Рабочая программа по геометрии для обучающихся 5 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 5 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 20012. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012 и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для обучающихся 5 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 20012. – 224 с. под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012 и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
В процессе изучения геометрического материала у учащихся развиваются наблюдательность, внимание, способность абстрагироваться от конкретных свойств предметов (кроме формы). Они учатся сравнивать, дифференцировать, классифицировать геометрические фигуры. У детей развивается способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу, к обобщениям, формируется умственная деятельность. Речь школьников обогащается специфическими геометрическими терминами, выражениями, расширяется и активизируется словарь.
Овладение навыками измерения, черчения, работы с измерительными и чертежными инструментами совершенствует моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.
Решению задач обучения наглядной геометрии и преодолению трудностей в изучении геометрического материала у учащихся во многом способствует правильная организация и методика преподавания.
Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся возможно только через непосредственное восприятие ими конкретных предметов окружающей действительности, материальных моделей геометрических образов. Только от них можно переходить к использованию чертежей, графиков и т. д.
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников.
Первый уровень составляют учащиеся, которые в целом правильно решают представляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Второй уровень составляют учащиеся, для которых характерен замедленный темп усвоения материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третий уровень детей отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий.
Учитывая особенности уровней школьников, рабочая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012.
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой.
Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.
Цели обучения геометрии:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
освоение основ геометрических знаний, формирование первоначальных представлений о геометрии;
воспитание интереса к геометрии, стремления использовать геометрические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
• развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объемной фигурах, классификации фигур, их свойствах, длине, площади, объеме и единицах их измерения;
• знакомство учащихся с измерительными и чертежными инструментами (линейкой, циркулем, чертежным треугольником, рулеткой, транспортиром) и выработать прочные навыки работы с ними;
приобретение знаний о периметре многоугольника, его нахождении, о единицах измерения длины массы, времени;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В данной программе представлено содержание изучаемого геометрического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по геометрии, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 5 классе учащиеся повторяют геометрический материал, изученный в начальной школе (Виды линий. Виды углов. Прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства). Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Методы обучения учащихся:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Формы обучения учащихся: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- линии;
- виды углов;
- прямоугольник (квадрат) элементы и их свойства;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
-построение треугольников по трем данным с помощью циркуля и линейки;
- различать радиус и диаметр, обозначать R и D
-вычислять периметр многоугольника.
Календарно-тематическое планирование
по геометрии
5 класс
№ п/п
Тема
урока
Кол-во часов
Сроки/класс
Оборудование
Коррекционная
цель
Практ. и сам. работы
Домашнее задание
5А
5Б
5В
I четверть(9часов)
1
Виды линий: прямая, кривая, ломаная. Линии замкнутые и незамкнутые. Луч. Отрезок.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O.
Формы и средства контроля
5 класс
Контрольно-оценочная деятельность
№ п/п
Контрольные работы
Дата
Практические работы
Дата
5А
5Б
5В
5А
5Б
5В
I четверть
1.
Входящая контрольная работа
Виды многоугольников
2.
Виды многоугольников
II четверть
5.
Треугольники.
Треугольники. Классификация по видам углов.
III четверть
8.
Треугольники
Треугольники. Классификация по видам сторон.
IV четверть
12.
Годовая контрольная работа
Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Учебно-методические средства обучения.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.:Педагогика, 1994.
Марков С.Н. Курс истории математики: Учеб.пособие – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та,1995.
Математика в коррекционной школе. Ф.Р. Залялетдинова Москва «ВАКО», 2011 г.
Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида под ред. Перовой.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: пособие для учителя. –М.: Просвещение,1992.
Программы 5-9 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение»,2012.
Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2004.