Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС
Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС
Целью программы учебно-исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 5-х классов является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС»
Шаева Т.И.
Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС
1. Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Социальный заказ современного общества основывается на практическом применении компетентностного подхода в образовании, основным результатом которого является развитие личности, способной самостоятельно решать проблемы в разных видах деятельности на основе использования личностно принятого и освоенного социального опыта.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Целью программы учебно-исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 5-х классов является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-- содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
Концепция программы основана на необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов основных участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей и педагогов. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов сформирована в виде системы мероприятий, предполагающих творческую деятельность ( турнир «Компьютерный эрудит», конкурс компьютерного рисунка, олимпиада по ИКТ, чемпионат по поиску информации в Интернет), а также как совокупность проектов выстроенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов:
Проект «История письменности».
Проект «Самая необходимая буква в алфавите».
Проект «Моя родословная».
Проект «Тайна имени и фамилии»
Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия».
Проект «Создаем сказку».
Проект «Пресс-центр».
Формы и методы исследовательской деятельности:
исследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
Метапредметные умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов и фраз;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
3. Содержание, средства и условия реализации программы
. Системы мероприятий, предполагающих творческую деятельность
. Турнир «Компьютерный эрудит»
Цель: усиление мотивации и повышение интереса обучающихся к изучению ИКТ.
Задачи:
развитие познавательных интересов и творческих способностей средствами ИКТ;
развитие умений эффективного использования ИКТ в различных видах деятельности;
профессиональная ориентация обучающихся.
4. Конкурс компьютерного рисунка
Цель: формирование общей информационной культуры обучающихся.
Задачи:
развитие творческих способностей обучающихся;
развитие компетентности при использования компьютерных технологий в области графики.
5. Олимпиада по ИКТ
Цель: создание необходимых условий для выявления одарённых в области информатики и ИКТ детей.
Задачи:
выявление и развитие творческих способностей, познавательного интереса школьников к изучению информатики и ИКТ;
развитие у обучающихся интереса к освоению современных программных средств и использованию средств информационных технологий для решения учебных, творческих и практических задач;
развитие ИКТ-компетентности обучающихся.
6. Чемпионат по поиску информации в Интернет
Цель: пропаганда Интернет-ресурсов как информационно-образовательного, развивающего и общекультурного пространства для современного человека.
Задачи: выявление обучающихся, умеющих использовать Интернет для решения учебно-практических задач и самообразования;
повышение компьютерной грамотности и информационной культуры в работе с сетевыми ресурсами.
7. Проектная деятельность с ИКТ поддержкой . Проект «История письменности»
Цели:
углубить у обучающихся представление о развитии письменности у разных народов, хранении информации и древних носителях информации;
способствовать к формированию информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, культуроведческой и социальной компетенций обучающихся.
Задачи проекта:
формирование интереса к культуре и традициям разных народов;
использование межпредметных связей: информатики, истории, русского языка для повышения мотивации к изучению данных предметов.
8. Проект «Самая необходимая буква в алфавите»
Цель: помочь учащимся усвоить принцип расположения русских букв на клавиатуре.
Задачи проекта:
овладение способами исследовательской деятельности, приобрести опыт поиска, систематизации, анализа;
развитие познавательной активности, наблюдательности, самостоятельности, креативного мышления, коммуникативных навыков.
9. Проект «Моя родословная»
Цели:
развивать интерес к истории своих предков, своей родословной;
развивать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
способствовать созданию дополнительных условий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, развитию интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
формирование умений записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями;
создание генеалогического древа каждого ученика;
способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи;
развитие общей культуры личности, стремления к самообразованию.
10. Проект «Тайна имени и фамилии. Цели:
исследовать и проанализировать значение имён и фамилий;
воспитывать уважительное отношение к традициям в семье, любовь к истории языка, слова;
способствовать развитию мышления и познавательных интересов школьников;
совершенствовать навыки обработки и представления информации средствами ИКТ.
Задачи:
собрать информацию об именах и фамилиях одноклассников и учащихся других классов одноименных параллелей;
собрать информацию об истории имён и происхождении фамилий учащихся основной школы;
выявить наиболее популярные и достаточно редкие имена и фамилии учащихся основной школы.
11. Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия»
Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению через коллективную проектную деятельность.
Задачи:
расширить знания о мире профессий, возможности подготовки к ним;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обеспечение условий для накопления и отработки навыков публичных выступлений, дискуссий , защиты и презентаций - результатов деятельности.
12. Проект «Создаем сказку»
Цель: стимулирование способностей к самостоятельному и коллективному творчеству.
Задачи:
выявление и «поддержка» наиболее талантливых детей;
обеспечение условий для создания и презентации творческого индивидуального или коллективного продукта (видеоролика, мультипликационного фильма и др.);
13. Проект «Пресс-центр»
Цели:
создание единого информационного пространства школы;
формирование навыков работы в информационном пространстве;
информационное обеспечение всех других проектов.
Задачи:
освоение элементарных основ журналистской работы, операторского мастерства, элементов режиссуры, опыта работы диктора и телеведущего;
обеспечение «ситуации успеха» для всех учеников школы, выявление, развитие и совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.
Реализация программы осуществляется в процессе учебной деятельности, в рамках деятельности мультимедийной студии «Радуга», в ходе проведения «Недели информатики» и других внеурочных мероприятий.