kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно –тематическое планирование по математике

 

класс 1

количество часов 132, в неделю-4 часа    

 

 

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального  общего образования по математике  и авторской программы  Е. Э. Кочурова. Математика  Класс:1–М: Вентана-Граф, 2011, 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Календарно»

Календарно-тематическое планирование по математике


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата урока

Изменения


Раздел 1. Первоначальные представления о множествах предметов, свойствах и форме предметов.

2




1-2

Тетрадь№1 Сходство и различие предметов.

Сравниваем.


2

Анализировать предметы с целью выявления в них сходства и различия;

Выделять из множества один или несколько предметов по заданному признаку.

Классифицировать элементы множества




Раздел 2. Отношения между предметами и между множествами предметов.

17





3

Называем по порядку. Слева направо. Справа налево.

1

Характеризовать предметы по форме, по размерам;

Анализировать предмет, расположенный левее (правее);

Изображать геометрические фигуры с помощью линейки-трафарета, копировальной бумаги.

Различать понятия: слева направо, справа налево.




4

Знакомимся с таблицей.

1

Исследовать предметы, расположенные в заданной строке (столбце)

Устанавливать пространственные отношения между предметами

Моделировать фишками элементы множества




5

Сравниваем.

1

Выделять элементы множества по заданному признаку

Сравнивать предметы по форме, по размерам.

Различать понятия: внутри, вне.



6

Работаем с числами от 1 до5

1

Различать число и цифру;

Устанавливать соответствие между количеством элементов множества и числом

Различать понятия: левее, правее




7

Работаем с числами от 6 до 9

1

Формулировать результат сравнения с использованием слов «длиннее», «короче»

Классифицировать фигуры по цвету и форме

Моделировать фишками элементы множества

Анализировать соответствие между множеством предметов и числом

Группировать числа по заданному или самостоятельному установленному правилу.



8

Конструируем

1

Конструировать фигуры из частей.

Развивать геометрическую наблюдательность

Различать цифру и число




9

Учимся выполнять сложение

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия



10

Находим фигуры

1

Сравнивать целое ( четырёхугольник) и его часть (треугольник)

Выделять из множества его подмножеств по заданному признаку

Развивать геометрическую наблюдательность

Устанавливать закономерности и продолжение узора




11

«Шагаем по линейке». Вправо. Влево.

1

Моделировать ситуации, сформулированной устно

Использовать шкалу линейки для порядкового счёта

Анализировать предметы в конструкции



12

Учимся выполнять вычитание

1

Устанавливать соответствия между рисунком и записью

Исследовать результаты вычитания с с использованием разрезного материала

Контролировать правильность выполнения задания



13-14

Сравниваем

2

Сравнивать способом составления пар из элементов двух множеств

Составлять вопросы к сюжетным картинкам

Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, поровну

Моделировать ситуацию увеличения числа элементов множества




15-16

Готовимся решать простые задачи

2

Моделировать сюжетную ситуацию

Устанавливать соответствия между: рисунком и моделью; рисунком и схемой

Конструировать домики по правилу

Наблюдать соответствия между текстом и моделью




17

Складываем числа

1

Моделировать ситуацию: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия

Называть числа от 1 до 7 и обратно

Составлять записи в соответствии с рисунком и вопросом



18

Вычитаем числа

1

Различать знаки арифметических действий

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия



19

Различаем числа и цифры

1

Различать цифры и числа

Моделировать состав числа 9

Анализировать образец и расположение геометрических фигур в прямоугольной таблице




Раздел 3.Число и счёт


16




20

Знакомство с числом и цифрой 0

1

Сравнивать изученные числа с 0

Устанавливать закономерности в записи и написании цифр в соответствии с установленной закономерностью

Анализировать схему и рисунок



21

Измеряем длину в сантиметрах

1

Составить алгоритм измерения длины отрезка

Моделировать состав числа 7

Составлять вопросы и записи к сюжетным картинкам



22.

Измеряем длину в сантиметрах

1

Составить алгоритм измерения длины отрезка

Моделировать состав числа 7

Составлять вопросы и записи к сюжетным картинкам



23

Тетрадь №2

Увеличение уменьшение числа на 1.

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения или уменьшения числа на 1

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



24

Увеличение уменьшение числа на 2.

1

Анализировать записи вида: 3и2=5

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения или уменьшения числа на 2

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



25

Работаем с числом 10

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



26

Измеряем длину в дециметрах

1

Измерять длину предмета с помощью линейки.

Изображать отрезок заданной длины

Сравнивать длину предмета « на глаз», проверять с помощью измерения





27.

Знакомство с многоугольниками

1

Называть фигуру, изображённую на рисунке

Различать многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник.

Анализировать образец и выполнение задания по образцу



28

Знакомство с задачей. Рассмотрение условия и вопроса как обязательных элементов задачи.

1

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Использовать геометрические образы для решения задачи

Презентовать различные способы рассуждения



29

Составляем и решаем простые задачи

1

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Использовать геометрические образы для решения задачи

Презентовать различные способы рассуждения



30

Составляем и решаем простые задачи

1

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Использовать геометрические образы для решения задачи

Презентовать различные способы рассуждения



31

Знакомимся и работаем с числами от 11 до 20

1

Анализировать состав числа второго десятка;

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Моделировать изученные арифметические зависимости



32

Знакомимся и работаем с числами от 11 до 20

1

Анализировать состав числа второго десятка;

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Моделировать изученные арифметические зависимости



33

Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах

1

Применять разные единицы измерения предметов: см и дм.;

Сравнивать предметы по их длине

Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения



34

Составляем задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, к схеме)

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



35

Работаем с числами от 1 до 20

1

Анализировать состав числа второго десятка;

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Моделировать изученные арифметические зависимости

Оценивать правильность составления числовой последовательности




Раздел 4.Арифметические действия

Свойства сложения и вычитания

32




36

Учимся выполнять умножение

1

Различать знаки арифметических действий;

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



37

Учимся выполнять умножение

1

Различать знаки арифметических действий;

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



38

Составляем и решаем текстовые задачи

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия



39

Работаем с числами от 1 до 20

1

Моделировать состав чисел 9 и 10 с учётом дополнительного условия

Сравнивать записи арифметических действий

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



40

Умножаем числа

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



41

Умножаем числа

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



42.

Решаем задачи на увеличение числа (на несколько единиц)

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия



43

Решаем задачи на уменьшение числа (на несколько единиц)

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия



44.

Проверяем, верно ли… Объяснение ответа (разными способами)

1

Моделировать поиск ответа на вопрос «Верно ли,что..?»

Использовать объяснение ответа разными способами

Презентовать различные способы рассуждения



45.

Учимся выполнять деление

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




46.

Делим числа

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




47.

Делим числа

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




48.

Сравниваем. Разные способы сравнения


1

Сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше» или «меньше»;

Использовать разные приёмы записи результата сравнения



49

Работаем с числами

1

Составлять модель числа

Группировать числа по заданному правилу



50.

Решаем задачи на разностное сравнение.


1

Моделировать ситуацию для выбора необходимого арифметического действия;

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Контролировать и устранять ошибки логического и арифметического характера



51.

Складываем и вычитаем числа

1

Сравнивать и классифицировать записи числовых выражений

Моделировать разные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости



52.

Складываем и вычитаем числа

1

Сравнивать и классифицировать записи числовых выражений

Моделировать разные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости



53.

Умножаем и делим числа

1

Различать знаки арифметических действий «х», «:»;

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



54.

Решаем задачи разными способами

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия



55

Закрепление по теме: «Решаем задачи разными способами»


1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия



56

Закрепление по теме: «Решаем задачи разными способами»


1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



57

Закрепление по теме: «Складываем и вычитаем числа»

1

Моделировать ситуацию для выбора необходимого арифметического действия;

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Контролировать и устранять ошибки логического и арифметического характера



58

Закрепление по теме: «Складываем и вычитаем числа»

1

Моделировать ситуацию для выбора необходимого арифметического действия;

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Контролировать и устранять ошибки логического и арифметического характера



59

Закрепление по теме: «Решаем задачи на разностное сравнение».


1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



60

Закрепление по теме: «Решаем задачи на разностное сравнение».


1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



61

Закрепление по теме: «Решаем задачи на разностное сравнение».


1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



62

Складываем и вычитаем числа

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



63

Закрепление по теме: «Складываем и вычитаем числа»

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



64-65

Тетрадь №3

Перестановка чисел при сложении

1

Моделировать свойства сложения;

Анализировать выбор необходимого арифметического действия;

Группировать числа по заданному правилу



66

Шар. Куб

1

Различать куб и квадрат;

Изготавливать модели геометрических фигур

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок



67

Шар. Куб

1

Различать куб и квадрат;

Изготавливать модели геометрических фигур

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок




Раздел 5. Таблица сложения в пределах 10

26




68

Сложение с числом 0

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



69

Сложение с числом 0

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия



70

Свойства вычитания

1

Анализировать компоненты при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Моделировать применение свойства вычитания.



71

Свойства вычитания

1

Анализировать компоненты при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Моделировать применение свойства вычитания



72

Вычитание числа 0

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию вычитания числа 0

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



73

Вычитание числа 0

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию вычитания числа 0

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



74

Повторение по теме «Свойства арифметических действий»

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



75

Деление на группы по несколько предметов

1

Классифицировать предметы по заданным признакам.

Сравнивать предметы в целях выявления в них сходства и различия



76

Повторение по теме «Свойства арифметических действий»

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



77

Повторение по теме «Свойства арифметических действий»

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи

Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия

Планировать решение задачи



78

Сложение с числом 10

1

Сравнивать число, большее данного на несколько единиц

Моделировать состав чисел 2,3,4,5,6;

Складывать и вычитать число по частям.



79

Сложение с числом 10

1

Сравнивать число, большее данного на несколько единиц

Моделировать состав чисел 2,3,4,5,6;

Складывать и вычитать число по частям.



80

Прибавление и вычитание 1

1

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения и вычитания числа 1;

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин



81

Прибавление и вычитание 1

1

Воспроизводить по памяти результаты табличного сложения и вычитания числа 1;

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин



82

Прибавление числа 2

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения числа на 2

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



83

Прибавление числа 2

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения числа на 2

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



84

Вычитание числа 2

1

Воспроизводить по памяти результаты табличного вычитания числа 2;

Устанавливать соответствия между рисунком и записью

Исследовать результаты вычитания с с использованием разрезного материала

Контролировать правильность выполнения задания



85

Вычитание числа 2

1

Воспроизводить по памяти результаты табличного вычитания числа 2;

Устанавливать соответствия между рисунком и записью

Исследовать результаты вычитания с с использованием разрезного материала

Контролировать правильность выполнения задания



86

Прибавление числа 3

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения числа на 3

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



87

Прибавление числа 3

1

Различать цифру и число

Моделировать ситуацию увеличения числа на 3

Использовать разные способы получения результата арифметического действия



88

Вычитание числа 3

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3;

Моделировать состав чисел 2,3.



89

Вычитание числа 3

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3;

Моделировать состав чисел 2,3.



90

Прибавление числа 4

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




91

Прибавление числа 4

1

Прогнозировать результат вычисления

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




92

Вычитание числа 4

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3;

Моделировать состав чисел 2,3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия




93

Вычитание числа 4

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3;

Моделировать состав чисел 2,3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия





Раздел 6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20

29




94

Прибавление и вычитание однозначного числа второго десятка без перехода через разряд и с переходом через разряд

1

Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий



95

Прибавление и вычитание однозначного числа второго десятка без перехода через разряд и с переходом через разряд

1

Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий



96

Прибавление и вычитании е числа 5

1

Различать число и цифру

Анализировать приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел.



97

Прибавление и вычитании е числа 5

1

Различать число и цифру

Анализировать приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел.



98

Прибавление и вычитании е числа 6

1

Различать число и цифру

Анализировать приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел.



99

Прибавление и вычитании е числа 6

1

Различать число и цифру

Анализировать приёмы вычислений: название одного, двух, трёх следующих за данным числом (предшествующих данному числу) чисел.



100

Повторение изученного по теме « Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий



101

Повторение изученного по теме « Прибавление и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий



102

Сравнение чисел

1

Моделировать по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания

Сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».



103

Сравнение чисел

1

Моделировать по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания

Сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».



104

Сравнение. Результат сравнения

1

Изображать результаты сравнения в виде графов с цветными стрелками;

Применять понятия: «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».

Характеризовать явления и события с использованием чисел и величин



105

На сколько больше или меньше?

1

Решать текстовые арифметические задачи

Сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».



106

На сколько больше или меньше?

1

Решать текстовые арифметические задачи

Сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше», «больше на», «меньше на».



107

Увеличение числа на несколько единиц.

1

Прогнозировать результат вычисления

Различать число и цифру

Сравнивать предметы по форме




108

Увеличение числа на несколько единиц.

1

Прогнозировать результат вычисления

Различать число и цифру

Сравнивать предметы по форме




109

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Моделировать свойства вычитания:

из меньшего числа нельзя вычесть большее.

Наблюдать за тем, что разность двух одинаковых чисел равна 0.



110

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Моделировать свойства вычитания:

из меньшего числа нельзя вычесть большее.

Наблюдать за тем, что разность двух одинаковых чисел равна 0.



111

Повторение изученного материала по теме «Сравнение чисел»

1

Моделировать свойства вычитания:

из меньшего числа нельзя вычесть большее.

Наблюдать за тем, что разность двух одинаковых чисел равна 0.



112

Повторение изученного материала по теме «Сравнение чисел»

1

Моделировать свойства вычитания:

из меньшего числа нельзя вычесть большее.

Наблюдать за тем, что разность двух одинаковых чисел равна 0.



113

Прибавление чисел 7, 8, 9.

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3,4,5,6,7,8,9;

Моделировать состав чисел 2,3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия




114

Прибавление чисел 7, 8, 9.

1

Анализировать и применять табличные случаи вычитания 1,2,3,4,5,6,7,8,9;

Моделировать состав чисел 2,3.

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия




115

Вычитание чисел 7, 8, 9.

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия



116

Вычитание чисел 7, 8, 9.

1

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия



117

Связь вычитания со сложением

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




118

Повторение материала по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий



119

Сложение и вычитание. Скобки.

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




120

Сложение и вычитание. Скобки.

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




121

Сложение и вычитание. Скобки.

1

Моделировать сюжетную ситуацию

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи




122

Диагностическая работа по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Проверить знания




Раздел 7. Осевая симметрия

10




123

Зеркальное отражение предметов

1

Контролировать последовательность действий при построении фигур, правильность и аккуратность записи.

Использовать алгоритм порядка действий при решении примеров



124

Зеркальное отражение предметов

1

Контролировать последовательность действий при построении фигур, правильность и аккуратность записи.

Использовать алгоритм порядка действий при решении примеров



125

Симметрия

1

Моделировать фигуру, симметричную данной.

Различать знаки арифметических действий



126

Симметрия

1

Моделировать фигуру, симметричную данной.

Различать знаки арифметических действий



127

Оси симметрии фигуры

1

Контролировать последовательность действий при построении фигур, правильность и аккуратность записи.

Использовать алгоритм порядка действий при решении примеров



128

Оси симметрии фигуры

1

Контролировать последовательность действий при построении фигур, правильность и аккуратность записи.

Использовать алгоритм порядка действий при решении примеров



129

Повторение материала по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Использовать изученные математические действия при решении задач

Применять свойства сложения и вычитания при выполнении действий

Контролировать последовательность действий при решении задач




130

Повторение материала по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Использовать изученные математические действия при решении задач

Применять свойства сложения и вычитания при выполнении действий

Контролировать последовательность действий при решении задач




131

Повторение материала по теме «Сложение и вычитание чисел второго десятка с переходом через разряд»

1

Использовать изученные математические действия при решении задач

Применять свойства сложения и вычитания при выполнении действий

Контролировать последовательность действий при решении задач




132

Повторение по теме: «Сложение и вычитание. Скобки»

1

Использовать изученные математические действия при решении задач

Применять свойства сложения и вычитания при выполнении действий

Контролировать последовательность действий при решении задач





Итого:

132ч








Просмотр содержимого документа
«Математика 1 класс»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения в соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебником «Математика» 1 класс (1, 2 части) (автор Е.Э Кочурова, В.Н. Рудницкая, М.: Вентана-Граф, 2011), рабочими тетрадями №1, №2, №3 для учащихся общеобразовательных учреждений (Е.Э. Кочурова.-М.:Вентана-граф, 2011.).

«Математика» как самостоятельный предмет изучается с первого полугодия первого класса. Программа реализует следующие цели обучения:

  • полноценное интеллектуальное развитие;

  • формирование мыслительных процессов;

  • развитие логического мышления и пространственных ориентировок;

  • обеспечение математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению.

В программе заложена основа для овладения школьниками определённым объёмом математических знаний, умений в соответствии с пятью содержательными линиями: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия: число, отношение, величина, геометрическая фигура, вокруг которых развёртывается содержание обучения.

Цели и задачи обучения математике.

Обучение математике в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;

  • предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике величины;

  • умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;

  • реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.

Важнейшими задачами обучения являются создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего успешного обучения в основной школе.



Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку.


Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • сформированная мотивация к обучению;

  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

  • способность к самоорганизации;

  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

  • владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).


Метапредметными результатами обучения являются:

    • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

    • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

    • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

    • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

    • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

    • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

    • адекватное оценивание результатов своей деятельности;

    • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

    • готовность слушать собеседника, вести диалог;

    • умение работать в информационной среде.


Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

    • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

    • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

    • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

    • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Программа предполагает формирование, развитие и совершенствование следующих универсальных учебных действий у учащихся:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

  • сравнивать числа;

  • упорядочивать данное множество чисел.

  • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов) моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

  • оценивать правильность предъявленных вычислений;

  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

  • анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

  • сравнивать значения однородных величин;

  • упорядочивать данные значения величины;

  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

  • планировать ход решения задачи;

  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

  • прогнозировать результат решения;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

  • различать геометрические фигуры;

  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

  • конструировать указанную фигуру из частей;

  • классифицировать треугольники;

  • распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

  • определять истинность несложных утверждений;

  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

  • конструировать алгоритм решения логической задачи;

  • делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных;

  • конструировать составные высказывания из двух простых высказываний с помощью логических слов-связок и определять их истинность;

  • анализировать структуру предъявленного составного высказывания; выделять в нем составляющие его высказывания и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания;

  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

  • переводить информацию из текстовой формы в табличную.


Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение учащимися начальных классов основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приема решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и вычислительных умений и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.















Планируемые результаты обучения


1. К концу обучения в первом классе ученик научится:

называть:

— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;

— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;

— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);

— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);

различать:

— число и цифру;

— знаки арифметических действий;

— круг и шар, квадрат и куб;

— многоугольники по числу сторон (углов);

— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);

читать:

— числа в пределах 20, записанные цифрами;

— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5  2 = 10, 9 : 3 = 3;

сравнивать

— предметы с целью выявления в них сходства и различий;

— предметы по размерам (больше, меньше);

— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);

— данные значения длины;

— отрезки по длине;

воспроизводить:

— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

— результаты табличного вычитания однозначных чисел;

— способ решения задачи в вопросно-ответной форме;

распознавать:

— геометрические фигуры;

моделировать:

— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использова­нием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;

— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычи­тание, умножение, деление);

— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;

характеризовать:

— расположение предметов на плоскости и в пространстве;

— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);

— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;

— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);

— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;

анализировать:

— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или оптимального решения;

классифицировать:

— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;

упорядочивать:

— предметы (по высоте, длине, ширине);

— отрезки в соответствии с их длинами;

— числа (в порядке увеличения или уменьшения);

конструировать:

— алгоритм решения задачи;

— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);

контролировать:

— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);

оценивать:

— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);

— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;

— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;

— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);

— измерять длину отрезка с помощью линейки;

— изображать отрезок заданной длины;

— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;

— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);

— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи информацию.

Может научиться:

сравнивать:

— разные приемы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;

воспроизводить:

— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;

классифицировать:

— определять основание классификации;

обосновывать:

— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических действий;

контролировать деятельность:

— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;

решать учебные и практические задачи:

— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;

— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;

— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;

— составлять фигуры из частей;

— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;

— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;

— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);

— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей,

— представлять заданную информацию в виде таблицы;

— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 класс

(4 ч х 33 нед. = 132 часов)


Множества предметов. Отношения между предметами и между множествами предметов*

Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты).

Соотношения между множествами предметов. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов), больше, меньше (на несколько предметов).

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать предметы (фигуры) по их форме и размерам;

  • распределять данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

  • сопоставлять множества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)


Число и счет

Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Сравнение чисел; запись результатов сравнения с использованием знаков , =, .

Универсальные учебные действия:

  • пересчитывать предметы; выражать результат натуральным числом;

  • сравнивать числа;

  • упорядочивать данное множество чисел.


Арифметические действия с числами и их свойства

Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл. Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, •, : .

Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения; сложение и вычитание с 0; умножение и деление с 0 и 1. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений: перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число.

Числовое выражение. Вычисление значений выражений. Составление выражений в соответствии с заданными условиями.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

  • воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

  • прогнозировать результаты вычислений;

  • контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;

  • оценивать правильность предъявленных вычислений;

  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный.


Величины

Длина, цена, стоимость и их единицы. Измерение длины. Соотношения между единицами однородных величин.

Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста). История возникновения месяцев года.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать значения однородных величин;

  • упорядочивать данные значения величины;

  • устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач.


Работа с текстовыми задачами

Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвестных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других моделей для представления данных условия задачи.

Планирование хода решения задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характеризующими процессы купли-продажи.

Примеры арифметических задач, решаемых разными способами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих решения; задач с недостающими и с лишними данными (не использующимися при решении).

Универсальные учебные действия:

  • моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

  • планировать ход решения задачи;

  • анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

  • прогнозировать результат решения;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

  • выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

  • наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.


Геометрические понятия

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки.

Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямоугольник.

Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепипед (куб), шар. Их распознавание на чертежах и на моделях.

Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

  • различать геометрические фигуры;

  • характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

  • конструировать указанную фигуру из частей;

  • классифицировать треугольники;

  • распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.


Логико-математическая подготовка

Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Определение оснований классификации.

Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как примеры истинных и ложных высказываний.

Простейшие доказательства истинности или ложности данных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.

Универсальные учебные действия:

  • определять истинность несложных утверждений;

  • приводить примеры, подтверждающие или опровергающие данное утверждение;

  • конструировать алгоритм решения логической задачи;

  • актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств (в том числе с опорой на изученные определения, законы арифметических действий, свойства геометрических фигур).


Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счетом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текстовой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определенным правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

  • собирать требуемую информацию из указанных источников; фиксировать результаты разными способами;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

  • переводить информацию из текстовой формы в табличную.


В программу изменения не внесены.



ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


  • Проверка усвоения программного материала учащимися 1-го класса проводится в форме индивидуальных и фронтальных устных проверок, выполнением графических и практических работ. Эти проверки проводятся в виде диагностических работ, составленных в нескольких вариантах, и оцениваются словесно.

  • Особое внимание в изучении курса уделяется формированию навыков самоконтроля – при введении нового материала, взаимоконтроля – в процессе его отработки.

  • В соответствии с письмом Министерства общего профессионального образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» в 1-м классе исключается система балльного оценивания, домашние задания не задаются, в I полугодии контрольные работы не проводятся.






№ п/п

Виды работ

Количество

1

Итоговая комплексная контрольная работа

1


Итого

1














ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

п/п


Наименование пособия

1

Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В. Е. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2

Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Е. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

3

Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: коррекционно-развивающая тетрадь «Я учусь считать» № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Е. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

4

Математика. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Е.Э. Кочуровой, О.А. Рыдзе. В 2-х ч./ Н.В. Лободина.- Волгоград:Учитель, 2010.

5

  1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана - Граф, 2011.

6

  1. Примерные программы начального общего образования: стандарты второго поколения в 2 ч. ч.2. – М.: Просвещение, 2011.


Наглядно-демонстрационные пособия

1

  1. Комплект таблиц «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах сотни»

2

  1. Комплект таблиц «Порядок действий»

3

  1. Комплект таблиц «Умножение и деление»

4

  1. Комплект таблиц «Простые задачи»


5

  1. Комплект таблиц «Математика 1 класс»


6

  1. Комплект таблиц «Математика. Геометрические фигуры и величины»


* Вводный раздел программы 1 класса.

12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс

Автор: Печенкина Наталья Романовна

Дата: 05.08.2014

Номер свидетельства: 111221



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства