kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "В царстве смекалки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана мною и реализована в учебном процессе. Элективный курс "В царстве смекалки" создаёт дополнительные возможности для формирования методологических и коммуникативных качеств обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к математике и мотивации. Программа базируется на системно-деятельностном подходе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В царстве смекалки". »

Программа элективного курса для обучающихся 5 класса

« В царстве смекалки».

Автор: Кочемазова С.Н.



Пояснительная записка.





Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «В царстве смекалки», являются:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования;

  • Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ № 3;

  • Локальные акты МАОУ СОШ № 3, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного стандарта.

Использованы методические пособия:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Программа базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа внеурочной деятельности «В царстве смекалки» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а так же креативных качеств (вдохновенность¸ гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы задач у пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение.

Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а так же совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью решения различных математических задач.

Задачи:

  1. Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

  2. Развить познавательный интерес.

  3. Способствовать приобретению навыков работы с различными чертежными инструментами.

  4. Способствовать развитию умения создавать абстрактные геометрические фигуры исходя из опыта наблюдений.

  5. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.

Форма организации: электив для учащихся 5 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 35 часов.

Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, в СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а так же старшие учащиеся.









Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  • мотивация деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

  • развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

  • формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;

  • развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  • развитие умения анализировать задачу и использовать схематическую запись условия;

  • развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • совершенствование вычислительных навыков;

  • формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.



Достичь панируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые технологии.

Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умения самостоятельно определять и высказывать самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельностью (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.



Система оценки освоения программы


Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

- письменные и устные проверочные работы;

- практические и творческие работы;

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств).

Программа поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», предметных олимпиад «Олимпус».





Тематическое планирование

Тема

часы

1. Вводное занятие

1

2. Удивительный мир чисел

  • Числовые головоломки

  • Много ли это? (большие числа)

  • Угры с числами и предметами

  • Угадывание чисел

  • Расшифруйте (восстановите запись)

  • Магические квадраты

  • Системы счисления

  • Арифметическая викторина

8

1

1

1

1

1

1

1

1

3. Логика в математике

  • Старинные истории и задачи

  • Забавные исчезновения

  • Остроумный дележ

  • Затруднительные положения

  • Решение задач с конца

  • Переправы и разъезды

  • Упражнения со спичками

  • Задачи-шутки, задачи-загадки

  • Математические софизмы

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4. Геометрия

  • Простейшие геометрические фигуры на плоскости

  • Задачи на разрезание и складывание фигур

  • Упражнения с куском бумаги

  • Вычисление площадей

  • Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранники)

  • Развертка куба, параллелепипеда

  • Вычисление площади боковой поверхности и объема (куб, параллелепипед)

  • Геометрические головоломки

  • Геометрическая викторина

9

1

1

1

1

1

1


1

1

1

5. Алгебра

  • Решение задач на части

  • Три основные задачи на дроби и проценты

  • Решение задач с помощью уравнений

5

1

2

2

6. Математические развлечения

  • Математические игры

  • Ребусы, кроссворды

  • Викторина

3

1

1

1



Содержание программы

Вводное занятие

Организационные вопросы. Цели и задачи курса. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты необходимые для работы.

Удивительный мир чисел

История развития числа. Числа великаны. Десятичная система счисления. Знакомство с другими системами счисления.

Логика в математике

Разбор и решение задач, которые учат рассуждать. Способы и методы рассуждений. Математические софизмы и их роль в развитии математики. Разбор софизмов.

Геометрия

История возникновения и развития геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Работа с понятием «площадь», «объем». Простейшие многогранники. Развитие «геометрического зрения».

Алгебра

Решение текстовых задач. Работа с текстом задачи, составление схемы для решения, краткая запись условия задачи.

Математические развлечения

Занимательная математика: игры, ребусы, кроссворды, шарады и т.д. Участие во внеклассных мероприятиях (олимпиада, Ломоносовская неделя)
















Литература

  1. Волина, В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей: кн. для учителей и родителей / В.В. Волина. – М.: Знание, 1992.

  2. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер; сокр. пер. с англ. В.С. Бермана; под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1987.

  3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Лебединцева, Е.А. Математика 5 класс, Тетради № 1, 2: задания для обучения и развития учащихся (дополнение к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика 5 класс») / Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова, - М.: Интеллект-Центр, 2007.

  5. Математика. 5 класс: учеб. для образоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2010.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 – 159 с. - (Стандарты второго поколения).

  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. -(Стандарты второго поколения).

  10. Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учрежд. / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2006.

  11. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учрежд./ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.



Интернет-ресурсы

  1. Математика: учеб.-метод.газ. – М.: ИД»Первое сентября»,1999, 2003, 2004. – Режим доступа: http://mat.1september.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: www.school-collection.edu.ru

  3. Методика игровой педагогики. - Режим доступа: http://summercamp.ru

  4. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа: http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html



Оборудование

  1. Набор геометрических фигур.

  2. Компьютер, мультимедиапроектор.

  3. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.

  4. Подборка ЦОР.

  5. Плакаты с игровыми ситуациями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса "В царстве смекалки".

Автор: Кочемазова Светлана Николаевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства