Программа факультативного курса «Практикум по подготовке к ГИА по математике»
Программа факультативного курса «Практикум по подготовке к ГИА по математике»
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Практикум по подготовке к ГИА по математике»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский»
Программа факультативного курса
«Практикум по подготовке к ГИА по математике»
9 класс.
Составитель:
Милюкова Ольга Владимировна,
учитель математики
г. Советский
2016 -2017 уч. год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана на основе модифицированной программы Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, а также сборника нормативных документов (Математика /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М. Дрофа, 2013).
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все обучающиеся 9-х классов. Для подготовки письменного экзамена по курсу алгебры основной школы в традиционной форме используется сборник заданий Л.В.Кузнецова, Е.А.Бунимовича, Б.П.Пигарева, С.Б.Суворова и образовательные ресурсы Интернета. Экзаменационная работа состоит из десяти заданий, эти задания разбиваются на две части. Первая часть работы направлена на то, чтобы по возможности полно проверить достижения выпускником 9 класса уровня обязательной подготовки. Вторая часть содержит три более сложных задания и нацелена на проверку усвоения материала курса на более высоком уровне.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся с введением государственных стандартов.
Цели курса:
-подготовить учащихся к сдаче ГВЭ в 9 классе по математике в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми государственными образовательными стандартами.
Задачи:
Повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы;
Расширить знания по отдельным темам курса математики в 5-9 классах;
Выработать умение пользоваться сборником заданий для проведения письменного экзамена по алгебре.
Ожидаемые результаты:
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий.
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения»
Основные методические особенности курса
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий второй части;
Работа с тематическими заданиями, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;
Работа с тренировочными вариантами в режиме «теста скорости»;
Работа с тренировочными вариантами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Триз».
Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:
Выражения и их преобразования.
Уравнения и системы уравнений.
Неравенства и системы неравенств.
Функции и графики.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Текстовые задачи.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.
Контроль и система оценивания
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации.
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и контрольной работы.
Тематическое планирование
№ п/п
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата
Примечание
Выражения и их преобразования.
7
1
Вводное занятие. Ознакомление со сборником заданий для проведения письменного экзамена по алгебре.
1
2
Упрощение выражений
1
3
Разложение многочлена на множители.
1
4
Сумма и разность рациональных дробей
1
5
Произведение и частное рациональных дробей.
1
6
Свойства арифметического квадратного корня
1
7
Применение свойств арифметического квадратного корня.
1
Уравнения и системы уравнений.
9
8
Решение линейного уравнения.
1
9
Неполные квадратные уравнения.
1
10
Дробные рациональные уравнения.
1
11
Уравнения, приводимые к квадратным.
1
12
Системы уравнений с двумя переменными.
1
13
Решение систем уравнений второй степени.
1
14.
Решение систем уравнений.
1
15.
Составление систем уравнений по тексту задачи
1
16.
Решение текстовых задач с помощью составления
систем уравнений.
1
Неравенства.
6
17
Решение неравенств с одной переменной.
1
18
Методы решения неравенств второй степени
1
19
Решение неравенств второй степени
1
20
Решение неравенств методом интервалов
1
21
Решение систем неравенств с одной переменной.
1
22
Системы неравенств второй степени и их применение.
1
Функции и графики.
4
23
Простейшие преобразования графиков функций
1
24
Квадратичная функция, её свойства и график
1
25
Методы построения графика квадратичной функции
1
26
«Растяжения графиков функций»
1
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
3
27
Формулы и свойства прогрессий
1
28
Решение задач с применением формул прогрессии
1
29
Решение задач с практическим содержанием и прогрессией
1
Текстовые задачи.
6
30
Решение задач на « движение».
1
31
Решение задач на «работу».
1
32
Решение задач с процентами.
1
33
Решение задач на "смеси и сплавы»
1
34
Решение задач первой части из сборника экзаменационных материалов
1
Образовательные ресурсы:
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. Л.В.Кузнецов и др.- М.: Дрофа, 2012.