kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по математике в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Математика» для  3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по математике Л. Г. Петерсон. Математика. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г. Данная рабочая программа является программой 1 вида, так как количество и тематическое распределение часов совпадает с авторской программой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по математике в 3 классе »

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по математике Л. Г. Петерсон. Математика. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г. Данная рабочая программа является программой 1 вида, так как количество и тематическое распределение часов совпадает с авторской программой.


I. Цели и задачи курса математики для 1-4 классов

начальной школы

Основными целями курса математики для 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;

  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

  • создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математи­ческой подготовки.

Соответственно, задачами данного курса являются:

    1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятив­ных и коммуникативных универсальных учебных действий;

    2. приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

    3. формирование специфических для математики качеств мышления, не­обходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

    4. духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с уче­том специфики начального этапа обучения математике, принятие нравствен­ных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гра­жданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

    5. формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

    6. реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом воз­растных особенностей учащихся;

    7. овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

    8. создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.


II. Общая характеристика курса

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.);

  • системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана Система начальных математических понятий (Н.Я. Виленкин);

  • дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л.Г. Петерсон).

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных знаний, умений и навыков по математике. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью ор­ганизуется их мотивирование на основе механизма «надо» - «хочу» - «могу».

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индиви­дуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумыва­ния учащимися возникшей проблемной ситуации.

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и при­чины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руко­водит учитель.

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма ра­боты: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуще­ствляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение ор­ганизуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в даль­нейшую познавательную деятельность.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, фор­мирование навыка применения изученных способов действий, а с другой - подготовка к введению в будущем следующих тем.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной дея­тельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фик­сируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятель­ности.

Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, по­зволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом ре­флексивной самоорганизации.




Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ)

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    2. Актуализация и фиксирование индиви­дуального затруднения в пробном действии.

    3. Выявление места и причины затруднения.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    5. Реализация построенного проекта.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    9. Рефлексия учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2000...» имеются уроки других типов:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятель­ность;

  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контроли­ровать результаты своей учебной деятельности;

  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирова­ние и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самооргани­зации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ре­бенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и комму­никативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учи­телем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и си­стемно-технологическом.

Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    2. Актуализация знаний.

    3. Проблемное объяснение нового знания.

    4. Первичное закрепление во внешней речи.

    5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры ре­флексивной самоорганизации ту ее часть, которая представляет собой це­лостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.

На технологическом уровне при введении нового знания учитель на­чинает использовать уже целостную структуру ТДМ, однако построение са­мими детьми нового способа действия организуется пока еще с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).

На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализует­ся в его полноте.

Для формирования определенных ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность систем­ного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любо­го умения, а именно:

      1. Приобретение опыта выполнения УУД.

      2. Мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности).

      3. Тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

На уроках по ТДМ «Школа 2000...» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретенного опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и, при необходимости, коррекцию своих действий (третий этап). И, наконец, по мере освоения дан­ного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требова­ний ФГОС (четвертый этап).

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода об­учения «Школа 2000...»:

        1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активно­му успешному формированию его общекультурных и деятельностных спо­собностей, общеучебных умений.

        2. Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и мето­дик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

        3. Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой на­уки в системе наук, а также роли ИКТ).

        4. Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего разви­тия возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне со­циально безопасного минимума (федерального государственного образ­овательного стандарта).

        5. Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

        6. Принцип вариативности - предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному приня­тию решений в ситуациях выбора.

        7. Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творче­ское начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преоб­разуется в дидактический принцип активности традиционной школы.

Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его само­стоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятель- ностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет свое значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа математического моделиро­вания:

          1. этап построения математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;

          2. этап изучения математической модели средствами математики;

          3. этап приложения полученных результатов к реальному миру.

При построении математических моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных математических знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.

На этапе изучения математической модели учащиеся овладевают ма­тематическим языком, основами логического, алгоритмического и творческо­го мышления, они учатся пересчитывать, измерять, выполнять прикидку и оценку, исследовать и выявлять свойства и отношения, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы.

Далее, на этапе приложения полученных результатов к реальному ми­ру учащиеся приобретают начальный опыт применения математических зна­ний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Здесь они отрабатывают умение выполнять устно и письменно арифметиче­ские действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, действовать по заданным алгоритмам и строить их. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной математической речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.

Поскольку этап обучения в начальной школе соответствует второму до- понятийному этапу познания, освоение предметного содержания в курсе мате­матики «Учусь учиться» организуется посредством систематизации опыта, полученного учащимися в предметных действиях, и построения ими основ­ных понятий и методов математики на основе выделения существенного в реальных объектах.

Отбор содержания и последовательность изучения математических поня­тий осуществлялись на основе построенной Н.Я. Виленкиным системы на­чальных математических понятий, обеспечивающей преемственные связи и не­прерывное развитие следующих основных содержательно-методических ли­ний школьного курса математики с 1 по 9 класс: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых за­дач. При этом каждая линия отражает логику и этапы формирования ма­тематического знания в процессе познания и осуществляется на основе тех реальных источников, которые привели к их возникновению в культуре, в истории развития математического знания.

Так, числовая линия строится на основе счета предметов (элементов множества) и измерения величин. Понятия множества и величины подводят учащихся с разных сторон к понятию числа: с одной стороны, натурального числа, а с другой — положительного действительного числа. В этом находит свое отражение двойственная природа числа, а в более глубоком аспекте — двойственная природа бесконечных систем, с которыми имеет дело матема­тика: дискретной, счетной бесконечностью и континуальной бесконечностью. Измерение величин связывает натуральные числа с действительными, поэтому свое дальнейшее развитие в средней и старшей школе числовая линия получает как бесконечно уточняемый процесс измерения величин.

Исходя из этого, понятия множества и величины вводятся на ранних стадиях обучения с опорой на житейский опыт учащихся (при этом мно­жества рассматриваются лишь непересекающиеся, а сам термин «множе­ство» на первых порах заменяется более понятными для учащихся слова­ми «группа предметов», «совокупность», «мешок»). Операции над множе­ствами и над величинами сопоставляются между собой и служат основой изучения соответствующих операций над числами. Это позволяет раскрыть оба подхода к построению математической модели «натуральное число»: число n, с одной стороны, есть то общее свойство, которым обладают все n-элементные множества, а с другой стороны, это результат измерения длины отрезка, массы, объема и т.д., когда единица измерения укладывается в измеряемой величине n раз.

В рамках числовой линии учащиеся осваивают принципы записи и сравнения целых неотрицательных чисел, смысл и свойства арифметиче­ских действий, взаимосвязи между ними, приемы устных и письменных вы­числений, прикидки, оценки и проверки результатов действий, зависимости между компонентами и результатами, способы нахождения неизвестных компонентов. С другой стороны, они знакомятся с различными величинами (длиной, площадью, объемом, временем, массой, скоростью и др.), общим принципом и единицами их измерения, учатся выполнять действия с имено­ванными числами.

Числовая линия курса, имея свои задачи и специфику, тем не менее, тесно переплетается со всеми другими содержательно-методическими ли­ниями. Так, при построении алгоритмов действий над числами и исследова­нии их свойств используются разнообразные графические модели - «треу­гольники и точки», прямоугольник, прямоугольный параллелепипед. Вклю­чаются в учебный процесс как объект исследования и как средство обуче­ния такие понятия, как часть и целое, взаимодействие частей, оператор и ал­горитм. Например, в 1 классе учащиеся изучают разбиение множеств (групп предметов) и величин на части, взаимосвязь целого и его частей. Установленные закономерности становятся затем основой формирования у детей прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений и текстовых задач.

Во 2 классе при изучении общего понятия операции рассматриваются вопросы: над какими объектами выполняется операция, в чем заключается операция, каков результат операции. При этом операции могут быть как абстрактными (прибавление или вычитание данного числа, умножение на данное число и т.д.), так и конкретными (разборка и сборка игрушки, приго­товление еды и т.д.). При рассмотрении любых операций ставится вопрос о возможности их обращения, последовательного выполнения, перестановоч­ности и сочетании.

Знакомство учащихся с различными видами программ - линейными, разветвленными, циклическими - не только помогает им успешнее изучить многие традиционно трудные вопросы числовой линии (например, порядок действий в выражениях, алгоритмы действий с многозначными числами), но и развивает алгоритмическое мышление, необходимое для успешного использования компьютерной техники, жизни и деятельности в информа­ционном обществе.

Развитие алгебраической линии также неразрывно связано с числовой, во многом дополняет ее и обеспечивает лучшее понимание и усвоение изучаемого материала, а также повышает уровень обобщенности усваивае­мых детьми знаний. Учащиеся записывают выражения и свойства чисел с помощью буквенной символики, что помогает им структурировать изучае­мый материал, выявить сходства и различия, аналогии.

Как правило, запись общих свойств операций над множествами и величинами обгоняет соответствующие навыки учащихся в выполнении ана­логичных операций над числами. Это позволяет создать для каждой из таких операций общую рамку, в которую потом, по мере введения новых классов чисел, укладываются операции над этими числами и их свойства. Тем самым дается теоретически обобщенный способ ориентации в учениях о конечных множествах, величинах и числах, позволяющий решать обширные классы конкретных задач, что обеспечивает качественную подготовку детей к изуче­нию программного материала по алгебре средней школы.

Изучение геометрической линии в курсе математики начинается достаточно рано, при этом на первых порах основное внимание уделяется развитию пространственных представлений, воображения, речи и практи­ческих навыков черчения: учащиеся овладеют навыками работы с такими измерительными и чертежными инструментами, как линейка, угольник, а несколько позже - циркуль, транспортир.

Программа предусматривает знакомство с плоскими и пространствен­ными геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус. Разрезание фи­гур на части и составление новых фигур из полученных частей, черчение разверток и склеивание моделей фигур по их разверткам развивает про­странственные представления детей, воображение, комбинаторные способ­ности, формирует практические навыки и одновременно служит сред­ством наглядной интерпретации изучаемых арифметических фактов.

В рамках геометрической линии учащиеся знакомятся также с более абстрактными понятиями точки, прямой и луча, отрезка и ломаной линии, угла и многоугольника, области и границы, окружности и круга и др., которые используются для решения разнообразных практических задач.

Запас геометрических представлений и навыков, который накоплен у учащихся к 3—4 классам, позволяет перейти к исследованию геометрических фигур и открытию их свойств. С помощью построений и измерений они выявляют различные геометрические закономерности, которые формули­руют как предположение, гипотезу. Это готовит мышление учащихся и создает мотивационную основу для изучения систематического курса ге­ометрии в старших классах.

Таким образом, геометрическая линия курса также непосредственно связана со всеми остальными линиями курса - числовой, алгебраической, логической, функциональной, анализом данных, решением текстовых задач, которые, в свою очередь, тесно переплетаются друг с другом.

Достаточно серьезное внимание уделяется в данном курсе развитию логической линии при изучении арифметических, алгебраических и геомет­рических вопросов программы. Практически все задания курса требуют от учащихся выполнения логических операций - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, способствуют развитию познава­тельных процессов - воображения, памяти, речи, логического мышления.

В рамках логической линии учащиеся осваивают математический язык, проверяют истинность высказываний, строят свои суждения и обосновы­вают их. У учащихся формируются начальные представления о языке мно­жеств, различных видах высказываний, сложных высказываний с союзами «и» и «или».

Линия анализа данных целенаправленно формирует у учащихся ин­формационную грамотность, умение самостоятельно получать информацию из наблюдений, бесед, справочников, энциклопедий, Интернет-источников и ра­ботать с полученной информацией: анализировать, систематизировать и представлять в различной форме, в том числе, в форме таблиц, диаграмм и графиков; делать прогнозы и выводы; выявлять закономерности и существен­ные признаки, проводить классификацию; составлять различные комбинации из заданных элементов и осуществлять перебор вариантов, выделять из них варианты, удовлетворяющие заданным условиям.

При этом в курсе предусмотрено систематическое знакомство учащихся с необходимым инструментарием осуществления этих видов деятельности - с организацией информации в словарях и справочниках, способами чтения и построения диаграмм, таблиц и графиков, методами работы с текстами, построением и исполнением алгоритмов, способами систематического перебора вариантов с помощью дерева возможностей и др.

Информационные умения формируются как на уроках, так и во внеуроч­ной проектной деятельности, кружковой работе, при создании собственных информационных объектов - презентаций, сборников задач и примеров, стен­газет и информационных листков и т.д. В ходе этой деятельности уча­щиеся овладевают началами компьютерной грамотности и навыками ра­боты с компьютером, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени обучения и для жизни.

Функциональная линия строится вокруг понятия функциональной зависимости величин, которая является промежуточной моделью между реальной действительностью и общим понятием функции, и служит, таким образом, основой изучения в старших классах понятия функций. Учащиеся наблюдают за взаимосвязанным изменением различных величин, знакомятся с понятием переменной величины, и к 4 классу приобретают значительный опыт фиксирования зависимостей между величинами с помощью таблиц, диаграмм, графиков движения и простейших формул. Так, учащиеся строят и используют для решения практических задач формулы: площади прямоу­гольника S = a • b, объема прямоугольного параллелепипеда V = a * b * c, пути s = v * t, стоимости С = а * х, работы А = w х t и др.При исследова­нии различных конкретных зависимостей дети выявляют и фиксируют на математическом языке их общие свойства, что создает основу для по­строения в старших классах общего понятия функции, понимания его смы­сла, осознания целесообразности и практической значимости.

Знания, полученные детьми при изучении различных разделов курса, находят практическое применение при решении текстовых задач. В рамках линии текстовых задач они овладевают различными видами математиче­ской деятельности, осознают практическое значение математических знаний, у них развиваются логическое мышление, воображение, речь.

В курсе вводятся задачи с числовыми и буквенными данными разных типов: на смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение («больше на (в) ...», «меньше на (в) ...»), на зависимости, характеризующие процессы движения (путь, скорость, время), купли-продажи (стоимость, цена, количество товара), работы (объем выполненной работы, произво­дительность, время работы). В курс включены задачи на пропорциональные величины, одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием), у учащихся формируется представление о проценте, что создает прочную базу для успешного освоения данных традиционно трудных разделов программы средней школы.

Система подбора и расположения задач создает возможность для их сравнения, выявления сходства и различия, имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида, имеющие одинаковую математическую модель и др.). Особенностью курса является то, что после планомерной отработки небольшого числа базовых типов решения про­стых и составных задач учащимся предлагается широкий спектр разнооб­разных структур, состоящих из этих базовых элементов, но содержащих некоторую новизну и развивающих у детей умение действовать в нестан­дартной ситуации.

Большое значение в курсе уделяется обучению учащихся проведению самостоятельного анализа текстовых задач, сначала простых, а затем и составных. Учащиеся выявляют величины, о которых идет речь в задаче, устанавливают взаимосвязи между ними, составляют план решения. При не­обходимости, используются разнообразные графические модели (схемы, схе­матические рисунки, таблицы), которые обеспечивают наглядность и осоз­нанность определения плана решения. Дети учатся находить различные спо­собы решения и выбирать наиболее рациональные, давать полный ответ на вопрос задачи, самостоятельно составлять задачи, анализировать кор­ректность формулировки задачи.

Линия текстовых задач в данном курсе строится таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить прочное усвоение учащимися изучаемых методов работы с задачами, а с другой, - создать условия для их система­тизации, и на этой основе раскрыть роль и значение математики в развитии общечеловеческой культуры.

Система заданий курса допускает возможность организации кружковой работы по математике во второй половине дня, индивидуальной и кол­лективной творческой, проектной работы, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образова­тельных ресурсов.


III. Место курса в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ. На изучение математики во 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Математика»

Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


V. Результаты изучения курса

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

1 Личностные результаты

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-эти­ческих качеств личности, адекватных полноценной математической дея­тельности,

  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изме­няющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

  • Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по­ступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

2 Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Опыт использования методов решения проблем творческого и поиско­вого характера.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Способность к использованию знаково-символических средств матема­тического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

  • Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, органи­зации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и позна­вательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к из­вестным понятиям), необходимых человеку для полноценного функциони­рования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.

  • Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

  • Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении - готовность конструктивно их разрешать.

  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.

  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и от­ношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

3 Предметные результаты

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по по­лучению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение устной и письменной математической речью, основами ло­гического, эвристического и алгоритмического мышления, пространствен­ного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного пред­ставления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), ис­полнения и построения алгоритмов.

  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значе­ния, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, ис­полнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие фор­мулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, рабо­тать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и це­почками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамот­ности.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

VI. Содержание курса математики

3 класс

4 часа в неделю, всего 136 ч


Числа и арифметические действия с ними (35 ч)

Счет тысячами. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов и т.д. Нумерация, сравнение, сложение и вычитание многозначных чи­сел (в пределах 1 000 000 000 000). Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д. Письменное умно­жение и деление (без остатка) круглых чисел.

Умножение многозначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик».

Деление многозначного числа на однозначное. Запись деления «углом».

Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умноже­ния многозначных чисел.

Проверка правильности выполнения действий с многозначными числа­ми: алгоритм, обратное действие, вычисление на калькуляторе.

Устное сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чи­сел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Упрощение вычислений с многозначными числами на основе свойств арифметических действий.

Построение и использование алгоритмов изученных случаев устных и письменных действий с многозначными числами.

Работа с текстовыми задачами (40 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей и таблиц, планирова­ние и реализация решения. Поиск разных способов решения.

Составные задачи в 2-4 действия с натуральными числами на смысл дей­ствий сложения, вычитания, умножения и деления, разностное и кратное срав­нение чисел.

Задачи, содержащие зависимость между величинами вида a = b х c: путь - скорость - время (задачи на движение), объем выполненной работы - производительность труда - время (задачи на работу), стоимость - цена товара - количество товара (задачи на стоимость) и др.

Классификация простых задач изученных типов. Общий способ анализа и решения составной задачи.

Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на вычисление площадей фигур, составленных из прямоуголь­ников и квадратов.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (11 ч)

Преобразование фигур на плоскости. Симметрия фигур относительно пря­мой. Фигуры, имеющие ось симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Прямоугольный параллелепипед, куб, их вершины, ребра и грани. Построе­ние развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.

Преобразование геометрических величин, сравнение их значений, сло­жение, вычитание, умножение и деление на натуральное число.

Величины и зависимости между ними (14ч)

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с по­мощью таблиц.

Измерение времени. Единицы измерения времени: год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. Определение времени по часам. Название месяцев и дней недели. Календарь. Соотношение между единицами измерения времени.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных ве­личин.

Переменная. Выражение с переменной. Значение выражения с пере­менной.

Формула. Формулы площади и периметра прямоугольника: S = a • b, P = (a + b) x 2. Формулы площади и периметра квадрата: S = a • а, P = 4 • a.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = a x b x c. Формула объема куба: V = a x а x а.

Формула пути s = v х t и ее аналоги: формула стоимости С = а х х, формула работы А = w х t и др., их обобщенная запись с помощью формулы a = b х c.

Наблюдение зависимостей между величинами, их фиксирование с по­мощью таблиц и формул.

Построение таблиц по формулам зависимостей и формул зависимос­тей по таблицам.

Алгебраические представления (10 ч)

Формула деления с остатком: a = b х c + r, r b.

Уравнение. Корень уравнения. Множество корней уравнения. Со­ставные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (вида а + х = b, а — х = b, х - a = b, а х х = b, а : х = b, x : a = b). Комментирование решения уравнений по компонентам действий.

Математический язык и элементы логики (14 ч)

Знакомство с символической записью многозначных чисел, обозначе­нием их разрядов и классов, с языком уравнений, множеств, переменных и формул, изображением пространственных фигур.

Высказывание. Верные и неверные высказывания. Определение истин­ности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда».

Множество. Элемент множества. Задание множества перечислением его элементов и свойством.

Пустое множество и его обозначение. Равные множества. Диа­грамма Эйлера - Венна.

Подмножество. Пересечение множеств. Свой­ства пересечения множеств. Объединение множеств. Знак U. Свойства объединения множеств.

Переменная. Формула.

Работа с информацией и анализ данных (12 ч)

Использование таблиц для представления и систематизации данных. Интерпретация данных таблицы.

Классификация элементов множества по свойству. Упорядочение и си­стематизация информации в справочной литературе.

Решение задач на упорядоченный перебор вариантов с помощью та­блиц и дерева возможностей

Выполнение проектных работ по темам: «Из истории натуральных чисел», «Из истории календаря». Планирование поиска и организации информации Поиск информации в справочниках, энциклопедиях, Интер­нет-ресурсах. Оформление и представление результатов выполнения проектных работ.

Творческие работы учащихся по теме: «Красота и симметрия в жизни».

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 3 классе.

Портфолио ученика 3 класса.



VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Математика»


Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Список литературы.

  1. Авторская программы по математике Л. Г. Петерсон. Математика. 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г

  2. Методические рекомендации. Математика 3 класс Методические рекомендации для учителя. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).

  3. Устные упражнения на уроках математики (2 класс). (Авторы:Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Методическое пособие. М.: «Школа 2000», 2007)

  4. Учебник «Математика 3 класс. В 3 частях. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).

  5. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 3. В 2 частях (Авторы Петерсон Л. Г., Невретдинова А. А., Поникарова Т. Ю., издательство «Баласс»,2011)





Технические средства обучения.

1.Компьютер

2.Мультимедийный проектор

3.Интерактивная доска

4.DVD-плеер




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов МБОУ СОШ 9

от____________ 2014 года №______

______________________ Блашникова Л.Н.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Петухова И.Н.

______________ 2014года

7 Тематическое планирование

к учебнику «Математика» автора Л.Г. Петерсон

2 класс

4 ч в неделю, всего 136 ч

уроков по плану (по учебнику)

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

I четверть (36 часов)

1-4

(ч. I, уроки 1-4)

Цепочки букв, чисел, фигур.

Точка. Прямая. Пересекающиеся и непере­секающиеся (параллельные) прямые.

Построение с помощью линейки прямой, проходящей через одну заданную точку, две заданные точки. Количество прямых, которые можно провести через одну заданную точку, две заданные точки.

Решение вычислительных примеров, задач, уравнений на повторение курса 1 класса.

4

Составлять последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

Распознавать и изображать прямую, луч, отрезок, исследовать взаимное расположение двух прямых (пересекающиеся и параллельные прямые), количество прямых, которые можно провести через одну заданную точку, две заданные точки.

Повторять основной материал, изученный в 1 классе: нумерацию и изученные способы сложения и вычитания натуральных чисел в пределах ста, измерения величин, анализ и решение текстовых задач и уравнений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Понимать значение любознательности в учебной дея­тельности, использовать правила проявления любозна тельности и оценивать свою любознательность (на основе применения эталона).


5-17

(ч. I, уроки 5-17)

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка сложения и вычитания.

Систематизация приемов сложения и вычи­тания, изученных в 1 классе: с помощью графических моделей, по общему правилу (эталону), по частям, по числовому отрезку, с помощью свойств сложения и вычитания.

Запись сложения и вычитания в столбик.

Приемы сложения и вычитания: 32 + 8,32 + 28, 40 - 6, 40 - 26, 37 + 15, 32 - 15. Приемы устных вычислений: 73 - 19, 14 + 28, 38 + 25.

Решение задач и уравнений с использованием изученных приемов сложения и вычитания двузначных чисел.

13

Систематизировать изученные способы сложения и вы­читания чисел: по общему правилу, по числовому от­резку, по частям, с помощью свойств сложения и вы­читания.

Устанавливать способы проверки действий сложения и вычитания на основе взаимосвязи между ними. Моделировать сложение и вычитание двузначных чисел с помощью треугольников и точек, записывать сложение и вычитания чисел в столбик. Строить алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, применять их для вычи­слений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосно­вывать с их помощью правильность своих действий. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать на­иболее рациональный способ.

Использовать изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел для решения текстовых задач и урав­нений.

Самостоятельно выполнять домашнее задание, и оценивать свое умение это делать (на основе приме­нения эталона).

18

(ч. I, уроки 1-17)

Контрольная работа № 1

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

19-35

(ч. I, уроки 18-35)

Сотня. Счет сотнями. Запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен.

Купюра 100 p.

Метр. Преобразование единиц длины.


17

Исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями.

Образовывать, называть, записывать число 100.

Строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать. Измерять длину в метрах, выражать ее в дециметрах, в сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать.



Счет сотнями, десятками и единицами.

Название, запись и сравнение трехзначных чисел. Аналогия преобразования единиц счета и единиц длины.

Приемы сложения и вычитания трехзначных чисел: 261 + 124, 372 - 162, 162 + 153, 176 +145,41 + 273 +136,243 -114,302 -124, 200-37.

Решение задач и уравнений с использованием сложения и вычитания трехзначных чисел. Сети линий. Пути.



Строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записы­вать, представлять в виде суммы разрядных слагае­мых, сравнивать, упорядочивать, складывать и вычи­тать.

Записывать способы действий с трехзначными числа­ми с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих дей­ствий, пошагового самоконтроля.

Сравнивать, складывать и вычитать стоимости предме­тов, выраженные в сотнях, десятках и единицах рублей. Моделировать сложение и вычитание чисел трехзнач­ных чисел с помощью треугольников и точек, записы­вать сложение и вычитания чисел в столбик, проверять правильность выполнения действия разными способами. Измерять длину в метрах, дециметрах и сантиметрах.

Устанавливать соотношения между единицами измере­ния длины, преобразовывать их.

Сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах и деци­метрах, выявлять аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер. Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие.

Решать уравнения с неизвестным слагаемым, умень­шаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между ча стью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий.

Распознавать и строить с помощью линейки прямые, отрезки, многоугольники, различать пересекающиеся и параллельные прямые, находить точки пересечения ли­ний, пересечение геометрических фигур, выполнять пе­ребор вариантов путей по сетям линий. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений.

Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстана­вливать пропущенные в ней числа.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила.

Формулировать цели «автора» и «понимающего»

при коммуникации в учебной деятельности, «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).


36

(ч. I, уроки 18-35)

Контрольная работа № 2

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

II четверть (26 часов)

37-49

(ч. II, уроки 1- 13)



Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программа с вопросами. Виды алгоритмов. Выражения. Числовые и буквенные выражения. Значение выражения (числового, буквенного). Скобки. Порядок действий в числовых и буквенных выражениях (без скобок и со скобками).

Прямая, луч, отрезок. Ломаная. Длина ло­маной. Периметр. Плоскость. Угол. Прямой угол.

Задачи на нахождение задуманного числа. Задачи с буквенными данными.


13

Находить неизвестные объект операции, результат опе­рации, выполняемую операцию, обратную операцию. Читать и строить алгоритмы разных типов (линейных, разветвленных, циклических), записывать построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий и др.), использовать для решения практических задач.

Определять порядок действий в числовом и буквенном выражении (без скобок и со скобками), планировать ход вычислений в числовом выражении, находить значение числового и буквенного выражения.

Составлять числовые выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей, различать выражения и равенства.

Составлять задачи по числовым и буквенным выраже­ниям, соотносить их условие с графическими и знаковыми моделями.

Сравнивать геометрические фигуры, описывать их свойства.

Распознавать, обозначать и строить с помощью линейки отрезки, лучи, ломаные линии, многоугольники, углы, а с помощью чертежного угольника - прямые углы и перпен­дикулярные прямые, находить точку пересечения прямых, длину ломаной, периметр многоугольника.

Различать плоские и неплоские поверхности простран­ственных фигур, плоскую поверхность и плоскость, соотносить реальные предметы с моделями рассматри­ваемых геометрических тел.

Измерять с помощью линейки звенья ломаной, длины сторон многоугольников, строить общий способ нахождения длины ломаной и периметра многоугольника, применять его для решения задач.

Моделировать (изготавливать) геометрические фигуры.








Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения текстовых за­дач, находить наиболее рациональный способ. Находить рациональные способы вычислений, используя переместительное свойство сложения.

Заполнять таблицы, анализировать их данные.

Закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений, соотношения между единицами длины, преобразовывать единицы длины, выполнять действия с именованными числами.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Запоминать и воспроизводить по памяти кратные чисел 2, 3, 4, 5, 6 до соответствующего круглого числа. Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием, и оценивать свое умение это делать (на основе приме­нения эталона).


50-56

(ч. II, уроки 14-18)

Сочетательное свойство сложения. Вычита­ние суммы из числа. Вычитание числа из суммы.

Прямоугольник. Квадрат. Проведение подготовительной работы к изучению таблицы умножения.

7

Моделировать с помощью графических схем ситуации, иллюстрирующие порядок выполнения арифметических действий сложения и вычитания, строить общие свойства сложения и вычитания (сочетательного свойства сложения, правил вычитания числа из суммы и суммы из числа), записывать их в буквенном виде. Находить рациональные способы вычислений, используя изученные свойства сложения и вычитания. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества че­тырехугольников, выявлять существенные свойства прямоугольника и квадрата, распознавать их, строить на клетчатой бумаге, измерять длины их сторон с помощью линейки, вычислять периметр.

Использовать зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания для сравнения выражений и упрощения вычислений. Составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, строить и исполнять вычислительные ал­горитмы (игра «Вычислительные машины»), закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений. Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения текстовых за­дач, находить наиболее рациональный способ. Закреплять соотношения между единицами длины, пре­образовывать их, сравнивать и выполнять действия с именованными числами.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Воспроизводить по памяти на уровне автоматизиро­ванного умственного действия кратные чисел 2, 3, 4, 5, 6 до соответствующего круглого числа. Ставить цель учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

57-59

(ч. II, уроки 19-­20)

Площадь фигур. Единицы площади: ква­дратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Прямоугольный параллелепипед.

3

Сравнивать фигуры по площади, измерять площадь различными мерками на основе использования общего принципа измерения величин, чертить фигуры заданной площади.

Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2, преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения площадей, выраженные в заданных единицах измерения, разрешать





житейские ситуации, требующие умения находить значение площади (планировка, разметка).

Исследовать свойства прямоугольного параллелепипеда, различать его вершины, ребра и грани, пересчитывать их.

Составлять и сравнивать числовые и буквенные выра­жения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения наиболее рациональным способом, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, за­креплять изученные приемы устных и письменных вы­числений.

Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения текстовых за­дач, примеров, находить наиболее рациональный способ. Выполнять задания поискового и творческого характера. Запоминать и воспроизводить по памяти на уровне автоматизированного умственного действия кратные числа 7 до 70.

Перечислять средства, которые использовал ученик для открытия нового знания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

60

(ч. II, уроки 1-20)

Контрольная работа № 3

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

61-62

(ч. II, урок 21)

Построение разверток и склеивание из них моделей прямоугольного параллелепипеда («Новогодние подарки»).

Опыт творческой работы по составлению «Новогодних задач» всех изученных типов.

2

Описывать свойства прямоугольного параллелепипеда, из­готавливать его предметную модель, показывать на ней вершины, ребра и грани прямоугольного параллелепипеда, соотносить модель с предметами окружающей обстановки.

Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно), составлять собственные задачи и вычислительные примеры всех изученных типов.

Выбирать средства, которые будет использовать ученик для открытия нового знания, фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правиль­ности выполнения учебного задания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

III четверть (46 часов)

63-71

(ч. II, уроки 22-30)

Новые мерки и умножение. Смысл действия умножения. Название и связь компонентов действия умножения.

Площадь прямоугольника Переместительное свойство умножения. Умножение на 0 и на 1.

Таблица умножения. Таблица умножения на 2.

Задачи на смысл действия умножения и на вычисление площади фигур.

9

Понимать смысл действия умножения, его связь с реше­нием практических задач на переход к меньшим меркам.

Моделировать действие умножения чисел с помощью предметов, схематических рисунков, прямоугольника, записывать умножение в числовом и буквенном виде, заменять сумму одинаковых слагаемых произведением слагаемого на количество слагаемых, и, наоборот (если возможно).

Называть компоненты действия умножения, наблюдать и выражать в речи зависимость результата умножения от увеличения (уменьшения) множителей, использовать зависимости между компонентами и результатами сло­жения, вычитания и умножения для сравнения выражений и для упрощения вычислений.

Устанавливать переместительное свойство умножения, записывать его в буквенном виде и использовать для вычислений.

Понимать невозможность использования общего способа умножения для случаев умножения на 0 и 1, исследовать

данные случаи умножения, делать вывод и записывать его в буквенном виде.

Составлять таблицу умножения однозначных чисел, анализировать ее выявлять закономерности, с помощью таблицы находить произведение однозначных множителей, решать уравнения с неизвестным множителем, запоминать и воспроизводить по памяти таблицу умножения на 2.

Решать текстовые задачи с числовыми и буквенными данными на смысл умножения.

Устанавливать способ нахождения площади прямоу­гольника (квадрата), выражать его в речи, записывать в виде буквенной формулы, использовать построенный способ для решения практических задач и вывода переме- стительного свойства умножения.

Составлять и сравнивать числовые и буквенные выра­жения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения наиболее рациональным способом, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, за­креплять изученные приемы устных и письменных вы­числений.

Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения, находить на­иболее рациональный способ.

Составлять задачи по заданному выражению (числовому и буквенному), задачи с различными величинами, имею­щие одинаковое решение.

Строить по клеточкам симметричные фигуры. Выполнять задания поискового и творческого характера. Разбивать на части (классифицировать) заданное мно­жество чисел по выбранному самостоятельно признаку.

Запоминать и воспроизводить по памяти на уровне автоматизированного умственного действия кратные числа 8 до 80 и числа 9 до 90.

Проявлять целеустремленность в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

72-77

(ч. II, уроки 31-36)

Смысл деления. Название и связь компонентов и результатов действия деления.

Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка умножения и деления.

Задачи на смысл действия деления (на равные части и по содержанию).

Деление с 0 и 1. Таблица деления на 2. Чет­ные и нечетные числа.

6

Понимать смысл действия деления, его связь с действием умножения (обратное действие) и с решением практических задач.

Моделировать действие деления чисел с помощью предметов, схематических рисунков, прямоугольника, записывать деление в числовом и буквенном виде, на­зывать компоненты действия деления.

Исследовать случаи деления с 0 и 1, делать вывод, за­писывать его буквенном виде и применять для ре­шения примеров.

Устанавливать взаимосвязь между действиями умноже­ния и деления, использовать ее для проверки правильно­сти выполнения этих действий, выявлять аналогию с взаимосвязью между сложением и вычитанием.

Запоминать и воспроизводить по памяти таблицу деления на 2, различать четные и нечетные числа для изученных случаев деления.

Решать задачи на смысл деления (на равные части и по содержанию).

Соотносить компоненты умножения и деления со сторо­нами и площадью прямоугольника.

Составлять и сравнивать числовые и буквенные выра­жения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения наиболее рациональным способом, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, за­креплять изученные приемы устных и письменных вы­числений.

Решать простые и составные задачи (2-4 действия), сравнивать различные способы решения, находить на­иболее рациональный способ.

Использовать зависимости между компонентами и ре­зультатами арифметических действий для сравнения выра­жений и для упрощения вычислений.

Составлять задачи по заданному выражению, схеме, а также задачи с различными величинами, имеющие оди­наковое решение.

Исследовать свойства прямоугольного параллелепипеда, применять выявленные свойства для решения задач.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять алгоритмы анализа объекта и сравнения двух объектов, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

78

(ч. II, уроки 22-36)

Контрольная работа № 4

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

79-82

(ч. II, уроки 37-39)

Таблица умножения и деления на 3. Виды углов.

Задачи на вычисление площади фигур, состав­ленных из двух прямоугольников.

4

Запоминать и воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления на 3.

Соотносить компоненты умножения и деления со сторо­нами и площадью прямоугольника.

Различать виды углов (острые, прямые, тупые), строить из бумаги их предметные модели, находить углы заданно­го вида в окружающей обстановке, определять виды углов многоугольника, строить углы заданного вида. Решать задачи на нахождение стороны и площади пря­моугольника, находить площадь фигур, составленных из прямоугольников.

Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения, находить на­иболее рациональный способ.

Составлять выражения, сравнивать их, используя свойства сложения и умножения.

Исполнять вычислительные алгоритмы, закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

83-90

(ч. III, уроки 1-8)

Уравнения вида a • x = b; a : x = b; x : a = b. Таблица умножения и деления на 4. Увеличение и уменьшение в несколько раз. Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

8

Соотносить компоненты умножения и деления со сторона­ми и площадью прямоугольника.

Строить общий способ решения уравнений вида a -x = b; a : x = b; x : a = b на основе взаимосвязи между сторо­нами и площадью прямоугольника, записывать его с помощью алгоритма, решать уравнения данного вида, используя построенный алгоритм, комментировать ре­шение и выполнять проверку решения.

Запоминать и воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления на 4.

Строить общий способ решения задач на увеличение и уменьшение в несколько раз, решать задачи данного ви­да на основе построенного способа.

Записывать действия «увеличение (уменьшение) на ...» и «увеличение (уменьшение) в ...» с помощью буквенных выражений.

Решать задачи на нахождение сторон, периметра и пло­щади фигур, составленных из прямоугольников.

Составлять и сравнивать числовые и буквенные выра­жения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения наиболее рациональным способом, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, за­креплять изученные приемы устных и письменных вы­числений.

Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения, находить на­иболее рациональный способ.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Составлять задачи по самостоятельно составленному выражению, а также задачи с различными величинами, имеющие одинаковое решение.

Чертить на клетчатой бумаге фигуры, равные данной, определять виды углов и виды многоугольников (в зависимости от числа сторон и вершин). Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

91-94

(ч. III, уроки 9-11)

Таблица умножения и деления на 5. Порядок действий в выражениях без скобок Делители и кратные.

4

Запоминать и воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления на 5.

Строить общий способ определения порядка действий в выражениях, содержащих все 4 арифметических действия (без скобок), применять построенный способ для вычи­слений.

Находить в простейших ситуациях делители и кратные заданных чисел.

Составлять и сравнивать числовые и буквенные выра­жения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения, строить и исполнять вычисли­тельные алгоритмы, закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений. Решать простые и составные задачи, сравнивать различ­ные способы решения, находить наиболее рациональный способ, составлять задачи по заданному выражению. Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Определять виды углов многоугольника, обозначать углы.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

95

(ч. II, уроки

37-39) (ч. III, уроки 1-11)

Контрольная работа № 5

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

96-104

(ч. Ш, уроки 12-20)

Таблица умножения и деления на 6, 7, 8 и 9. Порядок действий в выражениях со скобками.

Кратное сравнение чисел. Задачи на кратное

сравнение чисел.

Окружность.

9

Запоминать и воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления на 6, 7, 8 и 9.

Строить общий способ определения порядка действий в выражениях, содержащих все 4 арифметических действия (со скобками), применять построенный способ для вы­числений.

Наблюдать и выражать в речи зависимость результата деления от увеличения (уменьшения) делимого и делите­ля, использовать зависимости между компонентами и ре­зультатами деления для сравнения выражений.

Решать задачи на кратное сравнение чисел, вычисление площади фигур, составленных из прямоугольников.

Составлять, читать и записывать числовые и буквенные выражения, содержащие все 4 арифметические действия.

Определять порядок действий в выражениях, находить их значения, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений

Решать задачи и уравнения изученных видов, сравнивать условия и решения различных задач, выявлять сходство и различие, составлять задачи с различными величинами, имеющие одинаковое решение.

Различать окружность, соотносить ее с предметами окружающей обстановки.

Находить и обозначать центр, радиус, диаметр окруж­ность, строить с помощью циркуля окружность данного радиуса, узоры из окружностей с центрами в заданных точках.

Использовать таблицы для представления результатов выполнения задания.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Различать образец, подробный образец и эталон, пони­мать их назначение, использовать на разных этапах урока, и оценивать свое умение это делать (на основе применения определений).

105-107

(ч. Ш, уроки 21-22)

Умножение и деление на 10 и на 100. Вычерчивание узоров из окружностей.

3

Строить общие способы умножения и деления на 10 и на 100, применять их для вычислений при решении при­меров, задач, уравнений изученных видов. Строить с помощью циркуля узоры из окружностей с центрами в заданных точках.

Определять порядок действий в выражениях, находить их значение, закреплять изученные приемы вычислений. Применять свойства арифметических действий для упрощения выражений.

Выполнять задания поискового и творческого характера. Проявлять самостоятельность в учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе примене­ния эталона).

108

(ч. Ш, уроки 12-22)

Контрольная работа № 6

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

IV четверть (28 часов)

109-114

(ч. Ш, уроки 23-27)

Тысяча.

Объем фигуры. Единицы объема: кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр, соотношение между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда. Ре­шение задач на нахождение объема прямоу­гольного параллелепипеда. Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление круглых чисел.

6

Образовывать тысячу, читать и записывать число 1000, моделировать получение числа 1000 с помощью треугольников и точек разными способами (10 сотен; 9 сотен и 10 десятков; 9 сотен, 9 десятков т 10 единиц и др.), записывать соответствующие выражения. Сравнивать фигуры по объему, измерять объем различ­ными мерками на основе использования общего принци­па измерения величин.

Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами объема: 1 см3, 1 дм3, 1 м3, преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения объемов, выраженные в заданных единицах измерения. Строить общий способ нахождения объема прямоуголь­ного параллелепипеда по площади основания и высоте, записывать его в буквенном виде и использовать для решения задач.

Устанавливать сочетательное свойство умножения, за­писывать его в буквенном виде и использовать для вы­числений.

Выводить общий способ умножения и деления круглых чисел (в пределах 1000), применять его для вычислений. Составлять, читать и записывать числовые и буквенные выражения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения, строить и исполнять вычи­слительные алгоритмы, закреплять изученные прие­мы устных и письменных вычислений.

Решать задачи и уравнения изученных видов, сравни­вать условия и решения различных задач, выявлять сходство и различие, составлять задачи по выражениям, задачи с различными величинами, имеющие одинаковое решение.

Выполнять задания поискового и творческого характе­ра.

Фиксировать последовательность действий на втором шаге коррекционной деятельности, и оценивать свое уме­ние это делать (на основе применения эталона).

115-116

(ч. Ш, уроки 28-29)

Умножение суммы на число и числа на сум­му. Внетабличное умножение: 24-6; 6-24. Решение уравнений и задач на внетабличное умножение.

2

Устанавливать распределительное свойство умножения (умножение суммы на число и числа на сумму), записы­вать его в буквенном виде, применять для вычислений.

Выводить общие способы внетабличного умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двуз­начное (24 -6; 6 • 24), применять их для вычислений. Сравнивать выражения, используя взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий. Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи всех изученных типов с использованием внетабличного умножения.

Преобразовывать, складывать и вычитать единицы длины.

Выполнять задания поискового и творческого характе­ра.

Использовать приемы понимания собеседника без слов, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

117

(ч. Ш, уроки 23-29)

Контрольная работа № 7

1

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

118-128

(ч. Ш, уроки 30-40)

Деление суммы на число. Внетабличное деление: 72 : 6, 36 : 12.

Деление с остатком, связь между компонента­ми. Проверка деления с остатком. Новые единицы длины: миллиметр, километр. Систематический перебор вариантов. Дерево возможностей.

11

Устанавливать свойство деления суммы на число, за­писывать его в буквенном виде, применять для вычи­слений.

Выводить общие способы внетабличного деления двуз­начного числа на однозначное и двузначного на двузначное (72 : 6, 36 : 12), применять их для вычислений.

Моделировать деление с остатком с помощью схематиче­ских рисунков и числового луча, выявлять свойства деле­ния с остатком, устанавливать взаимосвязь между его компонентами, строить алгоритм деления с остатком, применять построенный алгоритм для вычислений.

Исследовать ситуации, требующие введения новых единиц длины - 1 мм, 1 км; устанавливать соотношения между 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м и 1 км; сравнивать длины отрезков, преобразовывать их, выполнять с ними арифметические действия.

Решать вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи всех изученных типов с использованием внетабличного деления.

Решать задачи на систематический перебор вариантов с помощью дерева возможностей.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Фиксировать положительные качества других, исполь­зовать их в соей учебной деятельности для достижения учебной задачи, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

129-136

(Повторение)

Повторение, обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.

Проектные работы по темам: «Математика и окружающий мир».

Портфолио ученика 2 класса.

Переводная и итоговая контрольные ра­боты

8

Повторять и систематизировать изученные знания.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью об­ращения к общему правилу

Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и кор­ректировать ее.

Собирать информацию в справочной литературе, Интернет- источниках о продолжительности жизни различных живот­ных и растений, их размерах, составлять по полученным данным задачи и вычислительные примеры, составлять «Задачник 2 класса».

Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы.

Систематизировать свои достижения, представлять

их, выявлять свои проблемы, планировать способы их решения.

урока

Содержание

( разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование урока

Основные виды учебной деятельности (УУД)


по

плану

по

факту



Повторение. Множество и его элементы.

7






1

Множество и его элементы.

1



Счётный материал, презентация «Множество и его элементы»

Уметь составлять множества, заданные перечислением и общим свойством элементов


2

Способы задания множества.

1



Набор предметных картинок, презентация «Множество и его элементы»

Знать способы задания множества


3

Равные множества. Число элементов множества. Пустое множество.

1



Таблица №3 Набор предметных картинок

Знать равные, пустое множества, число их элементов


4

Диаграмма Венна. Знаки и .

1



Набор предметных картинок набор геометр. фигур

Знать диаграмму Венна

Уметь изображать множества с помощью диаграммы Венна


5

Знаки. Диаграммы Эйлера-Венна.

1



набор геометр. фигур презентация «Множество и его элементы»

Уметь изображать множества с помощью диаграммы Венна


6

Диаграмма Венна. Закрепление.

1



Карточки с заданиями.

Уметь изображать множества с помощью диаграммы Венна


7

Контрольная работа по теме: «Множество и его элементы».


1



Набор предметных картинок набор геометр. фигур Карточки с заданиями.

Уметь использовать полученные навыки



Подмножество. Классификация.

10







Задачи на приведение к единице.

5






8

Работа над ошибками. Подмножество. Знаки и

1



Набор геометр. фигур презентация«Множество и его элементы»

Знать, что такое подмножество.

Уметь устанавливать является ли одно множество подмножеством другого, изображать множество и подмножество


9

Задачи на приведение к единице.

1



Таблица №4 Карточки с заданиями.

Уметь строить общий способ решения задач на приведение к единице, применять его для решения задач


10

Подмножество. Задачи на приведение к единице.

1



Таблица №3 мультимедийная презентация «Множество и его элементы»

Уметь применять способ решения задач на приведение к единице для решения задач


11

Пересечение множеств. Свойства пересечения множеств.

1



Набор геометр. фигур Набор предметных картинок

Знать свойства пересечения множеств


12

Пересечение множеств и его свойства.

1



Набор предметных картинок набор геометр. фигур

Знать свойства пересечения множеств


13

Пересечение множеств. Задачи на приведение к единице.

1



Таблица№4, презентация «Множество и его элементы»

Уметь анализировать свойство пересечения, решать задачи на приведение к единице


14

Объединение множеств.

1



Счётный материал Набор предметных картинок

Уметь анализировать свойство объединения


15

Запись умножения в столбик.


1



Таблица №8 , таблица умножения

Уметь строить способ записи внетабличного умножения в столбик, применять его для вычислений


16

Свойства объединения множеств.


1



Набор предметных картинок набор геометр. фигур

Уметь анализировать свойство объединения


17

Решение задач на приведение к единице.

1



Таблица №4, презентация: «Задачи на приведение к единице

Уметь решать задачи на приведение к единице


18

Запись умножения в столбик. Решение задач на приведение к единице (второй тип).

1



Таблица №4, презентация: «Задачи на приведение к единице

Уметь применять способ записи внетабличного умножения в столбик


19

Cвойства операции объединения множеств.

1



Набор предметных картинок Счётный материал Карточки с заданиями.

Знать свойства операции объединения множеств


20

Контрольная работа по теме:

«Множества и подмножества. Задачи на приведение к единице».

1




Сборник проверочных и контрольных работ

Уметь применять полученные знания


21

Работа над ошибками. Множество и его элементы.

1




Знать, что такое множества и его элементы












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по математике в 3 классе

Автор: Блашникова Людмила Николаевна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 140083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства