kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа математического кружка "Учимся рассуждать и доказывать" для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и тематическое планирование математического кружка для 7 класса "Учимся рассуждать и доказывать"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа математического кружка "Учимся рассуждать и доказывать" для 7 класса»

Рабочая программа кружка по математике

«Учимся рассуждать и доказывать»

для 7 класса

Автор: Петренко Елена Анатольевна

учитель математики Муниципального казённого учреждения Баганская средняя школа №1

села Багана Баганского района Новосибирской области

























Пояснительная записка


Рабочая программа математического кружка «Учимся рассуждать и доказывать» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.


Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.


Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.


В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.


Данный курс ставит перед собой следующие цели:

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс развивает обще учебные умения, навыки и способы деятельности.

Данный курс ставит перед собой следующие задачи:

Создание таких ситуаций, когда обучающиеся приобретают и совершенствуют опыт:



  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


Основная проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад.


Формы учебных занятий:

  • Теоретическое занятие

  • Практическая деятельность

  • Беседа

  • Викторина

  • Игра

  • КВН



Объём программы: 35 часов.

Режим занятий: 1 час в неделю.


Содержание курса.


1. Введение (3 ч).

Знакомство с программой работы кружка.

Подметь закономерность.


2.Математическое утверждение. Необходимость доказательства. (6ч)

Условие и заключение в математических утверждениях

Зрительные иллюзии или почему необходимы доказательства

Решение логических задач

Олимпиада для участников кружка


3. Математическое высказывание (6)

Простые и сложные высказывания.

Значение истинности высказывания

Отрицание высказывания


4. Учимся рассуждать (12)

Выделение различных конфигураций на одном и том же чертеже

Примеры и контрпримеры

Учимся выполнять чертеж и читать его

Изучаем геометрическое понятие

Вывод следствия из заданных условий

Доказательные рассуждения


5. Задачи с параметрами (7)

Выражение и множество его значений

Одночлены. Многочлены

Уравнения

Разложение многочленов на множители

Формулы сокращенного умножения

Функции




Учебно-тематическое планирование.


№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Замечания, корректировка


1 четверть





1. Введение (3 ч).




1

Подметь закономерность

(с числами и словами)

1



2

Подметь закономерность

(исключи лишнее, заполни пропуски)

1



3

Подметь закономерность

(разрезания и складывание фигур)

1




2.Математическое утверждение. Необходимость доказательства




4

Условие и заключение в математических утверждениях

1



5

Зрительные иллюзии или почему необходимы доказательства

1



6

Решение логических задач

2



7

Олимпиада для участников кружка

2




2 четверть





3. Математическое высказывание (6)




9

Простые и сложные высказывания.

2



10

Значение истинности высказывания

2



11

Отрицание высказывания

2




КВН

1




3 четверть





4. Учимся рассуждать (12)

Выделение различных конфигураций на одном и том же чертеже

1




Примеры и контрпримеры

2




Учимся выполнять чертеж и читать его

2




Изучаем геометрическое понятие

2




Вывод следствия из заданных условий

2




Математическая регата

1




4 четверть





Доказательные рассуждения

2




5. Задачи с параметрами (7)





Выражение и множество его значений

1




Одночлены. Многочлены

1




Уравнения

1




Разложение многочленов на множители

1




Формулы сокращенного умножения

1




Функции

1




Презентация и защита творческих работ

1




итого

35





Требования к уровню подготовки учащихся


По окончании обучения учащиеся должны знать:


• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

как строится математическое понятие


По окончании обучения учащиеся должны уметь:


    • рассуждать при решении логических задач,

задач на смекалку,

задач на эрудицию и интуицию,

на доказательство;

    • применять нестандартные методы при решении задач

    • строить простые и сложные высказывания

    • проводить доказательство утверждений

    • решать задачи с параметрами по изученным темам



Литература.


  1. В.А. Далингер Методика обучения учащихся доказательству математических предложений М «Просвещение» 2006

  2. Ю.М. Колягин Методика преподавания математики в средней школе» М «Просвещение 1980

  3. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение,1981.

  4. Семенов В.F. Изучаем геометрию. _ М.: Просвещение,1987.

  5. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.: Айрис-пресс, 2005г Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  6. Д.Пойа Диалог, как форма обучения доказательствам Математика в школе 1985 №6






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа математического кружка "Учимся рассуждать и доказывать" для 7 класса

Автор: Петренко Елена Анатольевна

Дата: 13.03.2017

Номер свидетельства: 399952

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства