Пояснительная записка к рабочей программе к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд
Пояснительная записка к рабочей программе к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК:
1. Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2011.
2. Жохов В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и др. / В.И. Жохов. - М.: Мнемозина. 2008.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе к учебнику «Математика», 6 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд »
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК:
1. Виленкин Н. Я. Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина. 2011.
2. Жохов В. И. Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала / В. И. Жохов. - М.: Мнемозина, 2011.
3. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и др. / В.И. Жохов. - М.: Мнемозина. 2008.
Рабочая программа рассчитана на 210 часов, 6 часов в неделю, 35 учебных недель.
Изучение математике на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средств моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитаниекультуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основныетипы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Формы контроля:текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы. В течение года планируется провести 15 контрольных работ.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Учебно-тематическое планирование по математике 6 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Повторение курса математики 5 класса.
3
1
Делимость чисел.
23
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
25
3
Умножение и деление обыкновенных дробей.
37
4
Отношения и пропорции.
23
5
Положительные и отрицательные числа.
17
6
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
13
7
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
14
8
Решение уравнений.
16
9
Координаты на плоскости.
11
10
Комбинаторика. Статистика.
8
11
Итоговое повторение. Решение задач.
20
Итого
210
Для проведения самостоятельных работ используется Дидактический материал по математике 6 класс / А. С Чесноков и др.- М.: Просвещение, 2008 г.
Для проведения контрольных работ используется материал из газеты «Математика» (приложение к газете «Первое сентября») № 27/2002, 12-23/2003.
Содержание тем учебного курса
1. Делимость чисел 23 ч.
Делители и кратные. Признаки делимости на 10, на 5, и на 2. Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
определение кратного и делителя натурального числа;
признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
определение простых и составных чисел;
определение наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного и взаимно простых чисел.
Уметь
находить делители и кратные натуральных чисел;
узнавать по записи натурального числа делиться ли оно без остатка на 2, на 3, на 5, на 9, на 10;
раскладывать числа на простые множители;
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух и более чисел.
После изучения темы «Делимость чисел» проводится контрольная работа №1.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями 25 ч.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел.
В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать
основное свойство дроби;
определение несократимой дроби и сокращением дробей;
алгоритм приведения дробей к общему знаменателю;
правила сравнения, сложения, вычитания дробей с разными знаменателями, сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь
сокращать дроби;
находить дополнительный множитель к дроби, приводить дроби к общему знаменателю;
сравнивать, складывать, вычитать дроби с разными знаменателями;
складывать и вычитать смешанные числа.
В ходе изучения темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» проводятся контрольные работы № 2 и № 3.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей 37 ч.
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
правила умножения на натуральное число, двух дробей;
свойства умножения дробей;
правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби;
определение взаимно обратных чисел;
определение дробных выражений.
Уметь
умножать дробь на натуральное число и дробь на дробь;
применять распределительное свойство умножения при нахождении значений выражений;
записывать числа обратные дроби, натуральному числу, смешанному числу;
выполнять деление смешанных чисел;
находить дроби от числа и числа по его дроби.
После изучения темы «Умножение обыкновенных дробей» проводится контрольная работа № 4, после изучения темы «Деление обыкновенных дробей» - контрольная работа № 5, после изучения темы «Дробные выражения» - контрольная работа № 6.
4. Отношения и пропорции 23 ч.
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
определение отношений, пропорции;
названия членов пропорции;
формулировку основного свойства пропорции;
определения прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин;
что такое масштаб;
формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
определения радиуса шара, диаметра шара, сферы.
Уметь
находить, какую часть одно число составляет от другого, сколько процентов одно число составляет от другого;
применять основное свойство пропорции при решении задач и уравнений;
приводить примеры прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин;
находить по формулам площадь круга и длину окружности.
В ходе изучения темы «Отношения и пропорции» проводятся контрольные работы № 7 и № 8.
5. Положительные и отрицательные числа 17 ч.
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
определения координатной прямой, координаты точки на прямой;
какие числа называются противоположными, целыми;
определение модуля числа и его обозначение;
алгоритм сравнения положительных и отрицательных чисел;
Уметь
отмечать точки с заданными координатами на горизонтальных и вертикальных прямых;
После изучения темы «Положительные и отрицательные числа» проводится контрольная работа № 9.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел 13 ч.
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
алгоритм сложения чисел с помощью координатной прямой;
правила сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
что означает вычитание отрицательных чисел и каким действием можно заменить вычитание одного числа из другого.
Уметь
складывать числа с помощью координатной прямой;
выполнять сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
вычитать из данного числа другое число.
После изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» проводится контрольная работа № 10.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел 14 ч.
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
правило умножения двух чисел с разными знаками и двух отрицательных чисел;
правило деления отрицательного числа на отрицательное и правило деления чисел, имеющих разные знаки;
определение рациональных чисел;
свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Уметь
умножать числа с разными знаками и отрицательные числа;
делить отрицательное число на отрицательное;
делить числа с разными знаками;
представлять рациональное число в виде десятичной дроби, либо в виде периодической дроби;
применять свойства действий с рациональными числами при нахождении значений выражений.
После изучения темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» проводится контрольная работа № 11.
8. Решение уравнений 16 ч.
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
В ходе изучения темы обучающиеся должны:
Знать
правила раскрытия скобок;
определение числового коэффициентом выражения;
определение подобных слагаемых;
алгоритм решения линейных уравнений.
Уметь
упрощать выражения с применением правил раскрытия скобок;
уметь приводить подобные слагаемые;
решать линейные уравнения.
После изучения темы «Подобные слагаемые» проводится контрольная работа № 12, а после изучения темы «Решение уравнений» проводится контрольная работа № 13.
определения перпендикулярных и параллельных прямых;
определение координатной плоскости, осей абсцисс и ординат.
Уметь
строить перпендикулярные и параллельные прямые с помощью чертёжного треугольника и транспортира;
изображать точки с заданными координатами на координатной плоскости;
определять координаты точки;
строить столбчатые диаграммы;
строить простейшие графики.
После изучения темы «Координаты на плоскости» проводится контрольная работа № 14.
10. Множества и комбинаторика 8ч.
Множество. Элементы множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
В ходе изучения темы обучающиеся должны
Знать:
понятия множества, элементы множества, подмножества;
определения объединения, пересечения множеств, правило умножения.
Уметь:
приводить примеры множеств;
находить объединение и пересечение множеств;
решать простейшие комбинаторные задачи.
11. Итоговое повторение. Решение задач 20ч.
Повторение и систематизация знаний полученных в течение учебного года.
После повторения изученного материала проводится итоговая контрольная работа № 15.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
решать линейные уравнения;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.
Геометрия
уметь
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать изученные геометрические фигуры;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
распознавания логически некорректных рассуждений;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
Литература
Виленкин Н. Я.Математика. 6 класс: учебник / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, Л.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд - М.: Мнемозина. 2010.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: книга для учащихся 5-6 классов.
Жохов В.И.Математика. 5-6 классы. Программа. Планирование учебного материала. - М.: Мнемозина, 2011.
Жохов В.И.Преподавание математики в 5 и 6 классах: методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина И.Я. и др. - М.: Мнемозина, 2008.
Математические диктанты. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов, И.М. Митяева. - М.: Мнемозина, 2011.
Математический тренажер. 6 класс: пособие для учителей и учащихся / В.И. Жохов, В.Н. Погодин. - М.: Мнемозина, 2011.
Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся / В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. - М.; Мнемозина, 2011.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. Пособие для учащихся 7-9 классов. – М.: Просвещение, 2003.
Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 429 с.
Рудницкая В.И. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1: учебное пособие для образовательных учреждений / В.Н. Рудницкая - М.: Мнемозина, 2011