Рабочая программа по математике для 8 класса С(К)О VII вида
Рабочая программа по математике для 8 класса С(К)О VII вида
Рабочая программа по математике для 8 класса С(К)О VII вида. В данной программе представлена пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, описание контрольно измерительных материалов. Данное планирование расчитано на учебник Макарычева, 6 часов в неделю. В нем прописаны цель и задачи курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Составитель рабочей учебной программы: ЧирковаМ.Ю.,
учитель математики
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №1 от «31» августа 2015 г.
Руководитель ШМО:__________/Орещук Н.М.
Изучение математики на уровне основного общего образования
направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В задачи изучения математики в 8 классе входит:
развитие вычислительных и формально – оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин;
усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
осуществление функциональной подготовки школьников;
овладение приёмами вычислений на микрокалькуляторе;
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
формирование пространственных представлений;
развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах;
овладение приёмами аналитико – синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.
При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом математического образования уровень математической подготовки, так и более высокий уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение математики в 8 классе отводится 5 часов в неделю из них на изучение алгебры 3 часа в неделю, всего 105 часов. Для усвоения программы добавлен 1 час из компонента образовательного учреждения итого 140 часов. На изучение геометрии 2 часа в неделю, всего - 70 часов.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ основного общего образования по математике, направлено на достижение целей изучения математики на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта математического образования. Настоящее тематическое планирование ориентировано на действующие в настоящее время учебники математики: Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра, 8» (М.: Просвещение, 20012 и последующие издания); Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7-9» (М.: Просвещение, 2012 и последующие издания)
Выбор и обоснование УМК.
При составлении рабочей программы были использованы «Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы» и «Геометрия. Сборник рабочих программ». Составитель: Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2011 год, которая соотнесена с примерной программой. Программа полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта общего образования, рекомендована МОиН РФ. Программа реализует деятельно-системный подход к поэтапному освоению базовых математических знаний. При выборе образовательной программы и УК учитывалась также специфика школы-общеобразовательная школа.
Выбор системы обучения и учебно-методический комплекс обоснован анализом образовательной потребности учащихся. Интеллектуальные способности учащихся школы, потребности родителей в получении качественных знаний школьникам, оказали существенное влияние на выбор именно этого УМК, учитывалось и то, что обучение по программе Т.А. Бурмистровой не нарушает преемственности, ибо имеет завершённую линию, что соответствует целям и задачам учебного процесса. Авторы УМК ориентировались на примерные программы по математике, где сохранилось традиционное распределение тем и часов по классам.
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) в классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям учащихся. Их назначение – оценивать уровень знаний учащихся по алгебре. Изучение алгебры в основной школе направлено на формирование математической грамотности, совершенствование мыслительной деятельности и культуры математической речи. Целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижения учащихся в овладении всеми видами математической деятельности.
Содержание тем учебного курса математика 8
Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция y=k/x и ее график
Цель: Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Функция , её свойства и график
Цель: Систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: Выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленно е сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: Познакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Степень с целым показателем.
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований
Цель: Выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразования, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в классах с задержкой психического развития, связано с необходимостью адаптации учебных программ при сохранении общего цензового объема содержания обучения.
При составлении тематического планирования были также учтены рекомендации из журнала «Дефектологии», который рекомендует некоторые темы изучать ознакомительно, не рассматривать более сложные задачи.
Учитывая психолого-педагогические и умственные способности детей классов СКО VII вида, требующих обязательного дифференцированного подхода к обучению учащихся можно разделить на три группы по степени усвоения материала:
1 группа – дети, усваивающие материал с незначительной помощью учителя: Дудалев Александр, Тарасова Арина, Хафизова Екатерина, Хребтов Александр.
2 группа – дети, усваивающие материал с дополнительным педагогическим воздействием: Григоров Павел, Елуфеев Влад, Исмаилова Айсель, Фатеев Ян, Рахманова Зиеда.
3 группа – дети, с трудом усваивающие предмет, требуют постоянного внимания учителя: Акопян Артур, Галямов Артур, Зуев Мирон, Рандин Константин.
По программе 170 часов (5 часов в неделю), по учебному плану 210 часов(6 часов в неделю) 1 час добавлен из вариативной части (компонент образовательной организации) на усвоение трудных тем.
Количество часов на изучение курса математика 8 распределено следующим образом:
п/№
Тема
Количество часов
Кол-во контрольных работ
по прог.
По КТП
1.
Г.: Повторение
-
12
Входной контроль
2.
А.: Рациональные дроби
23
25
2
3.
Г.: Четырехугольники
14
14
1
4.
А.: Квадратные корни
19
26
2
5.
Г.: Площадь
14
14
1
6.
А.: Квадратные уравнения
21
28
2
7.
Г.: Подобные треугольники
19
19
2
8.
А.: Неравенства
20
24
2
9.
Г.: Окружность.
17
16
1
10.
А.: Степень с целым показателем
11
16
1
11.
Повторение.
4+8
16
Итоговый контроль
Итого
170
210
14+4
Изменение часов по некоторым темам основано на практическом опыте преподавания математики в 8 классе, в связи с их важностью. Внесение изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности по предмету, а также более эффективно осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения математики 8 обучающиеся должны
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература для учителя.
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. Изучение алгебры 7- 9 классах: кн. для учителя/М.: Просвещение, 2009г.
Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя/ В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. – М.: Просвещение, 2009г.
Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычев и др. – В.: Учитель, 2011г.
Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя – М.: Просвещение 2002г.
Геометрия. 8 класс. Поурочные планы к учебнику Л.С. Атанасян и др. М.: Просвещение, 2010г.
Список ЦОР
Открытая математика. Планиметрия. Автор курса – доцент МФТИ, кандидат физ.-мат. наук А.А. Хасанов, под редакцией доцента МФТИ, кандидата физ.-мат. наук Т.С. Пиголкиной. 2005г. ООО "Физикон".
Математика. Практикум. 5-11 классы. Новые возможности для усвоения курса математики. Электронное учебное издание (Дрофа, НФПК). 2004г.
Геометрия. 7 - 9. 7 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четвертям) к учебнику "Геометрия 7 - 9" Л.С.Атанасяна и др. (ЗАО«1С»), 2007.
Открытая математика. Полный интерактивный курс "Функции и Графики" для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студентов технических вузов. 2005г. ООО "Физикон".
Перечень сайтов, полезных учителю математики
Крупнейшие образовательные ресурсы:
Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
Все образование. Каталог ссылок http://catalog.alledu.ru/
В помощь учителю. Федерация интернет-образования http://som.fio.ru/
Российский образовательный портал. Каталог справочно-информационных источников