Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Путешествие с математикой». 6 класс.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
поселка Комсомолец Кировского района Ставропольского края
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №__ от «___» _________20__ года
Председатель ПС,
директор МБОУ СОШ № 6 пос. Комсомолец
__________________ И.А.Леушина
подпись руководителя ОУ
Рабочая
программа
элективного курса
«Путешествие с математикой»
1(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): основное общее образование (6 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов: 0,5 ч, всего 18 ч
Уровень: базовый
(базовый, профильный)
Учитель:Рашевская Ирина Николаевна
Квалификационная категория: первая
Программа разработана на основе «Программа факультативных занятий для учащихся VI классов», С.А. Гуцанович, Н.В. Костюкович. – Минск: Аверсэв, 2012.
Гуцанович С.А., Костюкович Н.В. Математика. VI класс. Путешествие с математикой: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Аверсэв, 2012.
2016- 2017 учебный год
Содержание
Пояснительная записка.
Содержание учебного курса.
Тематическое планирование
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа факультативного курса « Алгебра учит рассуждать» ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основанииследующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г(статья 7, 9, 32)
Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Учебная программа «Программа факультативных занятий для учащихся VI классов», С.А. Гуцанович, Н.В. Костюкович. – Минск: Аверсэв, 2012.
Гуцанович С.А., Костюкович Н.В. Математика. VI класс. Путешествие с математикой: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Аверсэв, 2012.
Гуцанович С.А., Костюкович Н.В. Математика. V-VI классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Аверсэв, 2012.
Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Однако в современном образовании существует противоречие между уменьшением количества часов, отводимых на изучение математики, вызванным устранением перегрузки учащихся, и повышением требований к качеству знаний и умений. Поэтому существенное значение в устранении этого противоречия отводится элективным занятиям, которые способствуют повышению интереса учащихся к математике, развитию их математических способностей, формируют у них умения самостоятельно и творчески работать с научной литературой и, что особенно важно, повышают их внутреннюю мотивацию.
Данная программа элективного курса «Путешествия с математикой», предназначена для работы с учащимися VI классов. Она составлена с учётом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Рассчитана данная программа на 18 часов и содержит десять тем. Тематика элективных занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Основная цель элективных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательную и творческую активность, а также математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
Задачи элективных занятий:
развивать познавательную и творческую активность учащихся;
показать учащимся исторические аспекты возникновения становления и развития счёта;
выработать у учащихся навыки работы с научной литературой с соответствующим составлением кратких текстов прочитанной информации;
рассмотреть с учащимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач.
познакомить учащихся с различными системами мер;
провести с учащимися пропедевтическую работу по возможностям изучения математики в будущем
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования.
Во время занятий целесообразно проводить дискуссии, ученики должны выполнять индивидуальные задания, готовить сообщения и доклады, а также научные сообщения.
Ведущее место при проведении занятий должно быть уделено задачам, развивающим познавательную и творческую активность учащихся. Изложение материала может осуществляться с использованием активных методов обучения.
Элективные занятия «Путешествия с математикой» может проводить не только учитель, работающий с данными учащимися. В процессе работы преподаватель может с учётом математического развития учащихся сокращать или увеличивать время на изучение определённой темы.
Продолжительность проведения предлагаемых занятий может быть неодинаковой, возможно увеличение количества часов за счёт часов остальных тем. Каждая тема предусматривает ознакомление с теоретическими сведениями, поэтому подготовку к занятиям целесообразно начинать с рекомендуемой литературы и методических рекомендаций.
Некоторые вопросы элективных занятий можно изучить глубже, обратившись к рекомендуемой литературе.
Важным условием правильной организации процесса обучения на элективных занятиях является выбор учителем рациональной системы форм и методов обучения, её оптимизация с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня их математической подготовки, а также специфики образовательных и воспитательных задач.
Структура документа
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; содержание тем учебного тематическое планирование; планируемые результаты изучения учебного курса.
Содержание учебного предмета
(0,5 час, всего 18 часов)
Путешествие в мир десятичных дробей
Как и зачем были изобретены десятичные дроби. Примеры вычислений с десятичными дробями. Интересные задания и головоломки. (1 ч)
Путешествие в область отношений и пропорций
Что такое отношения. Пропорция и её основное свойство. Практическое применение пропорций и отношений. Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций. Решения задач с использованием пропорций. (3 ч)
Путешествие в страну занимательных процентов
Что мы знаем о процентах. Три основные задачи на проценты. Занимательные задачи на проценты. (3 ч)
Путешествие в край рациональных чисел
История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков. Рациональные числа. Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами. (2 ч)
Путешествие в область длин, площадей и объемов
Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Нахождение площадей различных земельных участков. Решение задач на нахождение площадей. Составление плана квартиры и нахождение её площади. Измерение сыпучих тел. Измерение объёма жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. Задачи с практическим содержанием. (3 ч)
Путешествие по дорогам денежных систем мер
Денежные системы мер различных народов. Современные денежные единицы. Решение задач с использованием различных денежных единиц.(1 ч)
Путешествие по времени
Меры времени различных народов. Математические задачи с использованием циферблата часов. Календари различных народов. Часы-календарь. (1ч)
Путешествие в мир масс с единой системой мер
Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела. Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер. Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. (2 ч)
Путешествие в страну геометрических фигур
Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность. Решение занимательных задач. Диаграммы в повседневной жизни. (2 ч)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
поселка Комсомолец Кировского района
Ставропольского края
Календарно-тематическое
планирование
элективного курса
«Путешествие с математикой»
Класс:6
Учитель:Рашевская Ирина Николаевна
Количество часов: всего 18часов; 0,5ч
1
Планирование составлено на основе рабочей программы
Рашевской Ирины Николаевны, утвержденной решением педсовета,
протокол №1 от «__»_____20__ г _____________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Учебник:
Гуцанович С.А., Костюкович Н.В. Математика. VI класс. Путешествие с математикой: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Аверсэв, 2012.
Календарно-тематическое планирование учебного курса.
6класс
(0,5ч , всего 18ч)
Гуцанович С.А., Костюкович Н.В. Математика. VI класс. Путешествие с математикой: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: Аверсэв, 2012.
№ урока
Содержание материала
( Разделы, темы)
Даты проведения
Примечание
план
факт
Путешествие в мир десятичных дробей
Как и зачем были изобретены десятичные дроби. Примеры вычислений с десятичными дробями. Интересные задания и головоломки.
Путешествие в область отношений и пропорций
Что такое отношения. Пропорция и её основное свойство. Практическое применение пропорций и отношений.
Золотое сечение. Некоторые свойства пропорций.
Решения задач с использованием пропорций.
Путешествие в страну занимательных процентов
Что мы знаем о процентах. Три основные задачи на проценты.
Три основные задачи на проценты.
Занимательные задачи на проценты.
Путешествие в край рациональных чисел
История возникновения отрицательных чисел. Примеры вычислений с отрицательными числами и числами разных знаков. Рациональные числа.
Занимательные и интересные задания и головоломки с рациональными числами.
Путешествие в область длин, площадей и объемов
Старинные меры длины. Возникновение мер площадей. Единицы измерения площадей. Нахождение площадей различных земельных участков.
Решение задач на нахождение площадей. Составление плана квартиры и нахождение её площади.
Измерение сыпучих тел. Измерение объёма жидкости. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. Задачи с практическим содержанием.
Путешествие по дорогам денежных систем мер
Денежные системы мер различных народов. Современные денежные единицы. Решение задач с использованием различных денежных единиц.
Путешествие по времени
Меры времени различных народов. Математические задачи с использованием циферблата часов. Календари различных народов.
Путешествие в мир масс с единой системой мер
Старинные меры массы. Задачи с практическим содержанием на нахождение массы тела. Попытки создания единой системы мер. Метрическая система мер.
Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер.
Путешествие в страну геометрических фигур
Геометрические фигуры: угол, треугольник, круг, окружность. Решение занимательных задач. Диаграммы в повседневной жизни.
Урок обобщения
Рекомендуемая литература
Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И. И. Баврин, Е. А. Фрибус. — М. : Просвещение, 1994. — 128 с.
Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М. : Просвещение, 1971. — 464 с.
Беррондо М. Занимательные задачи / М. Беррондо; пер. с фр. Ю. Н. Сударева; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1983. — 229 с.
Вырежи и сложи: Игры-головоломки / сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. — Минск : Нар.асвета, 1992. — 179 с.
Глейзер, Г. И. История математики в школе VII—VIIIкл.: пособие для учителей / Г. И. Глейзер. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
Гуцанович, С. А. Занимательная математика в базовой школе : пособие для учителей / С. А. Гуцанович. — Минск : Тетра Системс. — 96 с.
Депман, И. Я. Рассказы о математике / И. Я. Депман. — Л. :Детгиз, 1957. — 142 с.
Депман, И. Я. Рассказы о решении задач / И. Я. Депман. — Л. : Детская литература, 1957. — 127 с.
Депман, И. Я. История арифметики / И. Я. Депман. — М. : Просвещение, 1965. — 415 с.
Дорофеева, А. В. Страницы истории на уроках математики / А. В. Дорофеева // Квантор. — 1991. — 97 с.
Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев. — М. : Наука, 1978. — 190 с.
История математики с древнейших времен до начала XIX столетия / под ред. А. П. Юшкевича. — Т. 1. — М. : Наука, 1970. — 350 с.
Кордемский, Б. А. Удивительный мир чисел / Б. А. Кордемский, А. А. Ахадов. — М. : Просвещение, 1986. — 143 с.
Кордемский, Б. А. Математическая смекалка / Б. А. Кордемский. — М. :Физматлит, 1958. — 574 с.
Козлова, Е. Г. Сказки и подсказки: Задачи для математического кружка. — М. : МИРОС, 1994. — 128 с.
Левинова, Л. А. Приключения Кубарика и Томика, или Веселая математика / Л. А. Левинова, Г. В. Сангир. — М. : Педагогика, 1975. — 160 с.
Левшин, В. А. Магистр Рассеянных Наук / В. А. Левшин. — М. : Московский клуб, 1994. — 256 с.
Леман, И. Увлекательная математика / И. Леман; пер. с англ. Ю. А. Данилова. — М. : Знание, 1985. — 270 с.
Леман И. 2×2+ шутка / И. Леман. — Минск : Народная асвета, 1985. — 71 с.
Лоповок, А. М. Математика на досуге / А. М. Лоповок. — М. : Просвещение, 1981. — 158 с.
Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. — М. : Просвещение, 1984. — 160 с.
Олехник, С. Н. Старинные занимательные задачи / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потаров. — М. : Наука, 1985. — 160 с.
Перельман, Я. И. Занимательная арифметика / Я. И. Перельман. — М. :Физматгиз, 1959. — 190 с.
Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 1978.
Перли, С. С. Страницы русской истории на уроках математики: нетрадиц. задачник: 5—6 кл. / С. С. Перли, Б. С. Перли. — М. : Педагогика-Пресс, 1994. — 287 с.
Русанов, В. Н. Математический кружок младших школьников: кн. для учителя / В. Н. Русанов. — Оса :Ростаин-на-Каме, 1994. — 144 с.
Свечников, А. А. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе / А. А. Свечников, П. И. Сорокин. — М. : Просвещение, 1977.
Час веселой математики: Задачи на сказочные сюжеты, смекалку, сообразительность / авт.-сост. Л. К. Круз. — Мозырь : ИД «Белый Ветер», 2001. — 28 с.
Чистяков, В. С. Старинные задачи по элементарной математике / В. С. Чистяков. — Минск :Вышэйш. школа, 1978. — 270 с.
Шустеф, Ф. М. Материал для внеклассной работы по математике: кн. для учителя. — Минск : Нар.асвета, 1984. — 224 с.
Я познаю мир: Дет.энцикл.: Математика / авт.-сост. А. П. Савин, В. В. Стацко, А. Ю. Котова. — М. : ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002. — 475 с.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
http://school_collection.edu.ru/collection/matematika - Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://center.fio.ru/som/ - Cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)
http://school.holm.ru - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
http://school-sector.relarn.ru –школьный сектор дистанционного образования
http://www.zaba.ru математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру
http://sch0000.dol.ru/KUDITS/ Домашний компьютер и школа
http://math.child.ru Сайт и для учителей математики
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики
http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики
http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики
http://www.mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики
http://www.uztest.ru/ - ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию и много другое для учителя математики
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения данного элективного курса у учащихся будут сформированы прочные представления:
о некоторых способах рассуждений и доказательств;
о понятии «математическая задача»,
о том, что значит решить математическую задачу
В результате изучения элективных занятий «Путешествия с математикой» у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.
Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.
Таким образом, программа элективных занятий «Путешествия с математикой», отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Элективный курс «Путешествия с математикой» имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Изучение данного элективного курса предполагает повышение уровня:
познавательного интереса к математике;
развития логического мышления и математических способностей.
опыта творческой деятельности.
математической культуры
способности учиться.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей