Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Схема Горнера"»
МАОУ «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска»
Развернутый план урока
по алгебре и началам анализа в 10 классе
«Деление многочленов. Схема Горнера»
Класс:10А
Дата проведения: 15 сентября 2015 года
Учитель: Лукьянова И.В.
«Люди, незнакомые с алгеброй, не могут представить себе тех удивительных вещей, которых можно достигнуть при помощи названной науки» Г. Лейбниц
Тип урока: урок объяснения нового материала. Цели урока: Обучающие: 1.Научить находить значение многочлена, его корни, используя теорему Безу, схему Горнера. 2.Сформировать умения и навыки в нахождении корней многочленов. 3.Закрепить введенные понятия при решении упражнений. Воспитательные: 1.Развивать вычислительные навыки, концентрацию внимания, функции самоконтроля. 2.Воспитывать требовательность к себе, усердие при решении задач. 3.Показать практическое применение темы. Развивающие: 1.Развить умения самостоятельного решения типовых задач, связанных с преобразованием многочленов. 2.Воспитать чувство ответственности, желание расширить и углубить знания, полученные на уроке. Оборудование урока:записи на доске, презентация по теме урока.
Ход урока.
I .Организационный момент (2мин)- постановка темы, целей урока. Задачи, в которых встречается деление многочленов, играют огромную роль в формировании логического мышления и математической культуры. Решение таких задач весьма полезно еще и потому, что они ранее встречались на вступительных экзаменах в престижные вузы, а сейчас это – задания из части С ЕГЭ.
II. Повторение ранее изученного материала (10 мин). Метод обучения: объяснительно - иллюстративный, форма проведения: математический диктант с последующей проверкой устно. Задание 1. 1.Найдите степень суммы многочленов: х3 +3х2 +1 и х5 +х4 +6х2-1. 2.Найдите степень произведения многочленов: (х2 - 1)(х3 + 1)(х + 1) и (х - 1)3(х + 1)2 . 3.Найдите остаток от деления многочлена f(x) = х5 - 4х4 + 5х3 - 2х2+ 7х- 1 на (х –1). 4.Является ли число 2 корнем многочлена f (x) = х4 - 2х3 + 8 х2 – х - 1? 5.Делится ли многочлен f (x) = х5 - 7х3 + х2 + 13х + 6 на (х + 1) нацело? 6.Найдите свободный член многочлена (х2 - х + 1) + (х2 - х + 1) . 7.Найдите сумму коэффициентов многочлена (х-1) +(х+1) . Задание 2. Найдите ошибку в суждениях: 1.Многочленом нулевой степени называется многочлен, все коэффициенты которого равны нулю. 2. Коэффициент при старшем члене многочлена называют степенью многочлена. 3. Число α называется корнем многочлена Р(х), если Р(α)≠0. 4.Многочлен f(х) делится на многочлен s(х) не являющийся нулевым многочленом, если: a) f(х) = s(х)•q(х) + r(х); б)степ. s(х) r(х) или r(х)=0. 5. Остаток от деления многочлена Р(х) на двучлен (х + α) равен Р(α), т.е. значению Р(х) при х = α. 6. Схема Горнера позволяет находить неполное частное и остаток от деления многочлена f(х) на двучлен s(х) = х + α. 7. Рациональные корни неприведённого уравнения с целыми коэффициентами являются делителями его свободного члена. 8.Многочлены называются тождественно равными, если равны соответствующие показатели степеней одночленов. Учитель: 1.Сформулируйте теорему Безу. 2.Где используется теорема Безу. 3.Как найти старший коэффициент в произведении двух многочленов? 4.Имеет ли степень нулевой многочлен? 5.Чему равно значение многочлена при х=0? 6.Чему равно значение многочлена при х=1? Учитель: В многочлен, как и в любое буквенное выражение, можно вместо переменной подставлять числа, и в результате он превращается в числовое выражение, то есть, в конечном счете, в число. Сделаем два важных для решения задач замечания: 1.Значение f(0) равно свободному члену многочлена. 2.Значение f(1) равно сумме коэффициентов многочлена. Теорема Безу, несмотря на внешнюю простоту и очевидность, является одной из фундаментальных теорем теории многочленов. В этой теореме алгебраические свойства многочленов (которые позволяют работать с многочленами как с целыми числами) связываются с их функциональными свойствами (которые позволяют рассматривать многочлены как функции). Одним из способов решения уравнений высших степеней является способ разложения на множители многочлена, стоящего в левой части уравнения, для этого нужно уметь находить его корни.
III.Объяснение нового материала (5 мин).
Метод обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Учитель: Проверка наличия корней у многочлена делением уголком не всегда удобна. Для упрощения вычислений существует прием, называемый схемой Горнера – по имени английского математика XVI века. Горнер Уильям Джордж (1786 - 1837), английский математик. Основные исследования относятся к теории алгебраических уравнений. Разработал способ приближенного решения уравнений любой степени. Презентация
В 1819 г. ввёл важный для алгебры способ деления многочлена на двучлен х - α. Схема Горнера состоит в заполнении некоторой таблицы, состоящей из двух строк: 1. Строка коэффициентов записывается первой, отсутствующий коэффициент в многочлене равен 0. 2. Старший коэффициент дублируется во второй строке, а перед ним ставится значение переменной (число α). 3.Каждый следующий коэффициент получается при сложении коэффициента из первой строки и предыдущего коэффициента второй строки, умноженного на α. Задание. Вычислить значение многочлена f(x) = 2 x 4 – 9 x 3 – 32 x 2 – 57 при x = 7. Нужно узнать делится ли он на (x – 7).По теореме Безу надо подставить вместо x число 7. Если f(7) = 0, то f(x) делится без остатка. Если f(7) не равно 0, то f(x) делится на (x – 7) с остатком. Покажем нахождение значения f(7) , применив схему Горнера. Заполним таблицу из двух строк по алгоритму:
2
-9
-32
0
-57
7
2
5
3
21
90-остаток
Ответ:Данный многочлен делится на х-7 с остатком.
IV.Закрепление (18 мин). Метод обучения:объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Упражнения 1.Разделить многочлен f(x) = x 5 – 5 x 4 + 8 x 3 – 5 x 2 + x + 2 на (x – 1), (x + 1), (x – 2). Если требуется проверить несколько значений, то для экономии выкладок строят одну объединенную схему.
3
-5
0
-7
0
12
1
3
-2
-2
-9
-9
3-остаток
-1
3
-8
8
-15
15
-3-остаток
2
3
1
2
-3
-6
0 -остаток
Ответ:f(x) делится без остатка на (x – 2), т.к. r = 0. Найдя один корень многочлена и выполнив деление на х- α по схеме Горнера, получаем многочлен, степень которого на единицу меньше. Используя прием, который называется «понижением степени», можно найти все корни многочлена. В частности, подобрав один корень кубического уравнения, понизив степень, можно его полностью решить, решив полученное квадратное уравнение.
Упражнения2. Найти корни многочлена f(x) = x 4 – x 3 – 6 x 2 – x + 3.
Решение. Делители свободного члена: – 1, 1, – 3, 3 могут быть корнями многочлена. x = 1 не является корнем многочлена,х=- 1; 3– корни многочлена. Схема Горнера:
1
-1
-6
-1
3
-1
1
-2
-4
3
0-остаток
3
1
1
-1
0-остаток
Многочлен можно представить следующим образом:
f(x) = (x + 1) (x – 3) (x 2 + x – 1), приравнивая x 2 + x – 1 = 0, находим другие два корня .
Упражнения 3.Найти корни многочлена : а) f (x) = x 3 + 2 x 2 – 5 x – 6; Ответ:– 1; 2; – 3.
б) f (x) = x 5 – 5 x 4 + 6 x 3 – x 2 + 5 x – 6; Ответ:1; 2; 3.
V.Выводы по уроку(3 мин) Вопрос.Ребята, какие многочлены в основном мы разбирали на уроках?
(Ответы учащихся).
Учитель.Да, это многочлены с целыми коэффициентами и со старшим членом k = 1, приведенные многочлены.
Вопрос. В каких числах получались ответы?
(Ответы учащихся).
Учитель. Замечание 1. Любой целый корень уравнения с целыми коэффициентами является делителем его свободного члена.
Замечание 2.Если старший коэффициент уравнения с целыми коэффициентами равен 1, то все рациональные корни, если они существуют - целые.
– Правильно, корни многочлена с целыми коэффициентами и со старшим членом k = 1 либо целое, либо иррациональное, либо целые и иррациональные, либо не имеют корней. Запишите вывод в своих тетрадях.
VI. Задание на дом.(1мин) 1.Разделить 5 x 4+5 x 3+ x 2−11 на x−1, используя схему Горнера. 2.Разделить многочлен x 4+3x 3+4x 2−5x−47 на x+3 по схеме Горнера. 3.Убедиться,что числа2 и −5 являются корнями многочлена 3 +9 −28x 4+6x 3−30x 2−30x+100 4.Найти частное и остаток от деления многочлена 6х4-5х3-53х2+45х-9 на многочлен х-2. 5. Найти все значения параметров а и b, при которых многочлен Р(х) делится нацело на многочлен Q(х): Р(х)=6х4-х3+ах2+bх+4, Q(х)=х2-4; 6.При каких натуральных значениях выражение является целым числом?
7.№ 129 (1, 3, 5, 6) – Н. Я. Виленкин – 10, стр. 78. [1]. VII. Подведение итогов урока и выставление отметок.(1мин)
Литература 1.Н.Я. Виленкин. Алгебра и математический анализ. 10 класс // Просвещение, 2013. 2.М.Л. Галицкий. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. // Просвещение, 2013. 3.Г.В. Дорофеев. Многочлены с одной переменной. // Санкт-Петербург. Специальная литература, 2000.
Дополнительная литература. 1.Курош А.Г. «Курс высшей алгебры». 2.Никольский С.М, Потапов М.К. и др. 10 класс «Алгебра и начала математического анализа». 3.[1] http://inf.1september.ru/article.php?ID=200600907.