школьных знаний и привить учащимся навыки употреблять различные методы рассуждений; обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для сдачи огэ , поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Полезность и перспективность математического образования. Знакомство с направлением и формами работы . Программа работы группы в течение года. Приближение изложения некоторых вопросов к методу изложения ВУЗОВ.
Тема № 2 (2 часа)
Решение уравнений и уравнений, сводящихся к квадратным, нестандартными методами ( 2ч)
Теоретические знания: Решение нестандартных уравнений более высших степеней методом введения новой переменной и с помощью теоремы Безу и схемы Горнера.
Знать алгоритм решения уравнений, использовать свойства уравнений при их решении.
Умения и навыки:
а) специальные
уметь использовать равносильный переход при решении уравнений.
б) способствующие общему развитию
Умения быстро сориентироваться в ситуации.
Тема № 3 (3 часа)
Уравнения, содержащие модули, методы их решения
Теоретические знания: Решение уравнений, сводящихся к квадратным, нестандартными методами.
Модуль числа, способы раскрытия модуля, метод интервалов при решении уравнений
Умения и навыки:
а) специальные
Умение правильно применять определение модуля при решении уравнений. Приобретение навыков в решении уравнений с модулями.
б) способствующиеобщемуразвитию:
Умение рассуждать логически.
Виды практической деятельности:
Решение задач по теме.
Тема № 4
Уравнения, содержащие параметры, методы их решения ( 7ч )
Теоретические знания: Определение параметра. Алгоритм решения уравнений с параметром. Уравнения, содержащие параметры, методы их решения( более сложные уравнения) , решение смешанных задач с параметрами.
Умения и навыки:
а) специальные
Умение применять алгоритм решения линейного уравнения при решении уравнений с параметром. Навыки правильного перебора.
б) способствующиеобщемуразвитию
Умение систематизировать материал.
Виды практической деятельности:
Решение задач по теме.
Тема 5.
Решение задач на составление уравнений. Задачи на проценты ( 4ч)
Теоретические знания: Решение задач на составление уравнений , задачи на проценты, экономические задачи. Проценты в жизненных ситуациях.Применение процентов при решении задач о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Проценты и банковские операции. Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Проценты и задачи оптимизации..
Умения и навыки:
а) специальные
Умение рассуждать логически. Навыки решения задач. Умение решать задачи на проценты.
б) способствующиеобщемуразвитию
Развитие внимания. Умение рассуждать. Развитие воображения.
Виды практической деятельности:
Решение задач по теме.
Тема 6.
Решение комбинаторных задач ( 8 ч )
Теоретические знания: Различные способы решения ненеравенств (решение иррациональных не неравенств методом интервалов)
Решение комбинаторных задач(размещения, перестановки, сочетания, случайные величины и ее характеристики
Первоначальные сведения о решении комбинаторных задач ( в наихудшем случае, планирование, составление меню и т.д.)
Умения и навыки:
а) специальные
Умение подсчитывать множества перестановок, расстановок, сочетаний в различных ситуациях. Навыки правильного перебора.
б) способствующиеобщемуразвитию
Умение систематизировать материал
Оформление решенных задач.
Виды практической деятельности:
Решение задач по теме. Участие в школьном туре олимпиады.
Тема № 7
Функции и их графики ( 8 ч )
Теоретические знания: Функции и графики ( графическое решение систем уравнений, систем неравенств. Элементарные функции и их графики.. График функции, содержащей переменную под знаком модуля. Кусочное задание функции.
Умения и навыки:
а) специальные
Умение строить графики функций, раскрывать модули и составлять формулы функций.
б) способствующиеобщемуразвитию
Развитие графических навыков.
Виды практической деятельности:
Решение задач по теме.
Тема № 8
Различные способы решения неравенств ( 5 ч )
Теоретические знания: Различные способы решения неравенств (решение иррациональных неравенств методом интервалов)
Разложение на множители. Способ группировки, Применение формул сокращенного умножения. .Метод интервалов для сложных неравенств.
Умения и навыки:
Умение оперировать формулами сокращенного умножения при решении уравнений, применять группировку.
Тема № 9
Различные способы решения систем уравнений ( 6 ч )
Теоретические знания: Различные способы решения систем уравнений по правилу Крамера, Гаусса. Матрица.
Системы линейных уравнений. Способ подстановки. Способ сложения. Графический способ. Умения и навыки:
Умение решать системы линейных уравнений различными способами, исследовать решения системы по методу Крамера.
Тема № 10
Заключительное занятие ( 1 ч )
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Учащимся предлагается вначале занятия выслушать новый материал в лекционной форме, а затем сразу даются задачи на данную тему, которые сдаются каждым учеником индивидуально устно (или письменно) лично преподавателю или другому более успешному ученику. Также раз в два месяца проводятся математические викторины и математические бои для повышения самооценки и сплочения математического коллектива.
Система коррекционных мер по итогам контроля
На первом году – повторное прохождение обучения.
При недостаточном освоении материала – дополнительные, индивидуальные занятия. По итогам рейтинговой системы и участия в олимпиадах формируется команда на математический турнир.
Также по результатам участия в олимпиадах и решения задач на кружке в течение года учащиеся получают рекомендации для поступления в математические классы.
Список литературы:
Программы общеобразовательных учреждений по математике
Просвещение 2002
Алгебра. Учебник для 9 класса/ Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова
Просвещение 2009-2010
Н.П.Кострикина.Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов
Просвещение 2002
Сергеев И.Н. Примени математику
Наука 1989
Алгебра. Учебник для 9 класса с углубленным изучением математики