kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Програссы спецкурсов по математике для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс  «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся и исследовательских навыков, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой). Материал курса позволяет показать учащимся как красоту и совершенство, так  сложность и изощренность математических методов. Изучение курса «Логические основы математики» способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказательно отстаивать истинные суждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЗН-10»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 78»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла


Руководитель МО

Хисматуллина И.В.


Протокол № _______

от «____»____________201__ г.


«Согласовано»


Заместитель директора школы

по УВР

Егурнова В.В.



«____»____________201 г.


«Утверждаю»


Директор МОБУ «СОШ № 78»

Петрунина В.А.


Приказ № __________


от «___»____________201___ г.



Рабочая программа



По предмету (курсу и т.д.) ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА

Уровень программы БАЗОВЫЙ

Учебник Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 – 11кл.: учебное пособие / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2006

Класс 10 класс

Учитель математики и физики Хисматуллина Ирина Владимировна

Количество часов по программе 70 часов

Количество часов в рабочей программе 35 часов

Год составления программы 2014г.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

    1. Статус программы

    2. Структура программы

    3. Общая характеристика учебного предмета

    4. Место предмета в учебном плане

    5. Цели и задачи курса

    6. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Основное содержание курса обучения

  2. Календарно - тематическое планирование

  3. Темы рефератов

5. Перечень учебно - методического обеспечения

6. Требования к уровню подготовки учащихся


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Замечательные неравенства» для 10 класса является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы среднего (полного) образования. Рабочая программа отражает методику реализации программы учебного курса с учетом: обязательного минимума содержания учебной программы; максимального объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного курса. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа позволяет сформировать у учащихся средней (полной) школы достаточно широкое представление о математической картине мира.

1.2 Структура программы

Рабочая программа включает: пояснительную записку; содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; темы рефератов; учебно-методическое обеспечение обучения.


1.3 Общая характеристика учебного предмета

Неравенства играют фундаментальную роль в большинстве разделов современной математики, без них не может обойтись ни физика, ни математическая статистика, ни экономика. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по математике, позволяя учащимся пройти путь от способов решения простых числовых неравенств, встречающихся в школьной программе до обоснования замечательных неравенств Коши–Буняковского, Чебышева и др. Курс представляет углубленное изучение теоретического материала. Запланированный данной программой объем знаний необходим для овладения обучающимися методами решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления, а также для ознакомления с некоторыми идеями такого раздела современной математики, как выпуклый анализ; решения примеров на установление истинности простейших  и более сложных числовых неравенств, встречающихся на ЕГЭ по математике. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся и исследовательских навыков, намечает и использует целый ряд межпредметных связей (прежде всего с физикой). Материал курса позволяет показать учащимся как красоту и совершенство, так сложность и изощренность математических методов.

    1. Место предмета в учебном плане

Программа курса для учащихся 10 – 11 классов рассчитана на 70 часов. Предполагается изучение данного курса в 10 и в 11 классах по 1 ч в неделю (35 часов в год). В школе определена безоценочная система изучения данного курса.

    1. Цели и задачи курса

Цель курса – изучение избранных классов неравенств с переменными и научное обоснование (в той степени строгости, которая соответствует уровню школьной мате­матики) методов их получения, а также выход на приложения изу­ченного теоретического материала.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • дать представление о математике как общекультурной ценности на примерах применения неравенств в математической статистике, экономике, для решения некоторых классов задач оптимизационного характера без применения средств дифференциального исчисления;

  • углубление знаний, умений и навыков учащихся по решению неравенств;

  • формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей;

  • развитие исследовательской и познавательной деятельности учащихся;

  • обеспечение условий для самостоятельной творческой работы учащихся.

  • развитие логического мышления обучающихся.

1.6 Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Государственная программа «Развитие образования» на период 2013-2020 годов;

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ;

  • Программа: Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2007;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента;

  • Устав, образовательная  программа  и учебный план МОБУ «СОШ № 78».


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ


Глава 1. Числовые неравенства и их свойства (2 часа)

Понятие положительного, отрицательного числа, числа нуль. Основные законы сложения и умножения действительных чисел. Свойства суммы и произведения положительных чисел. Понятие «больше» для действительных чисел, его геометрическая интерпре­тация и свойства. Понятия «меньше», «не больше» и «не меньше» для действительных чисел и их свойства. Числовые неравенства. Простейшие свойства числовых неравенств. Монотонность функций и числовые неравенства.

Глава 2. Основные методы установления истинности числовых неравенств (5 часов)

Сравнение двух чисел — значений числовых выражений «по определению», путем сравнения их отношения с единицей, путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточными числами (числом), метод введения вспомогательной функции, метод использования «замечательных» неравенств и некоторые другие. Примеры.

Глава 3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными (9 часов)

Частные случаи неравенства Коши, их обоснование и применения. Краткое введение. О применении неравенств с параметрами и об умении подбирать, сочинять и обосновывать (а то и опровергать) неравенства с параметрами. Банк-хранилище замечательных неравенств наибольшей востребо­ванности. Неравенство-следствие. Равносильные (эквивалентные) неравенства. Равносильные задачи на доказательство (установление) или опровержение неравенств. Методы установления истинности неравенств с переменными: метод «от противного», метод анализа, метод синтеза, метод усиления и ослабления, метод подстановки (метод введения новых переменных), метод использования тождеств, метод введения вспомогательных функций, метод уменьшения или увеличения числа переменных, метод понижения степеней выражений, образующих левую или правую части неравенства, метод интерпретаций или моделей (векторных, тригонометрических, физических). Примеры.



Глава 4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств (7 часов)

Индукция вообще и в математике в частности. Система аксиом Дж. Пеано. Схема применения принципа (аксио­мы) математической индукции. Некоторые модификации метода математической индукции. Примеры. Две теоремы о сравнении соответствующих членов двух последовательностей с помощью срав­нения разности или отношения двух соседних членов одной последовательности с разностью или отношением двух членов другой последовательности. Примеры. Неравенство Коши для произвольного числа переменных. Исторический экскурс. Функциональное доказательство неравенства Коши. Примеры. Некоторые неравенства, эквивалентные неравенству Коши.

Глава 5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач (5 часов)

Формулируется и обосновывается теорема, устанав­ливающая соотношение Коши—Буняковского и дающая критерий реализации этого соотношения в варианте равенства. Примеры. Геометрическая интерпретация неравенства Коши—Буняковского. Векторный вариант записи этого неравенства.

Глава 6. Неравенства подсказывают методы их обоснования (7 часов)

Метод Штурма. Примеры. Использование симметричности, однородности цикличности левой и правой частей неравенства. Геометрические неравенства, устанавливающие соотношения между длинами сторон треугольника.

















3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата проведения

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности ученика на уроке

Домашнее задание

1/1

Строгие числовые неравенства и их свойства

06.09

Вводный инструктаж по ОТ в кабинете математики. Понятие положительного и отрицательного числа, числа нуль. Понятия «больше», «меньше» и их свойства

Знать/понимать: Свойства числовых неравенств и их доказательства

Уметь: Применять свойства при решении задач

Записи

2/2

Нестрогие неравенства

13.09

Основные законы сложения и умножения чисел. Понятия «не больше», «не меньше», и их свойства

Знать/понимать: Свойства числовых неравенств и их доказательства

Уметь: Формулировать и доказывать аналоги свойств для нестрогих неравенств

Записи

3/1

Сравнение значений двух числовых выражений

20.09

Сравнение двух числовых выражений «по определению», путем сравнения их отношения с единицей

Знать/понимать: Неоднозначность и многообразие задания одного и того же действительного числа как значения числового выражения

Уметь: Применять переходы при решении задач

Записи

4/2

Сравнение значений двух числовых выражений

27.09

Сравнение двух числовых выражений путем сравнения их степеней, путем сравнения их с промежуточным числом

Знать/понимать: Метод «промежуточного числа»

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

5/3

Метод вспомогательной функции

04.10

Свойство монотонности функции как генератор числовых неравенств. Изучение поведения производной исследуемой функции

Знать/понимать: Свойство монотонности функции

Уметь: Применять свойство при решении задач

Записи

6/4

Использование свойств определенного интеграла

11.10

Неравенство Коши от двух переменных. Понятие и свойства определенного интеграла, его геометрическая интепритация

Знать/понимать: Определенный интеграл и его свойства

Уметь: Применять свойства при решении задач

Записи

7/5

Решение задач на доказательство числовых неравенств

18.10

Совершенствование навыков решения числовых неравенств

Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство числовых неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

8/1

Неравенства с переменными

25.10

Понятия неравенства с переменными, его решения и нерешения, неравенства-следствия, равносильных неравенств, области определения и области истинности неравенства

Знать/понимать: Основные виды преобразований неравенства, приводящих к получению равносильного ему неравенства

Уметь: Иллюстрировать изученные понятия примерами

Записи

9/2

Методы анализа и синтеза в решении задач

15.11

Рассмотреть методы анализа и синтеза для решения задач

Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

10/3

Метод «от противного» и метод использования тождеств

22.11

Рассмотреть методы «от противного» и использования тождеств для доказательства неравенств

Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

11/4

Метод оценивания и метод введения новых переменных

29.11

Рассмотреть методы оценивания и введения новых переменных для доказательства неравенств

Знать/понимать: Методы установления истинности неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

12/5

Метод вспомогательных функций

06.12

Рассмотреть метод вспомогательных функций для доказательства неравенств

Знать/понимать: Свойства линейной и квадратичной функций

Уметь: Применять свойства при решении задач

Записи

13/6

Методы упрощения задач на доказательство неравенств с переменными

13.12

Рассмотреть метод уменьшения числа переменных и понижения степени и метод моделей для доказательства неравенств

Знать/понимать: Приемы перехода от данного неравенства с переменными к более простому для обоснования

Уметь: Применять переходы при решении задач

Записи

14/7

Некоторые частные случаи неравенства Коши

20.12

Рассмотреть частные случаи неравенства Коши и их применение

Знать/понимать: Неравенство Коши для 3 и 4 переменных

Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

15/8

Применение неравенства Коши

27.12

Применение неравенства Коши для нахождения наибольших и наименьших значений исследуемой функции

Знать/понимать: Запись неравенства Коши для 2, 3, 4 и большего числа переменных


Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

16/9

Решение задач на доказательство неравенств с переменными

17.01

Совершенствование навыков решения неравенств с переменными

Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств с переменными

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

17/1

Метод перебора всех вариантов

24.01

Понятие индукции вообще и в математике в частности. Принцип математической индукции и некоторые ее модификации

Знать/понимать: Метод перебора всех вариантов

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

18/2

Аксиома, принцип и метод математической индукции

31.01

Система аксиом Пеано. Аксиома математической индукции. Несколько вариантов принципа математической индукции

Знать/понимать: Метод математической индукции

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

19/3

Теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей

07.02

Сформулировать и доказать теоремы о сравнениях соответствующих членов двух последовательностей

Знать/понимать: Формулировки теорем

Уметь: Применять теоремы при решении задач

Записи

20/4

Неравенство Коши для произвольного числа переменных

14.02

Доказательство неравенства Коши для произвольного числа переменных двумя способами

Знать/понимать: Неравенство Коши для произвольного числа переменных

Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

21/5

Неравенство Коши для произвольного числа переменных

21.02

Некоторые неравенство, эквивалентные неравенству Коши. Доказательство неравенства Бернулли

Знать/понимать: Неравенство Коши, неравенство Бернулли

Уметь: Применять неравенства при решении задач

Записи

22/6

Решение задач на доказательство неравенств

28.02

Совершенствование навыков доказательства неравенств

Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

23/7

Решение задач на доказательство неравенств

07.03

Совершенствование навыков доказательства неравенств

Знать/понимать: Методы решения задач на доказательство неравенств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

24/1

Неравенство Коши-Буняковского

14.03

Понятие угла между векторами. Сформулировать и обосновать теорему, устанавливающую соотношение Коши-Буняковского

Знать/понимать: Неравенство Коши-Буняковского, тождество Лагранжа

Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

25/2

Векторный вариант неравенства Коши-Буняковского

04.04

Геометрическая интерпретация неравенства Коши-Буняковского и векторный вариант записи этого неравенства.

Знать/понимать: Тригонометрические подстановки

Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

26/3

Применение неравенства Коши-Буняковского

11.04

Решение задач на применение неравенства Коши-Буняковского

Знать/понимать: Доказательство неравенства Коши-Буняковского

Уметь: Применять неравенство при решении задач

Записи

27/4

Решение задач на доказательство неравенств

18.04

Совершенствование навыков доказательства неравенств

Знать/понимать: Основные методы решения задач на доказательство неравенств

Уметь: Решать простейшие задачи на доказательство неравенств

Записи

28/5

Решение задач на доказательство неравенств

25.04

Совершенствование навыков доказательства неравенств

Знать/понимать: Основные методы решения задач на доказательство неравенств

Уметь: Решать простейшие задачи на доказательство неравенств

Записи

29/1

Метод Штурма

02.05

Рассмотреть метод Штурма для обоснования неравенств

Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

30/2

Метод выравнивания и метод раздвигания

16.05

Рассмотреть методы выравнивания и раздвигания значений переменных для обоснования неравенств

Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи

31/3

Свойство симметричности функций

23.05

Рассмотреть метод использования симметричности для обоснования неравенств

Знать/понимать: Симметрическая функция для n = 2, 3 и в общем виде. Симметричное неравенство

Уметь: Применять свойство при решении задач

Записи

32/4

Свойство однородности функций

30.05

Рассмотреть метод однородности левой и правой частей для обоснования неравенств

Знать/понимать: Понятие однородности функции и её порядка

Уметь: Применять свойство при решении задач

Записи

33/5

Методы доказательства циклических неравенств


Рассмотреть метод цикличности левой и правой частей для обоснования неравенств

Знать/понимать: Понятие циклического неравенства для n = 2, 3 и в общем виде.

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

34/6

Приемы установления геометрических неравенств


Рассмотреть геометрический метод обоснования неравенств

Знать/понимать: Геометрический метод обоснования неравенств

Уметь: Применять метод при решении задач

Записи

35/7

Условные тождества и условные неравенства


Простейшие приемы обоснования условных тождеств и условных неравенств

Знать/понимать: Методы доказательства условных тождеств

Уметь: Применять методы при решении задач

Записи























  1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Глава 1. Числовые неравенства и их свойства:

  1. Томас Харриот и его труд «Практика аналитического искусства»

  2. Неравенства и задаваемые ими на координатной плоскости области

  3. Машинная графика и малые шевеления параметров

  4. Составление уравнений и неравенств на заданную тему

Глава 2. Основные методы установления истинности числовых неравенств:

  1. Использование знака неопределенного неравенства при решении задач

  2. Что могут калькуляторы и чего не могут, или Что больше tg (sin 10) или sin (tg 10)?

  3. От арифметики к алгебре, или Что дает переход к выражениям с переменными

  4. Применение определенного интеграла для обоснования и получения числовых неравенств

  5. Теорема Лагранжа и её применение к доказательству неравенств

  6. Итерационные последовательности и диаграммы Ламерея-Кенигса

  7. Эффект «увеличительного стекла»

Глава 3. Основные методы решения задач на установление истинности неравенств с переменными:

  1. Семейство Бернулли и его вклад в мировую культуру

  2. Христиан Гюйгенс, его жизнь и научное творчество

  3. Ложь или бессмыслица, что лучше?

  4. Производная помогает доказывать неравенства

  5. Метод отделяющих констант

  6. Неравенство Бернулли и его применение

  7. Неравенства Гюйгенса

  8. Доказательство неравенств с помощью применения тригонометрических подстановок

  9. Степенные ряды и доказательство неравенств

Глава 4. Метод математической индукции и его применение к доказательству неравенств:

  1. Неравенства Фейера

  2. Определенный интеграл и неравенство Коши

  3. Некоторые обобщения неравенства Коши

  4. Несколько различных доказательств неравенства Коши

  5. Теория чисел и неравенства

  6. Неравенства Непера

Глава 5. Неравенство Коши-Буняковского и его применение к решению задач:

  1. Применение неравенства Коши-Буняковского при решении уравнений и неравенств

  2. Применение неравенства Коши-Буняковского в задачах оптимизационного характера

  3. Точность неравенства

Глава 6. Неравенства подсказывают методы их обоснования:

  1. Многообразие метода подстановки

  2. Симметрические, однородные и циклические неравенства

  3. Метод удлинения медианы и неравенство треугольника

  4. Некоторые методы решения задач на установление условных тождеств

  5. Геометрические истолкования комплексных чисел и неравенство треугольника


  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Программа: Замечательные неравенства: методические рекомендации к элективному курсу С.А. Гомонова «Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения» / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2007

Учебник: Замечательные неравенства: способы получения и примеры применения. 10 – 11кл.: учебное пособие / С.А. Гомонов. – М.: Дрофа, 2006


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения данного курса учащиеся 10 – 11 классов должны

Знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Уметь:

  • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, иррациональные и тригонометрические неравенства, их системы;

  • доказывать несложные неравенства;

  • решать текстовые задачи с помощью составления неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

  • изображать на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем;

  • решать неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

  • выполнять построения и исследования простейших математических моделей.





Просмотр содержимого документа
«ЛОМ-10»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 78»


«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла


Руководитель МО

Хисматуллина И.В.


Протокол № _______

от «____»____________201__ г.


«Согласовано»


Заместитель директора школы

по УВР

Егурнова В.В.



«____»____________201 г.


«Утверждаю»


Директор МОБУ «СОШ № 78»

Петрунина В.А.


Приказ № __________


от «___»____________201___ г.



Рабочая программа



По предмету (курсу и т.д.) ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ

Уровень программы БАЗОВЫЙ

Учебник Логические основы математики. 10 – 11 кл.: учебное пособие / А. Д. Гетманова. – М.: Дрофа, 2006.

Класс 10 класс

Учитель математики и физики Хисматуллина Ирина Владимировна

Количество часов по программе 100 часов

Количество часов в рабочей программе 35 часов

Год составления программы 2014г.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка

    1. Статус программы

    2. Структура программы

    3. Общая характеристика учебного предмета

    4. Место предмета в учебном плане

    5. Цели и задачи курса

    6. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  1. Основное содержание курса обучения

  2. Календарно - тематическое планирование

  3. Темы рефератов

5. Перечень учебно - методического обеспечения

6. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Статус программы

Рабочая программа учебного курса «Логические основы математики» для 10 класса является составной частью учебного плана образовательного учреждения, реализующего программы среднего (полного) образования. Рабочая программа отражает методику реализации программы учебного курса с учетом: обязательного минимума содержания учебной программы; максимального объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебного курса. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа позволяет сформировать у учащихся средней (полной) школы достаточно широкое представление о математической картине мира.

1.2 Структура программы

Рабочая программа включает: пояснительную записку; содержание курса с перечнем разделов с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; темы рефератов; учебно-методическое обеспечение обучения.

1.3 Общая характеристика учебного предмета

Курс включает пять основных разделов: «Предмет и значение логики», «Понятие», «Суждение», «Умозаключение» и «Искусство доказательства и опровержения». В разделе «Предмет и значение логики» дается понятие о чувственном познании и его формах (ощущение, восприятие и представление), а также о формах абстрактного мышления (понятие, суждение и умозаключение). В разделе «Понятие» показываются возможности применения логических операций определения и деления понятий в процессе обучения и другие операции. В разделе «Суждение» акцент делается на анализ структуры простых суждений. Учащиеся овладевают логическими связками и могут успешно составлять формулы сложных суждений. В разделе «Умозаключение» излагаются в основном содержательные аспекты различных видов дедуктивных умозаключений, индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии. В разделе «Искусство доказательства и опровержения» на конкретных примерах показывается, как следует находить тезис и аргументы в тексте, иллюстрируются некоторые способы доказательства и опровержения. Изучение курса способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказательно отстаивать истинные суждения.

    1. Место предмета в учебном плане

Программа курса для учащихся 10 – 11 классов рассчитана на 100 часов. Предполагается изучение данного курса в 10 и в 11 классах по 1 ч в неделю (35 часов в год). В школе определена безоценочная система изучения данного курса. Поэтому часы, отведенные на проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, в рабочей программе сокращены.

    1. Цели и задачи курса

Цель курса – дать учащимся знание законов и логических форм мышления, а также сформировать навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике (на уроках математики, информатики, физики и др.) и в повседневной деятельности.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  • Дать четкие научные представления об основных темах логики, в том числе формам и законам (принципам) мышления.

  • Сформировать у учащихся практические навыки аргументации, доказательства и опровержения, показать встречающиеся в этом процессе правила и логические ошибки, различные уловки, применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога.

  • Акцентировать внимание учащихся на разделах математики, связанных с обучением, научить учащихся применять полученные знания в процессе изучения математики, информатики и других школьных предметов.

  • Увязать изучение логики с эристикой (искусством спора) и риторикой (ораторским искусством), а также с эстетикой.

  • Выработать у учащихся умения и навыки решения логических задач.

  • Научить учащихся иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными ими в художественной и учебной литературе.

  • Предложить учащимся оптимальное сочетание традиционной формальной логики и элементов символической (математической) логики.

1.6 Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Государственная программа «Развитие образования» на период 2013-2020 годов;

  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";

  • Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ;

  • Программа: Логические основы математики: методическое пособие к элективному курсу А. Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А. Д. Гетманова. – М. : Дрофа, 2005;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента;

  • Устав, образовательная  программа  и учебный план МОБУ «СОШ № 78».


















2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Предмет и значение логики (4 часа)

Формы чувственного познания. Формы абстрактного мышления. Как возникала и развивалась логика. Роль логики в повышении культуры мышления. Знание логики – рациональная основа процесса обучения, в том числе математике. Описательные и логические термины: логические связки, кванторы. Составление формул для сложных суждений.


Тема 2. Понятие (15 часов)

Виды признаков предметов. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в познании. Основные логические приемы формирования понятий. Абстрагирование, обобщение. Объем и содержание понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости. Подчинение. Типы несовместимости. Решение задач, включающих понятия на материале математики, информатики и других предметов. Реальные и номинальные определения. Правила определения понятий. Ошибки, возможные в определении. Приемы, сходные с определением понятий. Нахождение учащимися определений понятий и использование приемов, их заменяющих, в школьных учебниках и в научной детской литературе. Виды деления. Правила деления понятий. Возможные ошибки в делении. Использование операции деления понятий и классификации в математике. Использование логических операций обобщения и ограничения в математике.


Тема 3. Суждение (высказывание) (6 часов)

Суждение и предложение. Виды простых суждений. Простое суждение и его состав. Классификация простых суждений по качеству и количеству. Приведение суждения к четкой логической форме. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок. Составление формул для сложных суждений. Приведение содержательных примеров сложных суждений по формуле исчисления высказывания.


Тема 4. Законы (принципы) правильного мышления (6 часов)

Основные черты правильного мышления. Общая характеристика законов (принципов) правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Нахождение учащимися примеров, показывающих нарушение этих законов в мышлении.


Тема 5. Дедуктивные умозаключения (4 часа)

Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения. Виды умозаключений. Необходимый характер логического следования в правильно построенных дедуктивных умозаключениях. Непосредственные умозаключения.


3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата проведения

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности ученика на уроке

Домашнее задание

1/1

Формы чувственного познания и абстрактного мышления

06.09

Вводный инструктаж по ОТ в кабинете математики. Формы чувственного познания и абстрактного мышления

Знать/понимать: Формы чувственного познания и абстрактного мышления

Уметь: Иллюстрировать виды познания и мышления различными примерами

Записи

2/2

Язык, речь, мышление

13.09

Функции языка и речи. Виды речи. Семантические категории

Знать/понимать: Функции языка и речи.

Уметь: Иллюстрировать функции языка и речи различными примерами

Записи

3/3

Как возникла и развивалась логика

20.09

Возникновение и развитие логики как науки

Знать/понимать: Возникновение и развитие логики как науки

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

4/4

Роль логики в повышении культуры мышления и в образовании

27.09

Значение логики в повышении культуры мышления и в образовании

Знать/понимать: Роль логики в повышении культуры мышления и в образовании

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

5/1

Понятие как форма мышления

04.10

Основные логические приемы формирования понятий

Знать/понимать: Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение

Уметь: Иллюстрировать логические приемы различными примерами

Записи

6/2

Понятие как форма мышления

11.10

Содержание и объем понятия. Омонимы и синонимы

Знать/понимать: Омонимы и синонимы

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

7/3

Виды понятий

18.10

Общие и единичные. Конкретные и абстрактные. Относительные и безотносительные

Знать/понимать: Виды понятий

Уметь: Иллюстрировать различные виды понятий новыми примерами

Записи

8/4

Виды понятий

25.10

Положительные и отрицательные. Собирательные и несобирательные

Знать/понимать: Виды понятий

Уметь: Иллюстрировать различные виды понятий новыми примерами

Записи

9/5

Отношения между понятиями

15.11

Совместимые понятия

Знать/понимать: Виды понятий

Уметь: Иллюстрировать различные виды понятий новыми примерами

Записи

10/6

Отношения между понятиями

22.11

Несовместимые понятия

Знать/понимать: Виды понятий

Уметь: Иллюстрировать различные виды понятий новыми примерами

Записи

11/7

Определение понятий

29.11

Реальные и номинальные определения в математике. Правила явного определения понятий

Знать/понимать: Правила явного определения понятий

Уметь: Иллюстрировать различные виды понятий новыми примерами

Записи

12/8

Определение понятий

06.12

Ошибки, возможные в определении понятий

Знать/понимать: Ошибки, возможные в определении понятий

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

13/9

Определение понятий

13.12

Приемы, сходные с определением понятий

Знать/понимать: Приемы, сходные с определением понятий

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

14/10

Деление понятий. Классификация

20.12

Виды деления. Правила деления понятий

Знать/понимать: Виды деления. Правила деления понятий

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

15/11

Деление понятий. Классификация

27.12

Классификация в математике

Знать/понимать: Классификация в математике

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

16/12

Ограничение и обобщение понятий

17.01

Ограничение понятий

Знать/понимать: Ограничение понятий

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

17/13

Ограничение и обобщение понятий

24.01

Обобщение понятий

Знать/понимать: Обобщение понятий

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

18/14

Операции с классами

31.01

Объединение и пересечение классов. Основные законы логики классов

Знать/понимать: Основные законы логики классов

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

19/15

Операции с классами

07.02

Вычитание классов. Дополнение к классу А

Знать/понимать: Вычитание классов. Дополнение к классу А

Уметь: Решать простейшие логические задачи

Записи

20/1

Суждение (высказывание)

14.02

Простое суждение. Структура и виды суждений. Классификация суждений

Знать/понимать: Классификация суждений

Уметь: Иллюстрировать различные виды суждений новыми примерами

Записи

21/2

Суждение (высказывание)

21.02

Распределенность терминов в категорических суждениях

Знать/понимать: Распределенность терминов в категорических суждениях

Уметь: Иллюстрировать различные виды суждений новыми примерами

Записи

22/3

Суждение (высказывание)

28.02

Сложное суждение и его виды

Знать/понимать: Сложное суждение и его виды

Уметь: Составлять формулы сложных суждений

Записи

23/4

Суждение (высказывание)

07.03

Построение таблиц истинности

Знать/понимать: Таблицы истинности

Уметь: Строить таблицы истинности

Записи

24/5

Логическая структура вопроса и ответа

14.03

Виды и предпосылки вопросов. Правила постановки простых и сложных вопросов

Знать/понимать: Правила постановки простых и сложных вопросов

Уметь: Строить простые и сложные вопросы

Записи

25/6

Логическая структура вопроса и ответа

04.04

Логическая структура и виды ответов

Знать/понимать: Логическая структура и виды ответов

Уметь: Логически строить ответы

Записи

26/1

Основные характеристики правильного мышления

11.04

Определенность, последовательность, непротиворечивость, и доказательность

Знать/понимать: Основные характеристики правильного мышления

Уметь: Определять характеристики правильного мышления

Записи

27/2

Законы правильного мышления

18.04

Закон тождества и его применение в математике

Знать/понимать: Закон тождества

Уметь: Приводить примеры применения закона в математике

Записи

28/3

Законы правильного мышления

25.04

Закон непротиворечия

Знать/понимать: Закон непротиворечия

Уметь: Приводить примеры применения закона в математике

Записи

29/4

Законы правильного мышления

02.05

Закон исключенного третьего

Знать/понимать: Закон исключенного третьего

Уметь: Приводить примеры применения закона в математике

Записи

30/5

Законы правильного мышления

16.05

Закон достаточного основания

Знать/понимать: Закон достаточного основания

Уметь: Приводить примеры применения закона в математике

Записи

31/6

Использование формально-логических законов в обучении математике

23.05

Использование формально-логических законов в обучении математике

Знать/понимать: Законы правильного мышления

Уметь: Приводить примеры применения закона в математике

Записи

32/1

Общее понятие об умозаключении и его виды

30.05

Структура умозаключения: посылки, заключение, вывод

Знать/понимать: Структура умозаключения

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

33/2

Общее понятие об умозаключении и его виды


Виды умозаключений

Знать/понимать: Виды умозаключений

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

34/3

Общее понятие об умозаключении и его виды


Понятие дедуктивного умозаключения

Знать/понимать: Понятие дедуктивного умозаключения

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи

35/4

Общее понятие об умозаключении и его виды


Непосредственные умозаключения

Знать/понимать: Непосредственные умозаключения

Уметь: Приводить примеры из художественной литературы и школьных учебников

Записи








  1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Тема 1. Предмет и значение логики:

  1. Возникновение и развитие логики как науки

  2. Роль логики в повышении культуры мышления и в образовании

  3. Как читать мысли других по их жестам

Тема 2. Понятие:

  1. Использование определений и делений понятий в школьных учебниках

  2. Синонимы и антонимы в художественной литературе и в школьных учебниках

  3. Сочинение по логике на тему «Приемы, заменяющие определение понятий»

  4. Сравнимые понятия в художественной литературе и в школьных учебниках

  5. Афоризмы житейской мудрости

  6. Круги Эйлера

Тема 3. Суждение (высказывание):

  1. Выражение структуры сложных суждений с помощью символов (анализ произведений одного-двух писателей)

  2. Выражение логических терминов в естественном языке (русском, английском и др.)

  3. Простые и сложные суждения в русских народных пословицах

Тема 4. Законы (принципы) правильного мышления:

  1. Тождественно-ложная формула

  2. Законы логики в трудах Аристотеля

  3. Тождественные понятия в русских народных пословицах

  4. Нарушения логических законов в художественной литературе и в школьных учебниках

Тема 5. Дедуктивные умозаключения:

  1. Дедуктивные умозаключения и их роль в обучении математике

  2. Индуктивные умозаключения и их применение в обучении математике

Дополнительно:

  1. Трехзначная логика Лукасевича

  2. Трехзначная логика Гейтинга

  3. m – значная система Поста (Pm)

  4. Две бесконечные логики Гетмановой: «логика истины» и «логика лжи»

  5. Математика и правдоподобные рассуждения

  6. Тематический словарь логических терминов

  7. Логика в прозе


  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Программа: Логические основы математики: методическое пособие к элективному курсу А. Д. Гетмановой «Логические основы математики» / А. Д. Гетманова. – М. : Дрофа, 2005

Учебник: Гетманова А.Д. Логические основы математики. 10-11 кл.: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - М.: Дрофа, 2006


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения данного курса учащиеся 10 – 11 классов должны

Знать/понимать:

  • формы мышления: понятия, суждения, умозаключения;

  • законы (принципы) правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;

  • способы доказательства и опровержения (прямые и косвенные);

  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;

  • виды гипотез: общие, частные, единичные;

  • основные знания из раздела математической (символической) логики.

Уметь:

  • иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной литературе и в учебниках по математике для средней школы;

  • записывать структуру сложных суждений и ряда дедуктивных умозаключений в виде формул математической логики (на языке исчисления высказываний);

  • находить отношения между понятиями, используя круги Эйлера, в том числе между математическими понятиями;

  • в художественной литературе находить понятия и суждения, дать логический анализ математических текстов;

  • практически владеть навыками аргументации, доказательства и опровержения;

  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии), в доказательстве и опровержении;

  • вскрывать ошибки в математических софизмах;

  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и математики и занимательные задачи по логике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Програссы спецкурсов по математике для 10 класса

Автор: Хисматуллина Ирина Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203084


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства