Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №32 «Брусничка»
В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придѐт ребѐнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
Дополнительная образовательная программа «Орешки для ума», разработана на основе игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Харько Т.Г., Воскобович В.В; методическими пособиями «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Харько Т.Г.; «Развивающие игры в ДОУ» Бондаренко Т.М и на основе методических пособий: Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – М.: Издательство «Учитель», 2006 - рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
1.2. Планируемые результаты
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. У детей возникают схематизированные представления в процессе наглядного моделирования; представления о смене времѐн года, дня и ночи, представления о развитии и др. продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.
В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, болезнь, трудоустройство и т.д.). Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нѐм может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей.
Усложняется конструирование. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещѐ ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Игры, которые состоят из большого количества простых игровых заданий и упражнений. На этом этапе особую роль в организации игровой, познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможности и интереса ребенка. Играет и занимается вместе с ними.
На этом этапе дошкольники осваивают основные приемы, приобретают навыки конструирования. А затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Игровые умения детей совершенствуются в творческой деятельности- как в самостоятельной , и в совместной с детьми и взрослыми. Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, придумыванию названий. Сказочных сюжетов. Конструированию фигур, узоров, предметных форм.
На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельству. Дети без помощи взрослого изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют формы, составляют к ним схемы. Взрослым создается творческая атмосфера. Поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения. Если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то ребенок может заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой постепенно, учитывая особенности восприятия материала, уровень их развития интерес и потребности.
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | Создание образа предметов | Двухцветный квадрат.Закрепить с детьми свойства предметов: (размер, форма, сторона, угол, вершина). Уточнить представления о форме: (квадрат, прямоугольник, треугольник) умение создавать образы предметов Занятие познавательного цикла ФЭМП - в сказочной области «Фиолетовый лес» с использованием сказки «Тайна Квадратика». Развивать, память, мышление, воображение |
2 | Создание образа предметов | Двухцветный квадрат. Развивать память, мышление, воображение умение создавать образы предметов самостоятельно и по образцу «Башмачок» Совместная деятельность взрослого и ребенка. Индивидуальная работа |
3 | Конструирование по схемам | Чудесный Круг. Познакомить детей с новой игрой. Учить составлять симметричные фигуры по схемам. Развивать внимание, усидчивость. |
4 | Установление независимости количества от формы и расположения предметов | Лабиринты цифр.Учить детей усваивать независимость количества от формы и расположения предметов , проходить лабиринты выполняя словесные рекомендации Часть занятия познавательного цикла. Развивать, память, мышление, воображение.Лабиринт «Добро пожаловать» |
5 | Конструирование по схемам | Двухцветный квадрат. Продолжать учить складывать предметные формы по схемам. Запоминать алгоритм действий в конструировании. Развивать, память, мышление, воображение Часть занятия познавательного цикла. Совместная игровая деятельность. Поддерживать желания ребенка придумать свои приемы сложения фигур |
6 | Установление независимости количества от формы и расположения предметов | Лабиринты цифр.Продолжать учить детей усваивать независимость количества от формы и расположения предметов , проходить лабиринты выполняя словесные рекомендации. Развивать, память, мышление, воображение. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Добро пожаловать» |
7 | Конструирование по схемам | Чудесный Круг.Учить составлять симметричные фигуры по схемам. «Золотая рыбка»«Бабочка Красавица» разбирая детали, рассказывая о них. Закрепить порядковый счет в предела 6.Развивает внимание, усидчивость, речь. |
8 | Создание образа предметов | Двухцветный квадрат.Продолжать развивать память, мышление, воображение умение создавать образы предметов самостоятельно и по образцу «Самолетик»,«Лодочка», «Башмачок» .Совместная деятельность взрослого и ребенка. Индивидуальные занятия. |
9 | Конструирование по схемам | Чудесный Круг.Учить составлять симметричные фигуры по схемам. «Золотая рыбка»,«Бабочка Красавица» разбирая детали, рассказывая о них. Закрепить количественный счет в обратном порядке в предела 6.Развивает внимание, усидчивость. |
10 | Конструирование по схемам | Чудо Соты.Познакомить детей с новой игрой. Учить собирать соты по цвету, количеству частей. |
11 | Соотношение цифры с количеством предметов | Лабиринты цифр Продолжать учить детей соотносить цифру и соответствующее количество предметов , проходить лабиринты выполняя словесные указания. Развивать, память, мышление, воображение. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Лабиринтах дворца» |
12 | Конструирование по схемам | Чудесный Круг Учить составлять симметричные фигуры по схемам. «Девочка», «Волшебный цветок» разбирая детали, рассказывая о них. Развивает внимание, усидчивость. |
13 | Соотношение цифры с количеством предметов | Лабиринты цифр Продолжать учить детей соотносить цифру и соответствующее количество предметов , проходить лабиринты выполняя словесные указания. Развивать, память, мышление, воображение. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Лабиринтах дворца» |
14 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная Цифра Познакомить детей с новой игрой еѐ основными свойствами гибкости и прозрачности – непрозрачности, развивать логическое мышление. Занятия познавательного цикла ФЭМП |
15 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная Цифра Продолжать знакомить детей с игрой еѐ основными свойствами гибкости и прозрачности – непрозрачности, развивать логическое мышление. Занятия познавательного цикла ФЭМП |
16 | Конструирование по схемам | Чудо – крестики 1-2 Познакомить с игрой. Учить складывать фигурки по конструктивным схемам «Парусник», «Самолет» «Машину» развивать воображение и творческие способности. |
17 | Конструирование по схемам | Чудо – крестики 1-2.Продолжать учить складывать фигурки по конструктивным схемам«Бабочку, «Павлина», «Птенца» развивать воображение и творческие способности |
18 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка .Познакомить детей с новой игрой. Разобрать детали, познакомится с новыми персонажами Учить детей строить фигуры по цвету по количеству частей. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, воображение, речь. |
19 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная цифра.Учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности Свободная деятельность в зону интеллектуальных игр «Ёлочка», «Гусеница». |
20 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка.Познакомить детей с новой игрой. Разобрать детали, познакомится с новыми персонажами.Учить детей строить фигуры по цвету по количеству частей. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, воображение,речь. |
21 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная цифраУчить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности Свободная деятельность в зону интеллектуальных игр «Ёлочка», «Гусеница». |
22 | Конструирование по схемам | Чудо соты.Учить составлять фигуры по цвету, по количеству частей, по геометрическим фигурам «Ракету», «Кабриолет» «,Кувшин»,«Замок». Закрепить счет в предела 8. Развивать память, мышление, речь. |
23 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная цифра. Продолжать учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности. Свободная деятельность в зону |
24 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка. Учить детей выкладывать цифры по схеме столе. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, воображение, речь. |
25 | Пространственные представления | Кораблик «Брызг-Брызг» Познакомить детей с игрой. Закрепить с детьми пространственные представления. Развиваем память, мышление, речь. |
26 | Соотношение цифры с количеством предметов | Лабиринты цифр Продолжать учить детей соотносить цифру и соответствующее количество предметов , проходить лабиринты выполняя словесные указания. Развивать, память, мышление, воображение. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Королевский обед» |
27 | Пространственные представления | Кораблик «Брызг-Брызг» Закрепить с детьми состав числа из единиц. Развиваем память, мышление, речь. |
28 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка. Учить детей преобразовывать фигуры, перекладывая палочки. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, речь. |
29 | Пространственные представления | Кораблик «Брызг-Брызг» Учить детей измерять условной меркой. Развивать память, мышление, речь. |
30 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка Учить детей преобразовывать фигуры, перекладывая палочки. Без схемы. |
31 | Знакомство со свойствами гибкости и прозрачности | Прозрачная цифра. Учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности. Свободная деятельность в зону интеллектуальных игр «звезда», «бабочка». |
32 | Конструирование по схеме | Прозрачная цифра. Продолжать учить детей считывать образец и воспроизводить его, развивая творческие способности, память, мышление, воображение. Свободная деятельность в зону интеллектуальных игр |
33 | Конструирование путем вышивания | Шнур «Затейник». Познакомить детей с новой игрой. Учить детей вышивать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Развивать мелкую моторику руки, память, мышление, воображение. |
34 | Трансформирование фигуры по 1-6 по схеме и заданным условиям | Четырѐхцветный квадрат.Предложить описать возможности нового квадрата (сходство, различие с двухцветным квадратом) Учить складывать фигуры по 1-6 по схеме; и заданным условием. Занятия познавательного цикла.Совместная деятельность взрослого и ребенка. Усложненное задание детям с высоким уровнем развития |
35 | Конструирование по схеме | Четырѐхцветный квадрат. Предложить описать возможности нового квадрата (сходство, различие с двухцветным квадратом). Продолжать учить конструировать фигуры по схеме и словесным указаниям. Совместная деятельность взрослого и ребенка. Усложненное задание детям с высоким уровнем развития |
36 | Конструирование путем вышивания | Шнур «Затейник».Учить детей вышивать цифры и ее преобразовывать в другую. Ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление, память, речь |
37 | Ориентирование на плоскости, графический диктант | Игровизор. Познакомить детей с новой игрой. С ее структурой. Закрепить ориентировку в пространстве. Учить детей работать по клеточкам.Развивать память, мышление, воображение, речь |
38 | Конструирование путем вышивания | Шнур «Затейник». Учить детей вышивать цифры и ее преобразовывать в другую. Учить детей вышивать буквы и преобразовывать в другие. Ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление, память, речь |
39 | Ориентирование на плоскости, графический диктант | Игровизор. Продолжать учить детей работать по клеточкам. Закрепить счет в прямом и обратном порядке. Развивать мелкую моторику руки, память, мышление, речь. |
40 | Конструирование по схемам | Чудо – крестики 1-2.Продолжать учить складывать фигурки по конструктивным схемам«Компьютер, «Карусель» «Беседку». Развивать воображение и творческие способности умение понимать учебную задачу |
41 | Конструирование путем вышивания | Шнур «Затейник. Учить детей вышивать цифры и буквы и их преобразовывать в другие. Ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление Чудо – крестики 1-2 |
42 | Трансформирование фигуры по 1-6 по схеме и заданным условиям | Четырехцветный квадрат. Знакомство с новыми персонажами (Шуты) Учить складывать фигуры по 1-6 по схеме; и заданным условием. Занятия познавательного цикла. Организованная деятельность. Персонажи игры приходят в гости из Фиолетового леса и остаются в группе детей на период овладения игрой. Серия «Чудо головоломки». |
43 | Ориентирование на плоскости, графический диктант | Игровизор. Продолжать учить детей работать по клеточкам. Закрепить счет в прямом и обратном порядке. |
44 | Конструирование по схемам | Чудесный Круг. Учить составлять симметричные фигуры по схемам. «Веселая Гусеница», «Птичка» разбирая детали, рассказывая о них. Развивает внимание, усидчивость. |
45 | Соотношение цифр с количеством предмета | Чудо цветик. Познакомить с новой игрой и новыми персонажами. Познакомить с деталями игры. Закрепить порядковый счет. Развивать речь, внимание, память, мышление |
46 | Ориентирование на плоскости, графический диктант | Игровизор. Продолжать учить детей работать по клеточкам. Закрепить счет в прямом и обратном порядке. Развивать мелкую моторику руки, память, мышление,речь |
47 | Соотношение цифр с количеством предмета | Чудо цветик. Учить детей соотносить целое к части. Закрепить порядковый счет. Развивать речь, внимание, память, мышление |
48 | Конструирование по схемам | Чудо-крестики-2-3.Продолжать учить сортировать фигуры по силуэтным схемам. Развивать тактильные ощущения. Свободная деятельность в зоне интеллектуальных игр |
48 | Пространственные представления | Лабиринты цифр. Развивать умение находить и исправлять ошибки, исправлять целое по фрагментам. Часть занятия познавательного цикла. Развивать память, мышление, воображение. |
50 | Конструирование по схемам | Математические корзинки. Познакомить с новой игрой и новыми персонажами. Познакомить с деталями игры. Закрепить с детьми количественный счет в пределах 10. Развивать память, мышление, воображение. |
51 | Соотношение цифр с количеством предмета | Чудо цветик Учить детей составлять из деталей фигуры «Птичку», «Рыбку» опираясь на схему. Учить детей соотносить целое с количеством. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, воображение. |
52 | Конструирование по схемам | Чудо - крестики.Учить работать в паре при составлении фигур по схемам. Со свойством симметрии. Развивать умения сравнивать, анализировать. Развивать зрительную память, пространственное мышление. Свободная деятельность в зоне интеллектуальных игр. |
53 | Конструирование по схемам | Волшебная восьмерка. Учить детей преобразовывать фигуры, перекладывая палочки. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, речь. |
54 | Соотношение цифр с количеством предмета | Чудо цветик Учить детей составлять из деталей фигуры «Зайчика», «Лебедя» опираясь на схему. Учить детей соотносить целое с количеством. Закрепить порядковый счет. Развивать память, мышление, воображение. |
55 | Установление связи и зависимости между группами | Прозрачный квадрат. Познакомить детей с новой игрой. Учить сортировать фигуры, устанавливать связь и зависимости между группами. Учить определять часть и целое, используя прием наложения. Развивать внимание, пространственное мышление. Совместная деятельность взрослого и ребенка. |
56 | Установление связи и зависимости между группами | Прозрачный квадрат. Продолжать учить сортировать фигуры, устанавливать связь и зависимости между группами. Учить определять часть и целое, используя прием наложения. Развивать внимание, пространственное мышление. Совместная деятельность взрослого и ребенка. |
57 | Конструирование по схемам | Математические корзинки. Познакомить с новой игрой и новыми персонажами. Деталями игры. Закрепить с детьми количественный счет в пределах 10. Развивать память, мышление, воображение. |
58 | Ориентирование в пространстве | Лабиринты цифр. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Математический турнир». |
59 | Ориентирование в пространстве | Лабиринты Букв. Познакомить с новой игрой, ее деталями. Учить детей запоминать буквы, находить звук в слове. Развивать память мышление, воображение, внимание. |
60 | Конструирование по схемам | Прозрачная цифра. Учить детей считывать образец и воспроизводить его, творческие способности. Свободная деятельность в зоне интеллектуальных игр. |
61 | Конструирование по схемам | Математические корзинки. Закрепить с детьми количественный счет в пределах 10. Развивать память, мышление, воображение. |
62 | Ориентирование в пространстве | Лабиринты Букв. Продолжить знакомство с новой игрой. Учить детей запоминать буквы, находить звук в слове. Находить буквы в Лабиринте « Пройди к главной букве». Развивать память мышление, воображение, внимание. |
63 | Конструирование по схемам | Математические корзинки. Учить детей соотносить число с цифрой. Закрепить с детьми количественный счет в пределах 10. Развивать память, мышление, воображение. |
64 | Определение части и целого используя прием наложения и приложения | Прозрачный квадрат. Продолжать учить сортировать фигуры, устанавливать связь и зависимости между группами. Учить определять часть и целое, используя прием наложения. Учить детей выкладывать путем приложения несложные фигуры«Животных» Развивать внимание, пространственное мышление. Совместная деятельность взрослого и ребенка. |
65 | Пространственные представления. | Лабиринты Букв . Учить детей запоминать буквы, находить звук в слове. Находить буквы в Лабиринте «Пройди к картинке». Развивать память мышление, воображение, внимание. |
66 | Пространственные представления. | Лабиринты цифр. Знакомство с написанием цифр, тренировать процессы внимания и мышления. Часть занятия познавательного цикла. Лабиринт «Загадочные узоры». |
67 | Пространственные представления. | Геоконт. Познакомить детей с новой игрой и персонажами. Учить детей правильно играть, ориентироваться в пространстве. Развивать способности ( восприятие цвета формы, величины». Развивать память мышление, воображение, внимание. |
68 | Ориентирование в пространстве, анализ по звуковому составу | Лабиринты Букв. Учить детей запоминать буквы, находить звук в слове, анализировать по звуковому составу. Находить буквы в Лабиринте «Окошки». |
69 | Ориентирование в пространстве, анализ по звуковому составу | Лабиринты Букв. Продолжать учить детей запоминать буквы, находить звук в слове, анализировать по звуковому составу Находить буквы в Лабиринте «Составь слово» . Развивать память мышление, воображение. |
70 | Ориентирование в пространстве, анализ по звуковому составу. | Лабиринты Букв. Продолжать учить детей запоминать буквы, находить звук в слове, анализировать по звуковому составу Находить буквы в Лабиринте «Составь слово» . Развивать память мышление, воображение. |
71 | Пространственные представления. Открытое занятие с приглашением родителей | Геоконт. Учить детей ориентироваться в пространстве делая фигуры«Флажок», «Ваза», «Кораблик».Развивать сенсорные способности ( восприятие цвета, формы, величины». Совершенствовать память, мышление, воображение. |
72 | Пространственные представления. | Геоконт. Учить детей ориентироваться в пространстве делая фигуры «Ключ»,«Шляпа», «Лягушка», «Морковка» Развивать сенсорные способности ( восприятие цвета, формы, величины».Совершенствовать память, мышление, воображение |
Итого: | | 72 занятия |
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям: