Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана мною и реализована в учебном процессе. Элективный курс "В царстве смекалки" создаёт дополнительные возможности для формирования методологических и коммуникативных качеств обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к математике и мотивации. Программа базируется на системно-деятельностном подходе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В царстве смекалки". »
Программа элективного курса для обучающихся 5 класса
« В царстве смекалки».
Автор: Кочемазова С.Н.
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «В царстве смекалки», являются:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ № 3;
Локальные акты МАОУ СОШ № 3, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного стандарта.
Использованы методические пособия:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «В царстве смекалки» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а так же креативных качеств (вдохновенность¸ гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы задач у пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение.
Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а так же совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью решения различных математических задач.
Задачи:
Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Развить познавательный интерес.
Способствовать приобретению навыков работы с различными чертежными инструментами.
Способствовать развитию умения создавать абстрактные геометрические фигуры исходя из опыта наблюдений.
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Форма организации: электив для учащихся 5 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 35 часов.
Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, в СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а так же старшие учащиеся.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
развитие умения анализировать задачу и использовать схематическую запись условия;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
совершенствование вычислительных навыков;
формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.
Достичь панируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умения самостоятельно определять и высказывать самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельностью (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
- письменные и устные проверочные работы;
- практические и творческие работы;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств).
Программа поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», предметных олимпиад «Олимпус».
Тематическое планирование
Тема
часы
1. Вводное занятие
1
2. Удивительный мир чисел
Числовые головоломки
Много ли это? (большие числа)
Угры с числами и предметами
Угадывание чисел
Расшифруйте (восстановите запись)
Магические квадраты
Системы счисления
Арифметическая викторина
8
1
1
1
1
1
1
1
1
3. Логика в математике
Старинные истории и задачи
Забавные исчезновения
Остроумный дележ
Затруднительные положения
Решение задач с конца
Переправы и разъезды
Упражнения со спичками
Задачи-шутки, задачи-загадки
Математические софизмы
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4. Геометрия
Простейшие геометрические фигуры на плоскости
Задачи на разрезание и складывание фигур
Упражнения с куском бумаги
Вычисление площадей
Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранники)
Развертка куба, параллелепипеда
Вычисление площади боковой поверхности и объема (куб, параллелепипед)
Геометрические головоломки
Геометрическая викторина
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5. Алгебра
Решение задач на части
Три основные задачи на дроби и проценты
Решение задач с помощью уравнений
5
1
2
2
6. Математические развлечения
Математические игры
Ребусы, кроссворды
Викторина
3
1
1
1
Содержание программы
Вводное занятие
Организационные вопросы. Цели и задачи курса. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты необходимые для работы.
Удивительный мир чисел
История развития числа. Числа великаны. Десятичная система счисления. Знакомство с другими системами счисления.
Логика в математике
Разбор и решение задач, которые учат рассуждать. Способы и методы рассуждений. Математические софизмы и их роль в развитии математики. Разбор софизмов.
Геометрия
История возникновения и развития геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Работа с понятием «площадь», «объем». Простейшие многогранники. Развитие «геометрического зрения».
Алгебра
Решение текстовых задач. Работа с текстом задачи, составление схемы для решения, краткая запись условия задачи.
Математические развлечения
Занимательная математика: игры, ребусы, кроссворды, шарады и т.д. Участие во внеклассных мероприятиях (олимпиада, Ломоносовская неделя)
Литература
Волина, В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей: кн. для учителей и родителей / В.В. Волина. – М.: Знание, 1992.
Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер; сокр. пер. с англ. В.С. Бермана; под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1987.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Лебединцева, Е.А. Математика 5 класс, Тетради № 1, 2: задания для обучения и развития учащихся (дополнение к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика 5 класс») / Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова, - М.: Интеллект-Центр, 2007.
Математика. 5 класс: учеб. для образоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 – 159 с. - (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. -(Стандарты второго поколения).
Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учрежд. / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2006.
Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учрежд./ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы
Математика: учеб.-метод.газ. – М.: ИД»Первое сентября»,1999, 2003, 2004. – Режим доступа: http://mat.1september.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: www.school-collection.edu.ru
Методика игровой педагогики. - Режим доступа: http://summercamp.ru
Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа: http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
Оборудование
Набор геометрических фигур.
Компьютер, мультимедиапроектор.
Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.