kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы учебно-исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 5-х классов является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС»

Шаева Т.И.

Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов в рамках ФГОС

1.​ Пояснительная записка

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Социальный заказ современного общества основывается на практическом применении компетентностного подхода в образовании, основным результатом которого является развитие личности, способной самостоятельно решать проблемы в разных видах деятельности на основе использования личностно принятого и освоенного социального опыта.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Целью программы учебно-исследовательской и проектной деятельности для обучающихся 5-х классов является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:

--​ содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

​ формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

​ стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

​ поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

​ развивать организационно-коммуникационные навыки;

​ развивать познавательные способности;

​ развивать творческое воображение.

2.​ Концептуальная основа программы

Концепция программы основана на необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов основных участников образовательного процесса – обучающихся, их родителей и педагогов. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности для учащихся 5-х классов сформирована в виде системы мероприятий, предполагающих творческую деятельность ( турнир «Компьютерный эрудит», конкурс компьютерного рисунка, олимпиада по ИКТ, чемпионат по поиску информации в Интернет), а также как совокупность проектов выстроенных для достижения обозначенных выше задач в рамках имеющихся ресурсов:

​ Проект «История письменности».

​ Проект «Самая необходимая буква в алфавите».

​ Проект «Моя родословная».

​ Проект «Тайна имени и фамилии»

Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия».

​ Проект «Создаем сказку».

​ Проект «Пресс-центр».

Формы и методы исследовательской деятельности:

​ исследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

​ эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия).

Метапредметные умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

 а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; 

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; 

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; 

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов и фраз; 

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

3.​ Содержание, средства и условия реализации программы

. Системы мероприятий, предполагающих творческую деятельность

. Турнир «Компьютерный эрудит»

Цель: усиление мотивации и повышение интереса обучающихся к изучению ИКТ.

Задачи:

​ развитие познавательных интересов и творческих способностей средствами ИКТ;

​ развитие умений эффективного использования ИКТ в различных видах деятельности;

​ профессиональная ориентация обучающихся.

4. Конкурс компьютерного рисунка

Цель: формирование общей информационной культуры обучающихся.

Задачи:

​ развитие творческих способностей обучающихся;

​ развитие компетентности при использования компьютерных технологий в области графики.

5. Олимпиада по ИКТ

Цель: создание необходимых условий для выявления одарённых в области информатики и ИКТ детей.

Задачи:

​ выявление и развитие творческих способностей, познавательного интереса школьников к изучению информатики и ИКТ;

​ развитие у обучающихся интереса к освоению современных программных средств и использованию средств информационных технологий для решения учебных, творческих и практических задач;

​ развитие ИКТ-компетентности обучающихся.

6. Чемпионат по поиску информации в Интернет

Цель: пропаганда Интернет-ресурсов как информационно-образовательного, развивающего и общекультурного пространства для современного человека.

Задачи: ​ выявление обучающихся, умеющих использовать Интернет для решения учебно-практических задач и самообразования;

​ повышение компьютерной грамотности и информационной культуры в работе с сетевыми ресурсами.

7. Проектная деятельность с ИКТ поддержкой . Проект «История письменности»

Цели:

​ углубить у обучающихся представление о развитии письменности у разных народов, хранении информации и древних носителях информации;

​ способствовать к формированию информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, культуроведческой и социальной компетенций обучающихся.

Задачи проекта:

​ формирование интереса к культуре и традициям разных народов;

​ использование межпредметных связей: информатики, истории, русского языка для повышения мотивации к изучению данных предметов.

8. Проект «Самая необходимая буква в алфавите»

Цель: помочь учащимся усвоить принцип расположения русских букв на клавиатуре.

Задачи проекта:

​ овладение способами исследовательской деятельности, приобрести опыт поиска, систематизации, анализа;

​ развитие познавательной активности, наблюдательности, самостоятельности, креативного мышления, коммуникативных навыков.

9. Проект «Моя родословная»

Цели:

​ развивать интерес к истории своих предков, своей родословной;

​ развивать развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

​ способствовать созданию дополнительных условий для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, развитию интереса к научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

​ формирование умений записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, работать с фотографиями, семейными реликвиями;

​ создание генеалогического древа каждого ученика;

​ способствовать более близкому общению членов семьи, укреплению духовных ценностей семьи;

​ развитие общей культуры личности, стремления к самообразованию.

10. Проект «Тайна имени и фамилии. Цели:

​ исследовать и проанализировать значение имён и фамилий;

​ воспитывать уважительное отношение к традициям в семье, любовь к истории языка, слова;

​ способствовать развитию мышления и познавательных интересов школьников;

​ совершенствовать навыки обработки и представления информации средствами ИКТ.

Задачи:

​ собрать информацию об именах и фамилиях одноклассников и учащихся других классов одноименных параллелей;

​ собрать информацию об истории имён и происхождении фамилий учащихся основной школы;

​ выявить наиболее популярные и достаточно редкие имена и фамилии учащихся основной школы.

11. Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия»

Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению через коллективную проектную деятельность.

Задачи:

​ расширить знания о мире профессий, возможности подготовки к ним;

​ обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям обучающихся;

​ сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

​ обеспечение условий для накопления и отработки навыков публичных выступлений, дискуссий , защиты и презентаций - результатов деятельности.

12. Проект «Создаем сказку»

Цель: стимулирование способностей к самостоятельному и коллективному творчеству.

Задачи:

​ выявление и «поддержка» наиболее талантливых детей;

​ обеспечение условий для создания и презентации творческого индивидуального или коллективного продукта (видеоролика, мультипликационного фильма и др.);

13. Проект «Пресс-центр»

Цели:

​ создание единого информационного пространства школы;

​ формирование навыков работы в информационном пространстве;

​ информационное обеспечение всех других проектов.

Задачи:

​  освоение элементарных основ журналистской работы, операторского мастерства, элементов режиссуры, опыта работы диктора и телеведущего;

​ обеспечение «ситуации успеха» для всех учеников школы, выявление, развитие и совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.

Реализация программы осуществляется в процессе учебной деятельности, в рамках деятельности мультимедийной студии «Радуга», в ходе проведения «Недели информатики» и других внеурочных мероприятий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шаева Татьяна Ильинична

Дата: 24.02.2018

Номер свидетельства: 459367

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства