Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного урока в 5 классе по теме: "Нахождение площади прямоугольника"»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Нахождение площади прямоугольника
ФИО (полностью)
Бурцева Ксения Вячеславовна
Место работы
МБОУ лицей № 22 г. Орла
Должность
учитель математики
Предмет
математика
Класс
5
Тема урока
Нахождение площади прямоугольника
Цель урока: сформировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площадипрямоугольника и его использованием при решении различных задач.
Планируемые результаты: учащиесянаучатся находить площадь прямоугольника; находить площади сложных фигур; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определениепонятия «площадь прямоугольника»; вычислять площадь сложной фигуры, разбивая её на части.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные;по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; самостоятельно определяют тему, цели урока; работают с текстом; работают с технологической картой при выполнении заданий; отвечают на вопросы; решают самостоятельно задачи; оценивают себя и друг друга.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Девиз нашегосегодняшнегоурока:«В математику тропинки одолеем без запинки»
На столах у вас лежат карточки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих карточках. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Если задание будет выполнено верно, то приклейте наклейку со знаком «+».
Учащиеся слушают учителя, они готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой.
II . Актуализация знаний. Мотивационная деятельность учащихся.
1.Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, начнем урок с устного счета. Решите устно пример. Найдите в таблице ответ и ему соответствующую букву, назовите букву. Если вы правильно решили все примеры, то в конце игры можно будет прочитать предложение (задание № 1 в технологический карте).
2. Мотивация
Что такое «Книга сошного письма»?
Это исконно русское руководство, которое излагало приёмы измерения площадей земельных участков. Книга вышла в России в 1629 году. В ней описывались формулы для вычисления площадей прямоугольников и квадратов, которыми мы пользуемся до сих пор. Название произошло от древнерусской единицы измерения площади – соха. Это количество земли, которую обрабатывает 1 пахарь с одной лошадью (в зависимости от качества земли 500-1200 четвертей).
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
Какой формы чаще всего бывают земельные участки? Какова тема нашего урока?
Сегодня мы попробуем себя в роли древнерусских землемеров.
Сейчас я расскажу вам какими единицами измерения площади пользовались в древней Руси:
Соха – количество земли, которую обрабатывает 1 пахарь с одной лошадью (в зависимости от качества земли 500-1200 четвертей).
Кадь – площадь для засева 24 пудов ржи (2 га).
Десятина – половина кади (1 га).
Четверть – одна четвертая часть кади (половина га - 5000 кв. м).
Копна – площадь луга, с которой можно скосить копну сена (около 1000 кв. м).
Давайте вспомним правило для нахождения площади прямоугольника.
1. Учащиеся решают примеры и составляют предложение.
88:8=11
50-43=7
33=9
48:12=4
21:3=7
0789=0
60:10=6
66:33=2
44-33=11
400:40=10
32:4=8
7000:1000=7
Е
И
М
Н
О
П
С
Ш
Ь
0
2
8
4
7
6
11
9
10
(сошное письмо)
Находить площади земельных участков. Форму прямоугольника.
Формулируют тему урока: «Нахождение площади прямоугольника».
Чтобы найти площадь прямоугольника нужно перемножить его длину и ширину.
III. Первичное усвоение новых знаний.
И первым делом мы с вами решим задачу на нахождение площади прямоугольного земельного участка. Длины сторон 400 и 600 м (задание № 2 в технологический карте).
Полученную площадь выразим в четвертях.
1.Решают задачу на нахождение площади.
S=600*400=240000 (кв. м)
Четверть = 5000 кв. м.
240000:5000 = 240:5=48 четвертей.
IV. Физминутка.
Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Встаньте и закройте глаза, теперь откройте и посмотрите на экран. Проследите глазами за движением прямоугольников.
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
V. Решение задачи нового типа
Давайте вместе с вами рассмотрим план земельного участка на доске(задание № 3 в технологический карте). На что он похож? Можем ли мы найти площадь этого земельного участка? Как?
Можете предположить, как мы будем это делать?
Конечный результат переведем в кади.
Можем ли мы сформулировать правило для нахождения площади сложной фигуры?
Ученики отвечают, что этотучасток не имеет названия, но он похож на несколько склеенных вместе прямоугольников. Предполагают, что можно разбить участок на части и найти площадь каждой части по отдельности.Каждый ряд получает свою часть и вычисляет площадь только своего кусочка.
Ученики в своих технологических картах разбиваю участок на части.
1 ряд: 300*400=120000 кв. м.
2 ряд: 800*400=320000 кв. м.
3 ряд: 200*600=120000 кв. м.
Площадь всего участка = 120000+320000+120000=540000 кв. м.
Кадь = 2 га = 20000 кв. м.
540000:20000 = 54:2=27 кадей.
Ученики формулируют новое для себя правило нахождения площади сложной фигуры.
VI. Самостоятельная работа.
Теперь вы попробуете самостоятельно найти площадь земельного участка (задание № 4 в технологический карте).Ответ также выразите в кадях.
После завершения работы поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте решение соседа.
Это задание оценивается двумя наклейками (за вычисление площади в квадратных метрах и перевод в другие единицы измерения)
Ученики работают самостоятельно, а затем, поменявшись с соседом по парте технологическими картами, проверяют друг друга.
(Ответ: 38 кадей.)
VII.Подведение итогов урока.
Какую задачу мы ставили на уроке?
Удалось решить нам поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще нужно поработать?
Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов («+»). Поставьте себе оценку в соответствие с количеством «+».
- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и проставляют в лист контроля оценки, полученные на уроке.
VIII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о площади прямоугольника, научились находить площадь сложной фигуры. Дома вы попробуете найти площадь фигуры из задания № 3, используя другое разбиение, а также составите свою задачу на нахождение площади.
Ученики слушают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.
IX.Рефлексия.
Закончите предложения:
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Мое настроение…
Оценивают свою работу и работу одноклассников, и свое настроение в конце урока.