kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 5 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 20012. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012 и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной,  Москва «Просвещение», 2004.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения  самостоятельных и контрольных работ.

В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для обучающихся 5 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида »


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 20012. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012 и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.

В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.

Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.

Решению задач обучения наглядной геометрии и преодолению трудностей в изучении геометрического материала у учащихся во многом способствует правильная организация и методика преподавания.

Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т. д.

В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.

Первый уровень составляют учащиеся, которые в целом правильно решают представляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Второй уровень составляют учащиеся, для которых характерен замедленный темп усвоения материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третий уровень детей отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий.

Учитывая особенности уровней школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

  1. Программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012.

  2. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой.

  3. Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.

  4. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.

Цели обучения геометрии:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии;

  • воспитание интереса к геометрии, стремления использовать геометрические знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

• развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения;

• знакомство учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и выработать прочные навыки работы с ними;

  • приобретение знаний о периметре многоугольника, его нахождении, о единицах измерения длины массы, времени;

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

В данной программе представлено содержание изучаемого геометрического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение воп­росов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по геометрии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.

Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.


Методы обучения учащихся:

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;

  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

  • частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).


Формы обучения учащихся: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения.




















































Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

- линии;

- виды углов;

- прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.


Учащиеся должны уметь:

-построение треугольников по трем данным с помощью циркуля и линейки;

- различать радиус и диаметр, обозначать R и D

-вычислять периметр многоугольника.










































Календарно-тематическое планирование

по геометрии

5 класс

п/п

Тема

урока

Кол-во часов

Сроки/класс

Оборудование

Коррекционная

цель



Практ. и сам. работы

Домашнее задание

I четверть(9часов)


1

Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Линии замкнутые и незамкнутые. Луч. Отрезок.




Учебник, на­глядные по­собия, индивидуальные карточки

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам


Стр. 27 № 142

2

Угол. Вершина. Стороны угла. Виды углов: прямой, тупой, острый.

Подготовка к контрольной работе




Учебник, индивидуальные карточки

Коррекция логического мышления, умение анализировать, сравнивать, коррекция мелких мышц рук

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам с пропусками

Стр. 28 №47

3

Входящая контрольная работа




Индивидуальные карточки.

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

________

4

Работа над ошибками




Учебник, индивидуальные задания

Коррекция зрительно–слухового внимания и памяти. Воспитание сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр.28 №48

5

Многоугольники. Виды многоугольников по количеству углов.

Практическая работа по теме: «Виды многоугольников»




Учебник, занимательный материал

Коррекция интонации, образного мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, коррекция мелких мышц рук

Практическая работа

Стр30 №154

6

Треугольники. Углы, вершины, стороны, основание, боковые стороны. Виды по величине углов. Подготовка к контрольной работе





Учебник, индивидуальные задания.

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого

Самостоятельная работа

Стр.73 правило

7

Контрольная работа за I четверть: «Виды многоугольников»





Индивидуальные карточки

Воспитание сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.

самостоятельная работа по индивидуальным схемам

_________

8,9

Работа над ошибками. Закрепление.





Учебник, раздаточный материал

Коррекция зрительно–слухового внимания и памяти

самостоятельная работа по индивидуальным схемам

Стр.74 №235

II четверть (7 часов)


1

Треугольники. Виды по величине углов.




Учебник, плакат по теме, раздаточный материал

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр.76 №243

2

Прямоугольные треугольники Остроугольные треугольники. Тупоугольные треугольники




Учебник, правила по теме

Развитие зрительно-слуховой памяти, обогащение активного словаря учащихся

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр77 правило

№ 250

3

Треугольники. Классификация по видам углов.




Учебник, индивидуальные карточки

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу. Коррекция моторики мышц рук.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр.79 правило

№ 255

4

Практическая работа: «Треугольники. Классификация по видам углов»




Учебник. Раздаточный материал

Коррекция логического мышления на основе установления причинно – следственных отношений.

Практическая работа.

Стр. 82 № 263

5

Подготовка к контрольной работе





Учебник, раздаточный материал

Воспитание сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.

самостоятельная работа по индивидуальным схемам

____________

6

Контрольная работа за II четверть: «Треугольники»







Индивидуальные карточки

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.

