kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Математический калейдоскоп" факультативный курс 2-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность курса «Математический калейдоскоп»  определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Математический калейдоскоп" факультативный курс 2-4 классы»

ГУ «Джангильдинская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»



Қаралды: Бекітемін:

Рассмотрено на Утверждено директором

Заседании ШМО школы

Протокол № ___от от « » _________2016г.

« »__________2016г. __________________

Руководитель ШМО Крупко В.Н. _______________

Винидиктова В.И.











Факультативный курс

«Математический

калейдоскоп».

34 часа

2-4 «Б» классы





Составитель: Бугембай И.Ж.

Учитель: Бугембай И.Ж.











2016-2017 учебный год.



1. Пояснительная записка.

Актуальность курса «Математический калейдоскоп» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. 
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий курса «Математический калейдоскоп» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только обще учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Курс создается при  участии  всего  класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:

Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.







Задачи:

    • Привитие интереса к математике;

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области однозначных чисел;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:

Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

     На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

    В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении,

развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал 
Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи. 


4. Сроки реализации программы.


Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем учебной нагрузки по программе составляет 34 часа.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективизм;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение

5. Ожидаемый результат освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема

Количество часов

Дата

1

История создания чисел


2


2

Великие математики


2


3

В мире занимательной геометрии


2


4

Магия чисел


2


5

Загадочные примеры


2


6

Составление математических кроссвордов


2


7

Логические задачи


2


8

Математические игры


2


9

Математический брейн-ринг


2


10

Решение уравнений


2


11

Решение логических задач


2


12

Решение занимательных задач


2


13

Выражения со скобками и без скобок


2


14

История создания таблицы умножения


2


15

Умножение и деление


2


16

Математическая викторина


2


17

Чему мы научились


2




















Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол. часов

Дата

1-2

Беглость мышления. Подбор предметов в группу по их характерным признакам.

2


3-4-5

Творческое воображение.


3


6-7

Оригинальность мышления. Вербальная беглость. Придумывание оригинальных историй.

2


8-9

Придумывание символов для понятий.

Передача идеи и мысли при помощи символов.

2


10-11

Работа с символической информацией для передачи сообщений.

Поиск нестандартных стратегий.

2


12-13

Создание выразительных рисунков в заданном контуре.


2


14-15-16-17

Анаграммы и шифры.

Логические задачи.


4


18

Магические квадраты.


1


19-20-21

Математические кроссворды.

3


22-23

Числовые горизонтали. Хитрые подсчеты.


2


24-25-26

Головоломки с неповторяющимися цифрами.


3


27-28

Математические викторины


2


29-30-31

Ребусы. Шарады.

(Придумывание ребусов и шарад).

3


32-33-34

Волшебница анаграмма. Словарные цепочки.

(Придумывание анаграмм, словарных цепочек).


3














6. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования:

А)Книгопечатная литература:

1. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.

2. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1класс»

Москва «Просвещение»1985г.

3. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов

Издательство «Лицей» 2002г.

4.Александров М.Ф.,Волошина О.И. Математика.Начальная школа. –

М.:Дрофа, 1998.

5.Волкова С.И.,ПчелкинаО.Л. Математика и конструирование в 1 классе. –

М.:Просвещение, 1993.

6.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 классе. –

М.:Новая школа, 1997.

7. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –

М.:Просвещение, 1975.

Б)Дидактические игры

В) Счетный материал.




































        Тема занятия

                           

Кол-во

часов

Дата Кор. даты


                             1 четверть



1.

Магические квадраты.

1


2.

Математические ребусы, шарады.

1


3.

Трехзначные числа.

1


4

Решение логических  и нестандартных задач.

1


5

Решение логических  и нестандартных задач.

1


6

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.

1


7

Геометрия вокруг нас. Площадь фигур

1


8.

 Площадь и периметр.

1


9.

Игра «Самый умный».

1



                                    2 четверть



10.

Примеры со звёздочками.

1


11.

Математические головоломки.

1


12

Занимательная геометрия.

1


13

Занимательная геометрия.

1


14.

Меры длины.

1


15.

Действия над многозначными числами.

1


16.

Решай, смекай, отгадывай.

1



                                   3 четверть



17.

Числовой луч. Именованные числа.

1


18.

Геометрические задачи на смекалку.

1


19

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1


20

Решение заданий конкурса «Кенгуру».

1


21.

 Задачи – сказки, задачи в стихах.

1


22.

Числовые и буквенные ребусы.

1


23.

Закономерность. Составление закономерностей.

1


24.

Уравнения сложной конструкции.

1


25.

Логические игры и задачи.

1


26.

 Математический КВН.

1



        4 четверть



27.

Занимательная геометрия.

1


28.

Занимательный материал с дробными числами.

1


29.

Решение нестандартных примеров и задач.

1


30.

Математические кроссворды.

1


31.

Задачи на движение на смекалку.

1


32.

Математический турнир.

Смекай, отгадывай, считай.

1


33.

Решение примеров со звёздочками.

1


34.

Математический калейдоскоп.

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Математический калейдоскоп" факультативный курс 2-4 классы

Автор: Бугембай Индира Жумабековна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства