Рабочая программа по курсу "Интеллектика" для учащихся 5 клааса
Рабочая программа по курсу "Интеллектика" для учащихся 5 клааса
Практика развивающих занятий показала, что регулярное решение детьми поисковых задач обеспечивает более высокий, чем обычно уровень развития мыщления и волевого развития вниманием и восприятием, процесами памяти и воображения. Освоение учащимся курса "Интеллектика" создает более высокую степень интеллектуальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Интеллектика" для учащихся 5 клааса »
Пояснительная записка к курсу «Интеллектика»
Практика развивающих занятий показала, что регулярное решение детьми поисковых задач обеспечивает более высокий, чем обычно, уровень развития мышления и волевого управления вниманием и восприятием, процессами памяти и воображения. Освоение учащимися курса «Интеллектика» создает более высокую степень интеллектуальности. Данный курс построен на разнообразном — по содержанию и сложности поисковых задач — неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития личности ребенка.
Цели и задачи курса
Обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению.
Способствовать разностороннему развитию интеллектуальной сферы обучающихся.
Создавать благоприятные условия для развития у обучающихся познавательных интересов.
Воспитывать у обучающихся культуру мышления, которая предполагает развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять планирование своих шагов по реализации способа решения.
Курс рассчитан на З4 часа учебного времени. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие построено по принципу: одно правило – одно занятие. Используются задачи разной степени сложности, поэтому все учащиеся могут почувствовать уверенность в своих силах. Разработка занятий опирается на 2 основополагающих принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
Основные этапы занятия:
Обсуждение задачи-образца – 10 – 15 мин.
Самостоятельная работа учащихся – 20 – 25 мин.
Проверка результатов решения задач – 3 – 5 мин.
Преподавание ведется с использованием учебника-тетради А.Зак . Интеллектика. 5 кл. — М.: Интеллект - Центр, 2007, допущенного Министерством образования и науки России.
Содержание программы
Для развития основных мыслительных способностей у учащихся в развивающий курс «Интеллектика» включается четыре темы: «Развитие способности анализировать», «Развитие способности комбинировать», «Развитие способности планировать», «Развитие способности рассуждать». Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.
Развитие способности комбинировать (9 часов) формируется в ходе решения задач «на преобразование», при помощи которых совершенствуется наглядно – образное мышление, кратковременная память и воображение. На материале задач такого рода разработаны три вида игры «Перестановки и знаки», три вида игры «Передвижения», три вида игры «Обмены».
Развитие способности анализировать (6 часов)формируется в ходе решения задач «на сопоставление». Для занятий разработаны три вида интеллектуальной игры «Иногда все, иногда некоторые» и три вида игры «Когда и, когда или, когда не». При выполнении таких заданий совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.
Развитие способности планировать (7 часов)обеспечивается за счет решения задач «на перемещение». Предлагаются следующие игры: четыре вида игры «Шаги», три вида игры «Прыжки». При выполнении таких видов заданий совершенствуются действия в мысленном плане, «в уме», в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие.
Развитие способности рассуждать (12 часов) формируется за счет решения задач «на выведение». Здесь разработаны двенадцать видов интеллектуальных игр «Больше, чем…», «Совпадения», «Старше, моложе», «Какой вывод?», «Сходство, отличие», «Сколько угадано?», «Так же, как…», «То ли одно, то ли другое» и др. При выполнении заданий совершенствуется логическое мышление.
Структурирование содержания
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Развитие способности комбинировать
9
Развитие способности анализировать
6
Развитие способности планировать
7
Развитие способности рассуждать
12
Итого
34
Календарно-тематическое планирование курса «Интеллектика»
№ урока
Название темы
Дата проведения
Коррекция
Перестановки и знаки
Больше, чем…
Прыжки, перелеты комара
Иногда все, иногда некоторые
Простые передвижения и знаки
Совпадения
Прыжки, перелеты мухи
Когда и, когда или, когда не
Обмены и знаки
Старше, моложе
Прыжки, перелеты бабочки
Какой вывод?
Сложные передвижения и знаки
Сходство, отличие
Прыжки, перелеты стрекозы
Сколько угадано?
Перестановки и знаки
Ближе, левее
Прыжки, перелеты комара
Так же, как
Простые передвижения и знаки
То ли одно, то ли другое
Шаги, перелеты мухи
Медленнее, быстрее
Обмены и знаки
Немного.., намного…
Прыжки, перелеты бабочки
Совмещение
Сложные передвижения и знаки
Родственники
Прыжки, перелеты стрекозы
Отрицание
Обмены, передвижения и знаки
Прыжки, перелеты комара, мухи, стрекозы, бабочки
Литература
Для учащихся:
Зак А.З., Интеллектика, 5 класс. Рабочая тетрадь для развития мыслительных способностей.– М.: «Интеллект-Центр», 2007
Для учителя:
Зак А.З., Интеллектика, 5 класс. Пособие для учителя.– М.: «Интеллект-Центр», 2007