Рабочая программа факультативного курса «Применение проектной деятельности на уроках математики» в 7 классе
Рабочая программа факультативного курса «Применение проектной деятельности на уроках математики» в 7 классе
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса «Применение проектной деятельности на уроках математики» в 7 классе »
Муниципальное казённое образовательное учреждение –
Баганская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Утверждаю:
Зам.директора по УВР Директор школы
О.В. Пилипушка Ю.П. Морозова
Рабочая программа
факультативного курса
«Применение проектной деятельности
на уроках математики»
в 7 классе
Учитель: Матюшко Н.П.
Квалификационная категория: первая
Баган 2014г.
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.
Принципы построения курса:
- голографичность (способность системы, явления, процесса поддерживать свою индивидуальную ключевую информацию в устойчивом состоянии и восстанавливать утраченные ее фрагменты, учитывает двойное вхождение следующим образом: каждый элемент в содержании обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и определенный вид деятельности);
- деятельность (создание условий, способствующих поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблемы);
- динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения, готовность перестраиваться на ходу);
Цель курса: создание условий для развития проектной деятельности.
Задачи курса:
- уметь организовывать семиотическое (исследующее свойства знаков и знаковых систем) образовательное пространство;
- уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
- помочь определить предметность деятельности;
- овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность.
Курс предназначен для учащихся 7 класса. Изучение проводится в два этапа:
Решение проектных задач (первое полугодие);
Написание проекта (второе полугодие).
Курс заканчивается защитой персонального или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта, связанного с углублением предметных курсов, так и актуального для практики вопроса, что обеспечивает естественную интеграцию знаний. Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъективных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Основной дидактической единицей образования является проектная деятельность, обладающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учащегося. В процессе учебного проектирования происходит овладение не только средствами и способами конкретной деятельности, но и личностное развитие. Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовывать задачи развития школьников:
формирование приемов умственной деятельности;
адекватной трудовой мотивации;
становления их субъективной позиции в учебной деятельности и др.
Однако учащиеся не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством, по нашему мнению, является обучение учащихся решению проектных задач, которые будут включать детей в активную творческую деятельность и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме, а в ситуации по форме и содержанию приближенной к реальной.
Проектная задачадает возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию.
Проектная задача выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации.
Проектная задача способствует повышению познавательного интереса учащихся.
Проектная задача является ступенькой к работе над проектами.
Литература
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. –Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с.
2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н.
Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.
3. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. –Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.
7. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.
8. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2009, 2009. – 196 с.
№
Дата
Тема занятия
1-2
Вводное занятие.
3-4
Проектная задача «Танграм».
5-6
Проектная задача «Математика на планете Синус».
7-8
Проектная задача «Общешкольный родительский комитет».
9-10
Проектная задача «конструирование хоккейной площадки».
11-12
Проектная задача «Ремонт класса».
13-16
Решение ТРИЗ задач.
17
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола").
18
Выдвижение гипотез их решения.
19
Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений).
20
Обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров).