Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-математического цикла Руководитель МО Хисматуллина И.В. Протокол № _______ от «____»____________201__ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Егурнова В.В. «____»____________201 г. | «Утверждаю» Директор МОБУ «СОШ № 78» Петрунина В.А. Приказ № __________ от «___»____________201___ г. |
Рабочая программа
По предмету (курсу и т.д.) ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА
Уровень программы БАЗОВЫЙ
Учебник Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 – 11кл.: учебное пособие / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2006
Класс 10 класс
Учитель математики и физики Хисматуллина Ирина Владимировна
Количество часов по программе 70 часов
Количество часов в рабочей программе 35 часов
Год составления программы 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Статус программы
Структура программы
Общая характеристика учебного предмета
Место предмета в учебном плане
Цели и задачи курса
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Основное содержание курса обучения
Календарно - тематическое планирование
Темы рефератов
5. Перечень учебно - методического обеспечения
6. Требования к уровню подготовки учащихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа учебного курса «Замечательные неравенства» для 10 класса является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы среднего (полного) образования. Рабочая программа отражает методику реализации программы учебного курса с учетом: обязательного минимума содержания учебной программы; максимального объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного курса. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа позволяет сформировать у учащихся средней (полной) школы достаточно широкое представление о математической картине мира.
1.2 Структура программы
Рабочая программа включает: пояснительную записку; содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; темы рефератов; учебно-методическое обеспечение обучения.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по математике, позволяя учащимся пройти путь от способов решения простых числовых неравенств, встречающихся в школьной программе до обоснования замечательных неравенств Коши–Буняковского, Чебышева и др. Курс представляет углубленное изучение теоретического материала. Запланированный данной программой объем знаний необходим для овладения обучающимися методами решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления, а также для ознакомления с некоторыми идеями такого раздела современной математики, как выпуклый анализ; решения примеров на установление истинности простейших и более сложных числовых неравенств, встречающихся на ЕГЭ по математике. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся и исследовательских навыков, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой). Материал курса позволяет показать учащимся как красоту и совершенство, так сложность и изощренность математических методов.
Место предмета в учебном плане
Программа курса для учащихся 10 – 11 классов рассчитана на 70 часов. Предполагается изучение данного курса в 10 и в 11 классах по 1 ч в неделю (35 часов в год). В школе определена безоценочная система изучения данного курса.
Цели и задачи курса
Цель курса – изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование (в той степени строгости, которая соответствует уровню школьной математики) методов их получения, а также выход на приложения изученного теоретического материала.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления;
углубление знаний, умений и навыков учащихся по решению неравенств;
формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей;
развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;
обеспечение условий для самостоятельной творческой работы учащихся.
развитие логического мышления обучающихся.
1.6 Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Государственная программа «Развитие образования» на период 2013-2020 годов;
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ;
Программа: Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2007;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента;
Устав, образовательная программа и учебный план МОБУ «СОШ № 78».
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Глава 1. Числовые неравенства и их свойства (2 часа)
Понятие положительного, отрицательного числа, числа нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпретация и свойства. Понятия «меньше», «не больше» и «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства. Простейшие свойства числовых неравенств. Монотонность функций и числовые неравенства.
Глава 2. Основные методы установления истинности числовых неравенств (5 часов)
Сравнение двух чисел — значений числовых выражений «по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами (числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств и некоторые другие. Примеры.
Глава 3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными (9 часов)
Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применения. Краткое введение. О применении неравенств с параметрами и об умении подбирать, сочинять и обосновывать (а то и опровергать) неравенства с параметрами. Банк-хранилище замечательных неравенств наибольшей востребованности. Неравенство-следствие. Равносильные (эквивалентные) неравенства. Равносильные задачи на доказательство (установление) или опровержение неравенств. Методы установления истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод синтеза, метод усиления и ослабления, метод подстановки (метод введения новых переменных), метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод уменьшения или увеличения числа переменных, метод понижения степеней выражений, образующих левую или правую части неравенства, метод интерпретаций или моделей (векторных, тригонометрических, физических). Примеры.
Глава 4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств (7 часов)
Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом Дж. Пеано. Схема применения принципа (аксиомы) математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Примеры. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью сравнения разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Исторический экскурс. Функциональное доказательство неравенства Коши. Примеры. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.
Глава 5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач (5 часов)
Формулируется и обосновывается теорема, устанавливающая соотношение Коши—Буняковского и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Примеры. Геометрическая интерпретация неравенства Коши—Буняковского. Векторный вариант записи этого неравенства.
Глава 6. Неравенства подсказывают методы их обоснования (7 часов)
Метод Штурма. Примеры. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенства. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности ученика на уроке | Домашнее задание |
1/1 | Строгие числовые неравенства и их свойства | 06.09 | Вводный инструктаж по ОТ в кабинете математики. Понятие положительного и отрицательного числа, числа нуль. Понятия «больше», «меньше» и их свойства | Знать/понимать: Свойства числовых неравенств и их доказательства Уметь: Применять свойства при решении задач | Записи |
2/2 | Нестрогие неравенства | 13.09 | Основные законы сложения и умножения чисел. Понятия «не больше», «не меньше», и их свойства | Знать/понимать: Свойства числовых неравенств и их доказательства Уметь: Формулировать и доказывать аналоги свойств для нестрогих неравенств | Записи |
3/1 | Сравнение значений двух числовых выражений | 20.09 | Сравнение двух числовых выражений «по определению», путем сравнения их отношения с единицей | Знать/понимать: Неоднозначность и многообразие задания одного и того же действительного числа как значения числового выражения Уметь: Применять переходы при решении задач | Записи |
4/2 | Сравнение значений двух числовых выражений | 27.09 | Сравнение двух числовых выражений путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточным числом | Знать/понимать: Метод «промежуточного числа» Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
5/3 | Метод вспомогательной функции | 04.10 | Свойство монотонности функции как генератор числовых неравенств. Изучение поведения производной исследуемой функции | Знать/понимать: Свойство монотонности функции Уметь: Применять свойство при решении задач | Записи |
6/4 | Использование свойств определенного интеграла | 11.10 | Неравенство Коши от двух переменных. Понятие и свойства определенного интеграла, его геометрическая интепритация | Знать/понимать: Определенный интеграл и его свойства Уметь: Применять свойства при решении задач | Записи |
7/5 | Решение задач на доказательство числовых неравенств | 18.10 | Совершенствование навыков решения числовых неравенств | Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство числовых неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
8/1 | Неравенства с переменными | 25.10 | Понятия неравенства с переменными, его решения и нерешения, неравенства-следствия, равносильных неравенств, области определения и области истинности неравенства | Знать/понимать: Основные виды преобразований неравенства, приводящих к получению равносильного ему неравенства Уметь: Иллюстрировать изученные понятия примерами | Записи |
9/2 | Методы анализа и синтеза в решении задач | 15.11 | Рассмотреть методы анализа и синтеза для решения задач | Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
10/3 | Метод «от противного» и метод использования тождеств | 22.11 | Рассмотреть методы «от противного» и использования тождеств для доказательства неравенств | Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
11/4 | Метод оценивания и метод введения новых переменных | 29.11 | Рассмотреть методы оценивания и введения новых переменных для доказательства неравенств | Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
12/5 | Метод вспомогательных функций | 06.12 | Рассмотреть метод вспомогательных функций для доказательства неравенств | Знать/понимать: Свойства линейной и квадратичной функций Уметь: Применять свойства при решении задач | Записи |
13/6 | Методы упрощения задач на доказательство неравенств с переменными | 13.12 | Рассмотреть метод уменьшения числа переменных и понижения степени и метод моделей для доказательства неравенств | Знать/понимать: Приемы перехода от данного неравенства с переменными к более простому для обоснования Уметь: Применять переходы при решении задач | Записи |
14/7 | Некоторые частные случаи неравенства Коши | 20.12 | Рассмотреть частные случаи неравенства Коши и их применение | Знать/понимать: Неравенство Коши для 3 и 4 переменных Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
15/8 | Применение неравенства Коши | 27.12 | Применение неравенства Коши для нахождения наибольших и наименьших значений исследуемой функции | Знать/понимать: Запись неравенства Коши для 2, 3, 4 и большего числа переменных Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
16/9 | Решение задач на доказательство неравенств с переменными | 17.01 | Совершенствование навыков решения неравенств с переменными | Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств с переменными Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
17/1 | Метод перебора всех вариантов | 24.01 | Понятие индукции вообще и в математике в частности. Принцип математической индукции и некоторые ее модификации | Знать/понимать: Метод перебора всех вариантов Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
18/2 | Аксиома, принцип и метод математической индукции | 31.01 | Система аксиом Пеано. Аксиома математической индукции. Несколько вариантов принципа математической индукции | Знать/понимать: Метод математической индукции Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
19/3 | Теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей | 07.02 | Сформулировать и доказать теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей | Знать/понимать: Формулировки теорем Уметь: Применять теоремы при решении задач | Записи |
20/4 | Неравенство Коши для произвольного числа переменных | 14.02 | Доказательство неравенства Коши для произвольного числа переменных двумя способами | Знать/понимать: Неравенство Коши для произвольного числа переменных Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
21/5 | Неравенство Коши для произвольного числа переменных | 21.02 | Некоторые неравенство, эквивалентные неравенству Коши. Доказательство неравенства Бернулли | Знать/понимать: Неравенство Коши, неравенство Бернулли Уметь: Применять неравенства при решении задач | Записи |
22/6 | Решение задач на доказательство неравенств | 28.02 | Совершенствование навыков доказательства неравенств | Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
23/7 | Решение задач на доказательство неравенств | 07.03 | Совершенствование навыков доказательства неравенств | Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
24/1 | Неравенство Коши-Буняковского | 14.03 | Понятие угла между векторами. Сформулировать и обосновать теорему, устанавливающую соотношение Коши-Буняковского | Знать/понимать: Неравенство Коши-Буняковского, тождество Лагранжа Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
25/2 | Векторный вариант неравенства Коши-Буняковского | 04.04 | Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского и векторный вариант записи этого неравенства. | Знать/понимать: Тригонометрические подстановки Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
26/3 | Применение неравенства Коши-Буняковского | 11.04 | Решение задач на применение неравенства Коши-Буняковского | Знать/понимать: Доказательство неравенства Коши-Буняковского Уметь: Применять неравенство при решении задач | Записи |
27/4 | Решение задач на доказательство неравенств | 18.04 | Совершенствование навыков доказательства неравенств | Знать/понимать: Основные методы решения задач на доказательство неравенств Уметь: Решать простейшие задачи на доказательство неравенств | Записи |
28/5 | Решение задач на доказательство неравенств | 25.04 | Совершенствование навыков доказательства неравенств | Знать/понимать: Основные методы решения задач на доказательство неравенств Уметь: Решать простейшие задачи на доказательство неравенств | Записи |
29/1 | Метод Штурма | 02.05 | Рассмотреть метод Штурма для обоснования неравенств | Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
30/2 | Метод выравнивания и метод раздвигания | 16.05 | Рассмотреть методы выравнивания и раздвигания значений переменных для обоснования неравенств | Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
31/3 | Свойство симметричности функций | 23.05 | Рассмотреть метод использования симметричности для обоснования неравенств | Знать/понимать: Симметрическая функция для n = 2, 3 и в общем виде. Симметричное неравенство Уметь: Применять свойство при решении задач | Записи |
32/4 | Свойство однородности функций | 30.05 | Рассмотреть метод однородности левой и правой частей для обоснования неравенств | Знать/понимать: Понятие однородности функции и её порядка Уметь: Применять свойство при решении задач | Записи |
33/5 | Методы доказательства циклических неравенств | | Рассмотреть метод цикличности левой и правой частей для обоснования неравенств | Знать/понимать: Понятие циклического неравенства для n = 2, 3 и в общем виде. Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
34/6 | Приемы установления геометрических неравенств | | Рассмотреть геометрический метод обоснования неравенств | Знать/понимать: Геометрический метод обоснования неравенств Уметь: Применять метод при решении задач | Записи |
35/7 | Условные тождества и условные неравенства | | Простейшие приемы обоснования условных тождеств и условных неравенств | Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств Уметь: Применять методы при решении задач | Записи |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Глава 1. Числовые неравенства и их свойства:
Томас Харриот и его труд «Практика аналитического искусства»
Неравенства и задаваемые ими на координатной плоскости области
Машинная графика и малые шевеления параметров
Составление уравнений и неравенств на заданную тему
Глава 2. Основные методы установления истинности числовых неравенств:
Использование знака неопределенного неравенства при решении задач
Что могут калькуляторы и чего не могут, или Что больше tg (sin 10) или sin (tg 10)?
От арифметики к алгебре, или Что дает переход к выражениям с переменными
Применение определенного интеграла для обоснования и получения числовых неравенств
Теорема Лагранжа и её применение к доказательству неравенств
Итерационные последовательности и диаграммы Ламерея-Кенигса
Эффект «увеличительного стекла»
Глава 3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными:
Семейство Бернулли и его вклад в мировую культуру
Христиан Гюйгенс, его жизнь и научное творчество
Ложь или бессмыслица, что лучше?
Производная помогает доказывать неравенства
Метод отделяющих констант
Неравенство Бернулли и его применение
Неравенства Гюйгенса
Доказательство неравенств с помощью применения тригонометрических подстановок
Степенные ряды и доказательство неравенств
Глава 4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств:
Неравенства Фейера
Определенный интеграл и неравенство Коши
Некоторые обобщения неравенства Коши
Несколько различных доказательств неравенства Коши
Теория чисел и неравенства
Неравенства Непера
Глава 5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач:
Применение неравенства Коши-Буняковского при решении уравнений и неравенств
Применение неравенства Коши-Буняковского в задачах оптимизационного характера
Точность неравенства
Глава 6. Неравенства подсказывают методы их обоснования:
Многообразие метода подстановки
Симметрические, однородные и циклические неравенства
Метод удлинения медианы и неравенство треугольника
Некоторые методы решения задач на установление условных тождеств
Геометрические истолкования комплексных чисел и неравенство треугольника
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Программа: Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2007
Учебник: Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 – 11кл.: учебное пособие / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2006
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу изучения данного курса учащиеся 10 – 11 классов должны
Знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Уметь:
решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, иррациональные и тригонометрические неравенства, их системы;
доказывать несложные неравенства;
решать текстовые задачи с помощью составления неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
изображать на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем;
решать неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;
выполнять построения и исследования простейших математических моделей.