Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.05.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова-М: «Просвещение», 2009. -с. 50-54), к учебному предмету «Алгебра 9 класс» (авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. ) без изменений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Планирование по апгебре 9 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА
на заседании методического объединения учителей
обществоведческих дисциплин
МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
Протокол
от «_» ___20__ г.
№ ____
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
_____________ Ф.И.О.
«___» ____ 20__ г.
.
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
Протокол
от «__» ____20___ г.
№ ____
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ № 12 с УИОП»
______ Ф.И.О.
Приказ № _____
«__» _____20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
Бурцевой Ирины Анатольевны
9 класс (базовый уровень)
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.05.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы составитель Т.А. Бурмистрова-М: «Просвещение», 2009. -с. 50-54), к учебному предмету «Алгебра 9 класс» (авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. ) без изменений.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:
Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 ч в неделю). В рабочей программе предусмотрено 8 контрольных работ.
Изучение учебного курса направлено на достижение следующих целей:
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 9-го класса продолжается систематизация и расширение сведений о функциях.
Важное место занимает изучение квадратичных функций и их свойств, а также частных видов: . Формируются умения решать неравенства вида: которые опираются на сведения о графике квадратичной функции. На этапе 9-го класса завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной.
Дается понятие целого рационального уравнения и его степени. Особое внимание уделяется решению уравнений третьей и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной, что широко используется в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений. Рассматриваются системы, содержащие уравнения второй степени с двумя неизвестными.
Даются первые знания об арифметической и геометрической прогрессиях, как о частных видах последовательностей. Изучая формулу нахождения суммы первых членов арифметической прогрессии и формулу суммы первых членов геометрической прогрессии , целесообразно уделить внимание заданиям, связанным с непосредственным применением этих формул.
Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 102 часа в учебный год. Из них контрольных работ 11 часов, которые распределены по разделам следующим образом: вводная – 1 час, «Квадратичная функция» - 2 часа, «Уравнения и неравенства» - 2 часа, «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 2 часа, «Элементы комбинаторики» -1 час, 2 часа отведены на итоговую административную контрольную работу и 1 час – за полугодие.
Для более широкого и глубокого знакомства с математикой введен курс «Элементы статистики и теории вероятностей» в количестве 5 часов. На этом этапе продолжается решение задач путем перебора возможных вариантов, изучается статистический подход к понятию вероятности. Формируются умения вычислять вероятности с помощью формул комбинаторики. Особое внимание уделяется правилу сложения и умножения вероятностей.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 9-го класса учащиеся:
должны уметь
строить график квадратичной функции; находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств;
бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни;
решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, используя приемы и формулы для решения различных видов квадратных уравнений, графический способ решения уравнений;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
интерпретации результата решения задач.
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
Содержание обучения
Глава 1. Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Степенная функция..
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + bх + с0 и ах2 + bх + с, где а0.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14 часов)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель: выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Глава 4. Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся спонятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
6. Повторение(21 час)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы
Тематическое планирование по алгебре в 9 классе
Автор учебника: Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
3 часа в неделю, всего 102 часа.
№ урока
№ урока по теме
Содержание материала
Номер пункта
Тип учебного занятия
Примерные сроки
Подготовка к ГИА
Глава I. Квадратичная функция 22 часа
§1.Функции и их свойства. 5 часов
1
1
Функция. Область определения и область значений функции
п.1
1 ИНМ
ВК2
2
2
Функция. Область определения и область значений функции
п.1
УЗ
3
3
Свойства функций
п.2
ИНМ
4
4
Свойства функций
п.2
ЗПЗ
5
5
Свойства функций
п.2
УЗ
Ч.1.13
§2. Квадратный трехчлен. 5 часов
6
1
Квадратный трехчлен и его корни
п.3
ИНМ
7
2
Разложение квадратного трехчлена на множители
п.4
ИНМ
8
3
Разложение квадратного трехчлена на множители
п.4
УЗ
9
4
Решение задач. Квадратный трехчлен и его корни.
п.3, 4
ОСМ
Ч.1.4
10
5
Контрольная работа № 1 по теме: «Свойства функций. Квадратный трехчлен»
КЗ
§3. Квадратичная функция и её график. 8 часов
11
1
Функция у= ах2, её график и свойства
п.5
ИНМ
12
2
Функция у= ах2, её график и свойства
п.5
УЗ
13
3
Графики функций у = ах2 + n и
у = а(х – m)2
п.6
ИНМ
14
4
Графики функций у = ах2 + n и
у = а(х – m)2
п.6
УЗ
15
5
Графики функций у = ах2 + n и
у = а(х – m)2
п.6
ОСМ
16
6
Построение графика квадратичной функции
п.7
ИНМ
17
7
Построение графика квадратичной функции
п.7
УЗ
18
8
Квадратичная функция и её график. Самостоятельная работа
КТ
Ч.2.17
§4. Степенная функция. Корень n –й степени. 4 часа
19
1
Функция у = хn
п.8
ИНМ
20
2
Корень n –й степени
п.9
ИНМ
21
3
Корень n –й степени
п.9
УЗ
22
4
Контрольная работа № 2 по теме: «Степенная функция. Корень n –й степени»
КЗ
Глава II. Уравнения и неравенства с одной переменной 14 часов
§5. Уравнения с одной переменной. 8 часов
23
1
Дробно-линейная функция и ее график
п.10
ИНМ
24
2
Дробно-линейная функция и ее график
п.10
УЗ
25
3
Степень с рациональным показателем
п.11
ИНМ
26
4
Степень с рациональным показателем
п.11
УЗ
27
5
Целое уравнение и его корни
п.12
ИНМ
28
6
Целое уравнение и его корни
п.12
УЗ
29
7
Дробные рациональные уравнения
п.13
ИНМ
Ч.1.13
30
8
Дробные рациональные уравнения
п.13
УЗ
§6. Неравенства с одной переменной.
6 часов
31
1
Решение неравенств второй степени с одной переменной
п.14
ИНМ
32
2
Решение неравенств второй степени с одной переменной
п.14
УЗ
33
3
Решение неравенств методом интервалов
п.15
ИНМ
34
4
Решение неравенств методом интервалов
п.15
УЗ
35
5
Самостоятельная работа. Решение уравнений и неравенств.
п.10-15
ОСМ
Ч.1.13
36
6
Контрольная работа № 3 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»
КЗ
Глава III. Уравнения и неравенства с двумя переменными 17 часов
§7. Уравнения с двумя переменными и их системы. 12 часов
37
1
Уравнение с двумя переменными и его график
п.17
ИНМ
38
2
Уравнение с двумя переменными и его график
п.17
УЗ
39
3
Графический способ решения систем уравнений
п.18
ИНМ
40
4
Графический способ решения систем уравнений
п.18
УЗ
41
5
Графический способ решения систем уравнений Самостоятельная работа
п.17, 18
ОСМ
Ч.1.11
42
6
Решение систем уравнений второй степени
п.19
ИНМ
43
7
Решение систем уравнений второй степени
п.19
УЗ
44
8
Решение систем уравнений второй степени
п.19
УКПЗ
45
9
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени
п.20
ИНМ
46
10
Решение систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа.
п.19, 20
УЗ
Ч.1.11
47
11
Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Подготовка к контрольной работе
п.17 – 20
УКПЗ
48
12
Контрольная работа № 4 по теме: «Уравнения с двумя переменными и их системы»
КЗ
§8. Неравенства с двумя переменными и их системы. 5 часов
49
1
Неравенства с двумя переменными
п.21
ИНМ
50
2
Неравенства с двумя переменными
п.21
УЗ
51
3
Системы неравенств с двумя переменными
п.22
ИНМ
52
4
Системы неравенств с двумя переменными
п.22
УЗ
53
5
Контрольная работа № 5 по теме: «Неравенства с двумя переменными и их системы»
КЗ
Глава IV. Арифметическая и геометрическая прогрессии. 15 часов
§9. Арифметическая прогрессия.
8 часов
54
1
Последовательности
п.24
ИНМ
55
2
Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии
п.25
ИНМ
56
3
Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии
п.25
ЗПЗ
57
4
Определение арифметической прогрессии. Формула n- го члена арифметической прогрессии. Самостоятельная работа
п.25
УЗ
58
5
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии
п.26
ИНМ
59
6
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии
п.26
УЗ
60
7
Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. Подготовка к контрольной работе.
п.24-26
ОСМ
Ч.1.14
61
8
Контрольная работа № 7 по теме: «Арифметическая прогрессия»
КЗ
§10. Геометрическая прогрессия.
7 часов
62
1
Определение геометрической прогрессии. Формула n- го члена геометрической прогрессии.
п.27
ИНМ
63
2
Определение геометрической прогрессии. Формула n- го члена геометрической прогрессии.
п.27
УЗ
64
3
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии
п.28
ИНМ
65
4
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии
п.28
УЗ
66
5
Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Самостоятельная работа
§12. Начальные сведения из теории вероятностей. 4 часа
78
1
Относительная частота случайного события
34
ИНМ
79
2
Вероятность равновозможных событий
35
ИНМ
80
3
Вероятность равновозможных событий
35
УЗ
81
4
Контрольная работа № 8 по теме: «Элементы комбинаторики»
п.30-35
КЗ
Повторение 21 час
82
1
Функции и их свойства
§1
ПМ
83
2
Функции и их свойства
§1
ППМ
84
3
Квадратный трёхчлен
§2
ПМ
85
4
Квадратный трёхчлен
§2
ППМ
Ч.2.18
86
5
Квадратичная функция и её график
§3
ПМ
87
6
Квадратичная функция и её график
§3
ППМ
88
7
Построение графика квадратичной функции
§3
ПМ
Ч.2.17
89
8
Степенная функция. Корень n –й степени
§4
ПМ
90
9
Уравнения с одной переменной
§5
ПМ
Ч.1.9
91
10
Уравнения с одной переменной
§5
ППМ
92
11
Неравенства с одной переменной
§6
ПМ
93
12
Неравенства с одной переменной
§6
ППМ
Ч.1.13
94
13
Уравнение с двумя переменными и его график
§7
ПМ
95
14
Графический способ решения систем уравнений
§7
ПМ
Ч.1.10
96
15
Решение систем уравнений второй степени
§7
ПМ
97
16
Неравенства с двумя переменными
§8
ПМ
98
17
Неравенства с двумя переменными
§8
ПМ
99
18
Системы неравенств с двумя переменными
§8
ПМ
Ч.1.11
100
19
Прогрессии
§9,10
ПМ
Ч.2.19
101-102
20-21
Итоговая контрольная работа
КЗ
1Условные обозначения: ИНМ - изучение нового материала; ЗПЗ – закрепление первичных знаний; УКПЗ – урок комплексного применения знаний; КЗ – контроль знаний; УЗ – урок закрепления; ОСМ – урок обобщения и систематизации знаний; ПМ – повторение материала по теме.
2Условные обозначения: П – повторение пройденного ранее материала; ППМ – повторение пройденного материала; ВК – входной контроль знаний учащихся за прошлый учебный год (15-20 минут); КТ – контроль знаний в форме теста (5-20 минут).
Формы и средства контроля
Для проведения контрольных работ используется учебно-методическое пособие: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс. – М: Просвещение, 2009.
Учебно-методические средства обучения
Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования (с остекленной средней частью)
Д
7.4
Стенд экспозиционный
Д
7.5
Ящики для хранения таблиц
Д
7.6
Штатив для таблиц
Д
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование для оснащения кабинета математики части указанных технических средств рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К– полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).