Морозовой Е.А.
Г.о. Жигулевск 2014 -2015
Рабочая программа элективного курса «Занимательная геометрия» составлена на основе:
Начальные геометрические понятия. Точка. Отрезок. Прямая. Луч. Плоскость. Угол.
Геометрия – как наука. В переводе с латинского геометрия – «измерение земли».Простейшие геометрические инструменты.
Геометрические фигуры, которые мы знаем. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Окружность. Круг.
Незнакомые интересные фигуры. Ромб. Трапеция. Параллелограмм.
Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве.
Параллельные прямые на плоскости и в пространстве.
Пересекающиеся прямые на плоскости и в пространстве.
Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве.
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных действий (УУД)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
На изучение курса отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за чебный год.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности | Планируемые результаты | Комментарий учителя |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУЖ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 5.09 | Точка | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего сотрудничества | Что такое точка? Как построить? Как обозначить? Где применить? Главный «кирпичик» геометрии | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски, групповая и индивидуальная работа | Подведение под понятие «Точка» | Коммуникативные: Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: Составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий Познавательные: Уметь устанавливать причинно-следственные связи | Формирование стартовой мотивации к изучению нового | |
2 | 8.09 | Отрезок | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развитие исследовательских навыков | Что такое отрезок? Как построить? Как обозначить? Как найти длину отрезка? Как по определенной длине построить отрезок? Равновеликие отрезки. | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие отрезок | Коммуникативные: Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Познавательные: Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
3 | 15.09 | Отрезок | Здоровьесбережения | Где применяется отрезок? Из чего он состоит? Взаиморасположение отрезков | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Совершенствовать навыки нахождения применения отрезков При построении и в практической повседневной жизни | Коммуникативные: Уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принимать коллективные решения Регулятивные: Обнаруживать и формулировать проблему, составить план выполнения работы Познавательные: Выявить особенности разных объектов в процессе их рассматривания | Формирование навыков анализа индивидуального и коллективного проектирования | |
4 | 22.09 | Прямая | Здоровьесбережения, формирование умственных действий, развитие исследовательских навыков | Что такие прямая? Как строить? Как обозначить? Как представить? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие «Прямая» | Коммуникативные: Способствовать формированию научного мировоззрения учащихся Регулятивные: Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий) Познавательные: Выявлять особенности данного понятия в процессе его рассматривания | Формирование устойчивой мотивации к восприятию новых элементов обучения | |
5 | 29.09 | Прямая | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения проектной деятельности | Где применяется прямая науке, технике, дома? | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Совершенствовать навыки построения прямых, умение находить применение в быту и на практике | Коммуникативные: Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения её результатов Познавательные: Уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости конкретных условий | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и групповой деятельности | |
6 | 6.10 | Луч | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Как вывести понятие луча через уже изученные «точка» и «прямая»? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование понятия «Луч» | Коммуникативные: Определить цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: Корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникновения трудностей и ошибок, намечать способы их устранения Познавательные: Создавать и преобразовывать модели понятия исследования | Формирование устойчивой мотивации через личностные умения приходить к новому понятию | |
7 | 13.10 | Луч | Здоровьесбережения, проблемы обучения, развитие исследовательских навыков | Применение данного понятия в повседневной жизни, быту, технике. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Совершенствовать навыки построения луча, умение находить применение в быту, в технике, в практических задачах. | Коммуникативные: Учиться критично относиться к своему нению, с достоинством признавать ошибочность своих мнений и корректировать Регулятивные: Контролировать в форме сравнения способ действий и его результат с заданным этапом Познавательные: Владеть общим приемом решения проблемы | Формирование навыков осознанного выбора наиболее эффективных способов решения | |
8 | 20.10 | Плоскость | Здоровьесбережения, компьютерного урока, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Что такое плоскость? Какие практические и жизненные объекты дают представление о плоскости? Характеристика плоскости | Компьютерная презентация, самостоятельная работа с последующей самопроверкой в парах и группах | Научиться распознавать плоскость в быту, в практических заданиях | Коммуникативные: Определять цели и функции участников, способов взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений Регулятивные: Применять методы информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств Познавательные: Осуществлять расширенный поиск информации с помощью интернет ресурсов | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | |
9 | 07.11 | Угол | Здоровьесбережения, поэтапное формирование умственных действий, развитие исследовательских навыков | Что такое угол? Виды углов? | Фронтальная работа с классом, работа в тетрадях и у доски | Освоить понятия «Угол», классифицировать виды углов | Коммуникативные: Формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме Регулятивные: Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности Познавательные: Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового и классификации по признакам | |
10 | 10.11 | Угол | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков, индивидуально личностного обучения | Как построить «Угол»? Как обозначить угол? Как измерить угол? | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться измерять угол, вводить его обозначения, научиться строить угол от заданной точки | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
11 | 17.11 | Геометрия – измерение земли | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, коллективного взаимодействия | Геометрия. Как переводится, как расшифровывается? Где впервые возникла наука Геометрия? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие «Геометрия – измерение земли» | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | |
12 | 24.11 | Простейшие измерительные приборы | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Что такое линейка? Что такие транспортир? Что такое угольник? Что такие циркуль | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться пользоваться линейкой, транспортиром, угольником, циркулем. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | |
13 | 01.12 | Треугольник | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества | Что такое треугольник? Как обозначить? Как построить треугольник? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие «Треугольник» | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | |
14 | 08.12 | Треугольник | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов | Где применяется треугольник? Какие объекты изображаются или строятся с помощью треугольника? Применение треугольника в быту. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться выполнять построение треугольника в любом месте пространства, научиться отыскивать нужный треугольник в пространстве и на полскости | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану | |
15 | 15.12 | Квадрат | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Что такое квадрат? Как построить? Как обозначить? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие «квадрат». | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | Развитие творческих способностей через активные формы деятельности | |
16 | 22.12 | Квадрат | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения | Фигура квадрат – применение. Характеристики квадрата и их приложения. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться строить, обозначать, распознавать квадрат на плоскости, в пространстве, в быту. | Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
17 | 16.01.15 | Прямоугольник | Здоровьесбережения, личностно-ориен-тированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности | Фигура прямоугольник – какая она? Как построить? Как обозначить? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Сформировать понятие «прямоугольник». | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | |
18 | 19.01 | Прямоугольник | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков | Качество прямоугольника, его свойство и их применение. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Применение свойств прямоугольника на практике (строительство, архитектура, садово-огородные работы) | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца | |
19 | 26.01 | Окружность и круг | Здоровьесбережения, компьютерного урока, развития исследовательских навыков, коллективного взаимодействия | Что такое окружность? Что такое круг? Как построить? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Подведение под понятие «окружность, круг». | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | |
20 | 02.02 | Окружность и круг | Здоровьесбережения, проблемного обучения,развития исследовательских навыков | Применение окружности и круга на практике, в быту и повседневной жизни | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться находить и выделять окружность и круг среди различных объектов пространства. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
21 | 09.02 | Ромб | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Что такое ромб? Построение ромба? Обозначение ромба? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Сформировать понятие «ромба». | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: планировать решение учебной задачи. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану | |
22 | 16.02 | Ромб | Здоровьесбереже -ния, педагогики сотрудничества, развивающего обучения | Выделять, строить, располагать ромб в пространстве. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться применение свойства и признаки ромба для решения практических задач. | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
23 | 24.02 | Трапеция | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Какой четырехугольник называется трапецией? Обозначение и построение трапеции. | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Сформировать понятие «трапеция», «равнобедренная трапеция», «прямоугольная трапеция». | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: формировать умение выделять закономерность | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | |
24 | 02.03 | Трапеция | Здоровьесбережения, проблемного обучения, индивидуального и коллективного проектирования | Классификация видов трапеций при решении задач. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться выделять основные свойства видов трапеций и применять их при решении практических задач. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания | |
25 | 10.03 | Параллелограмм | Здоровьесбережения, личностно-ориенти-рованного обучения, парной и групповой деятельности | Интересный четырехугольник «параллелограмм». | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование понятия «параллелограмма» | Коммуникативные: поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
26 | 16.03 | Параллелограмм | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, индивидуально-личностного обучения | Как построить? Как обозначить? Где применить? Важные свойства параллелограмма. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться строить параллелограмм, находить и выделять на плоскости и в пространстве, применять его свойства при решении задач. | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | |
27 | 06.04 | Пересекающиеся прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества | Внешний вид пересекающихся прямых. Какие прямые называются пересекающимися? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование понятия «пересекающиеся прямее» | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Формирование устойчивой мотивации к обучению | |
28 | 13.04 | Пересекающиеся прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения | Расположение пересекающихся прямых на плоскости и в пространстве. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Уметь находить пересекающиеся прямые, в различных областях, на плоскости и в пространстве. Применение их свойств для решения практических задач. | Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | |
29 | 20.04 | Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития иссл едо вател ьс ких навыков, дифференцированного подхода в обучении | Внешний вид перпендикулярных прямых. Какие прямые называются перпендикулярными? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование понятия «перпендикулярные прямее» | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | |
30 | 27.04 | Перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, личностно-ориенти-рованного обучения, парной и групповой деятельности | Расположение перпендикулярных прямых на плоскости и в пространстве. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Уметь находить перпендикулярные прямые, в различных областях, на плоскости и в пространстве. Применение их свойств для решения практических задач. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | |
31 | 08.05 | Параллельные прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов | Внешний вид параллельных прямых. Какие прямые называются параллельными? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование понятия «параллельные прямее» | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования | |
32 | 15.05 | Параллельные прямые на плоскости и в пространстве | Здоровьесбережения, проблемного обучения,развития исследовательских навыков | Расположение параллельных прямых на плоскости и в пространстве. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Уметь находить параллельные прямые, в различных областях, на плоскости и в пространстве. Применение их свойств для решения практических задач. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: планировать решение учебной задачи. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану | |
33 | 18.05 | Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов | Как могут располагаться прямые на плоскости и в пространстве? | Фронтальная беседа, работа в тетрадях и у доски | Формирование правильного представления о взаимном расположении прямых на плоскости ив пространстве. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | |
34 | 25.05 | Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве | Здоровьесбережения, личностно-ориен-тированного обучения, развивающего обучения, проектной деятельности | Применение взаимного расположения прямых для решения практических задач. | Фронтальная работа с классом, индивидуальная и групповая работа | Научиться применять свойства взаимного расположения прямых для практического использования. | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | |
| | | | | | | | | |