самостоятельная работа по индивидуальным схемам

Стр. 82 № 268

7

Работа над ошибками. Закрепление.





Индивидуальные карточки

Воспитание сосредоточенности и работоспособности учащихся на уроке.

самостоятельная работа по индивидуальным схемам

_____________


III четверть (10 часов)

1,2

Треугольники. Виды по длине сторон.




Учебник, на­глядные по­собия (на повторение), индивидуальные карточки

Коррекция интонации, образного мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр. 79 № 257


3

Разносторонние треугольники.




Учебник, индивидуальные карточки

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам с пропусками

Стр.79 правило № 258

4

Равнобедренные треугольники.




Учебник, правило по теме

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр. 80 правило №259

5

Равносторонние треугольники.




Учебник, плакат по теме, раздаточный материал

Коррекция логического мышления на основе установления причинно – следственных отношений

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр. 81 №265 (2)

6,7

Треугольники. Классификация по видам сторон.

Практическая работа.








Учебник, раздаточный материал

Развитие мелкой мускулатуры рук.

Практическая работа

Стр. 188 №920

8

Подготовка к контрольной работе




Учебник, раздаточный материал

Коррекция наглядно – образного мышления, внимания.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр.190 №923

9

Контрольная работа за III четверть: «Треугольники»





Учебник, раздаточный материал.

Формирование умения учащихся ориентироваться в трудовом задании и планировать свою работу.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам


___________


10

Работа над ошибками. Закрепление.




Учебник, раздаточный материал

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр. №924

IV четверть (9 часов)

1


Периметр. Обозначение периметра (P). Нахождение периметра треугольников. Нахождение периметра четырехугольников.





Учебник, раздаточный материал

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам с пропусками

Стр.83 №10

2,3

Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Практическая работа




Учебник, раздаточный материал

Коррекция воображения, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук

Практическая работа

Стр.189 № 922

4

Окружность. Круг. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Буква R- символ радиуса, D – диаметр.




Учебник, плакат по теме, раздаточный материал

Коррекция наглядно – образного мышления, внимания.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр.191 №928

5

Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100

Подготовка к контрольной работе.




Учебник, плакат по теме, раздаточный материал

Коррекция мышления и связной речи учащихся. Формирование трудовых умений в развитии точности, ловкости и координации мелких движений рук.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Стр. 193 правило

№939

6

Годовая контрольная работа.




Учебник, раздаточный материал

Коррекция зрительно – слуховой, моторной памяти на основе запоминания и воспроизведения запоминаемого

самостоятельная работа

_____________

7

Работа над ошибками.




Учебник, раздаточный материал

Коррекция воображения, внимания, наглядно – образного мышления

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

индивидуальные задания

8,9

Повторение пройденного за год




Учебник, раздаточный материал

Коррекция мышления и связной речи учащихся.

самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

_____________

Всего (34часа)











Содержание программы
учебного курса


5 класс (1 час в неделю)

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые сто­роны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сто­рон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помо­щью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.

Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O.



Формы и средства контроля

5 класс


Контрольно-оценочная деятельность

п/п

Контрольные работы

Дата


Практические работы

Дата




I четверть

1.

Входящая контрольная работа




Виды многоугольников




2.

Виды многоугольников








II четверть

5.

Треугольники.




Треугольники. Классификация по видам углов.




III четверть

8.

Треугольники




Треугольники. Классификация по видам сторон.





IV четверть

12.

Годовая контрольная работа




Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.




























Учебно-методические средства обучения.

  1. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.:Педагогика, 1994.

  2. Марков С.Н. Курс истории математики: Учеб.пособие – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та,1995.

  3. Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.

  4. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой.

  5. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: пособие для учителя. –М.: Просвещение,1992.

  6. Программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012.

  7. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.

  8. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учеб. пособие для 5-6 классов.-Смоленск,1995.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Мандрикова Наталья Валентиновна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236642

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе VIII вида по математике "
    ["seo_title"] => string(95) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "215471"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432708547"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Адаптированная образовательная программа по математике 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "adaptirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-matiematikie-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "122004"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414136222"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства