Просмотр содержимого документа
«Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Варенье»»
Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) в старшей группе.
Тема: «Варенье»
Цель: формирование представлений о величине предметов и измерении величин.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать умения у детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, высоты, ширины; располагать предметы, в возрастающем, убывающем порядке по размеру, ширине, высоте;
- формировать умения у детей отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру: «Зелёная лента - самая широкая, сиреневая немного уже, но она шире жёлтой, а розовая уже жёлтой, но шире оранжевой, оранжевая уже розовой и всех остальных лент» и т.д.
- воспитывать умение работать самостоятельно, доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга.
Материал и оборудование: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка. Тарелочки для раздаточного материала, ленты, образцы полосок, яблок, деревьев и банок разной величины, коробка, записка.
Методы и приемы обучения: Словесные (рассказ, вопросы к детям, беседа, объяснение, похвала, поощрение); наглядные (показ книги, изображений); практические (выполнение физкульминутки).
Предварительная работа: проведение дидактических игр по развитию представлений о величине (размере, длине, ширине, высоте).
Ход занятия:
Мотивация:
Дети (Д): Смотрите, у нас в группе коробка появилась!
Воспитатель (В): И правда коробка. Я ее раньше не замечала. Скажите может кто-то из вас раньше видел коробку?
Д: Нет, мы не видели эту коробку раньше.
В: Интересно что это за коробка? Как нам узнать, что в ней находится?
Д: Ее можно открыть и узнать, что внутри.
В: Превосходно! Тогда мы начинаем!
Планирование деятельности:
(Дети открывают коробку)
Д: Ух, ты это наша книга с любимыми героями. Ой, а тут ещё какая-то записка. Прочитайте нам пожалуйста эту записку.
В: Хорошо, сейчас я вам ее прочитаю. Здесь написано, что эта книга с новой историей ваших любимых героев, а также интересные задания, которые помогут вашим друзьям.
В: Кто напомнит, как зовут ваших любимых героев? Кирилл, может ты нам назовёшь героев?
Кирилл: Их звать Коржик, Карамелька и Компот.
В: Умничка!
Д: Нам очень интересно узнать про новую историю наших любимых героев, скорей же начнем.
В: Ну, тогда садитесь за столы и слушайте историю своих друзей.
Реализация замысла:
В: Как-то утром Коржик, Карамелька и Компот сели завтракать и вдруг оказалось, что у них в кладовке закончилось яблочное варенье. Без варенья котятам пить чай не хотелось. Мама предложила детям сходить в сад, набрать самых спелых, больших яблок и сварить из них варенье. Для прогулки в сад Карамелька захотела украсить свою голову бантом из самой узкой ленты. Но не может найти самую узкую ленту. Скажите, как мы можем помочь Карамельке?
Д: Мы можем помочь найти самую узкую ленту.
В: Превосходно. Ребята возьмите каждый свои ленты. Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне?
Д: У нас по 5 ленточек.
В: Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске.
(Ребёнок работает у доски).
В: Скажите, какие ленты у нас по цвету?
Д: Ленточки по цвету у нас разноцветные.
В: Верно. А сейчас Маша подойдёт к доске и скажет нам какие ленты у нас по ширине?
Маша: Самая широкая, уже, ещё уже, самая узкая.
В: Молодец! А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету.
Таня: Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже зелёной, но шире жёлтой, жёлтая ещё уже сиреневой, но шире розовой, розовая уже жёлтой, но шире оранжевой, оранжевая самая узкая.
В: Так какая лента самая узкая?
Д: Самая узкая лента это оранжевая.
В: Какую ленту надо взять Карамельке для банта?
Д: Оранжевую.
В: Великолепно. Слушаем продолжение истории дальше. Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по самой длинной дорожке. Поможем котятам найти самую длинную дорожку?
Д: Поможем!
В: Посчитайте дорожки. Сколько их?
Д: Всего две дорожки.
В: Назовите их по цвету?
Д: Дорожки красного и зеленого цвета.
В: Совершено верно. А сейчас нам надо расположить дорожки от самой длинной до самой короткой. Готовы?
Д: Всегда готовы!
В: Надя, какие по длине получились дорожки?
Надя: Одна дорожка длинная, другая короткая.
В: Ребята вы тоже так думаете?
Д: Да, мы тоже так думаем.
В: Так по какой дорожке надо идти котятам?
Д: Котятам надо пройти по самой длинной дорожке.
В: Длинная дорожка, у нас какого цвета.
Д: Длинная дорожка у нас красного цвета.
В: Правильно. Слушаем дальше. Для того что бы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки с самого высокого дерева, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево. Ребят, что нам нужно сделать?
Д: Нам надо выбрать котятам самое высокое дерево.
В: Верно. Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя, а Наташа сделает это у доски.
(Ребенок выполняет у доски)
В: Чудесно. А теперь Наташа назовет деревья по величине.
Наташа: Самое высокое, ниже, самое низкое.
В: Ребята, вы согласны с ответом Наташи?
Д: Согласны.
В: Таня, скажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам.?
Таня: Котятам надо сорвать яблоки с самого высокого дерева.
В: Почему?
Таня: Потому высокое дерево оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки.
В: Какие вы молодцы! Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки. А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка «Шли по крыше три кота»
Шли по крыше три кота, (Ходьба на месте)
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста (Руки вверх, потянулись)
Прямо в небо синее.
Сели Васи на карниз, (Присели)
Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)
И сказали три кота: (Поднимаемся)
Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем)
(Повтор 2-3 раза)
В: Вот мы с вами и отдохнули. Занимайте свои места, будем слушать дальше. Готовы слушать?
Д: Готовы!
В: Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого. Катя сделай это на доске. Арина назови их по величине.
Арина: Это яблоко большое, это поменьше, а это маленькое.
В: Замечательно. Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.
Д: Для вкусного варенья нужно выбирать большие яблоки.
В: Великолепно! Слушаем продолжение. Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Но они не могут найти одинаковые банки. Как мы можем им помочь?
Д: Надо выбрать одинаковые баночки.
В: Совершенно верно. Посчитайте банки, сколько их?
Д: Всего пять банок.
В: Правильно! А теперь выберите одинаковые банки.
(Дети выбирают одинаковые банки)
В: Покажите, в какие банки нужно разлить варенье.
(Дети показывают)
Рефлексия:
В: Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье. Сели всей семьёй пить чай. А помогли им в этом - вы ребята. Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?
Д: Мы слушали историю про любимых героев.
В: А как их звать?
Д: Карамелька, Коржик и Компот.
В: Из какой ленты Карамелька сделала себе бант?
Д: Из оранжевой ленты.
В: По какой дорожке котята пошли в сад?
Д: Котята пошли в сад по длинной дорожке.
В: С какого дерева нужно было сорвать яблоки?
Д: С высокого дерева нужно было сорвать яблоки.
В: Из каких яблок надо было сварить варенье?
Д: Из больших яблок нужно было сварить варенье.
В: Скажите, вам понравилась история?
Д: Понравилась.
В: Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания, и мы обязательно в следующий раз их выполним.