Рабочая программа по разделу «Развитие элементарных математических представлений» для детей старшей группы компенсирующей направленности составлена на основе основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) «На пути к успеху», с учетом основного направления работы учреждения «Создание условий для охраны и укрепления психофизического здоровья детей».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Рабочая программа рассчитана на 72 периода непосредственно образовательной деятельности в год (2 раза в неделю), длительностью 25 мин.
Целью программы является создание системы коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности, предусматривающей овладение детьми элементарными математическими представлениями.
Каждое из периодов непосредственно образовательной деятельности содержит этапы: объяснения, игры, задания и упражнения для развития: зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, мышления и прочее.
____________________________________________________________________________________________
9 Макшанцева Е.Д. Детские забавы. – М.,1991.
21. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-
Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ (методические реко мендации)
1. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. – Ч.1, 2 – Смоленск, 2000.
Учебник- тетрадь для подготовки детей к обучению.
1. Е.В.Колесникова .Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4-6 лет. М, «Сфера», 2005.
№ | Планируемая дата | Факти ческая дата | Тема занятия | Цель | Содержание | Средства обучения |
1 2 | | | 1. Диагностика 2. Диагностика | | | |
3 4 | | | 1. Диагностика 2. Диагностика | | | |
5 6 | 17.09.13 18.09.13 | | 1. Соотнесение числа и количества. Цифра 1 2. Геометрическая фигура круг. | Учить воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить 1 по контуру. Учить детей составлять круг из частей. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 12,14. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 1 - 3 |
7 8 | 24.09.13 25.09.13 | | 1. Сравнение предметов. 2. Понятия «сверху», «снизу». | Учить детей сравнивать предметы по размеру: большой – маленький, больше – меньше., одинаковые по размеру. Учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, определять верх и низ на плоскости и на листе бумаги. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 15 – 18. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 4 |
9 10 | 1.10.13 2.10.13 | | 1. Знакомство с образованием и составом числа 2. 2. Признаки предметов | Учить детей устанавливать, что количество предметов не зависит от их цвета, формы, размера; учить выделять из множества по образу и слову, воспринимать с помощью различных анализаторов; познакомить с цифрой 2. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 19 – 24. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 5,6. |
11 12 | 8.10.13 9.10.13 | | 1. Понятия «Высокий – низкий», «выше – ниже», одинаковые по высоте. 2. Понятия «спереди, «сзади» (перед, за, между). | Дать детям понятия «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже», «одинаковые по высоте». На физкультурных занятиях познакомить детей с понятиями; «перед», «за», «между», «спереди», «сзади». | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 24 – 28. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 6,7 |
13 14 | 15.10.13 16.10.13 | | 1.Закреплениепонятий «больше – меньше» 2. Сравнение предметов по одному – двум признакам. | Учить детей сравнивать количество (1 и2) зрительно, на слух; решать практические задачи на конкретных предметах; различать цифры 1и 2, соотносить их с количеством. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 29 – 33. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» |
15 16 | 22.10.13 23.10.13 | | 1. образование числа 3, знакомство с цифрой 3. 2. Понятия «лево – право»,закрепление понятий :один, много, мало, несколько. | Закреплять навык пересчета предметов независимо от перемещения и расположения в пространстве; восприятие количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. Учить детей находить правое и левое в окружающем пространстве. Развитие внимания и памяти. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 33 – 38, 39 – 43. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 8,9,10 |
17 18 | 29.10.13 30.10.13 | | 1. Понятия «Высокий – низкий», «выше – ниже», одинаковые по высоте. 2. Пространственные понятия. | Закреплять понятия «высокий – низкий», «выше – ниже», «одинаковые по высоте». Закреплять пространственные понятия «верх», «низ», «левое», «правое», «середина», «в верху», «слева», «справа». «влево», «вправо» на плоскости и на листе бумаги. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 43 – 47. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 12. |
19 20 | 5.11.13 6.11.13 | | 1. Счет в прямом (до 3) и обратном порядке. 2. Геометрическая фигура квадрат. | Учить детей отсчитывать заданное количество пределах 3; видеть, устанавливать равенство и неравенство «плюс 1 минус1»; сравнивать числа и количества, давая определения «больше, меньше на 1». Дорисовать до заданного количества, соотносить количество с цифрами. Закрепить понятия «геометрическая фигура квадрат». Учить детей составлять квадрат из частей. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 47 – 51. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 13, 14. 22 |
21 22 | 12.11.13 13.11.13 | | 1. Понятия «длинный, короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «далеко –близко» («около», «рядом»). | Закреплять понятия «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине». Закреплять понятие «далеко – близко», (около, рядом). | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 51 – 54. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений». стр. 15 |
23 24 | 19.11.13 20.11.13 | | 1. Образование числа и знакомство с цифрой 4. 2. Понятия «больше, меньше» | Учить детей выделять из множества по образцу и слогу, соотносить с количеством пальцев, пересчитывание с называнием итогового числа; находить в окружающей обстановке, считать с помощью различных анализаторов. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 54 – 58. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 15,16 |
25 26 | 26.11.13 27.11.13 | | 1. Понятия «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине». 2. Понятия «внутри», «снаружи». | Закреплять понятия «длинный – короткий», «длиннее – короче», «одинаковые по длине». Побеседовать с детьми о том, что до прогулки они находились в здании детского сада (внутри), а после того, как вышли из дверей, оказались с наружи. Закреплять понятия «внутри», «снаружи». | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 60 – 62. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 17,18 |
27 28 | 3.12.13 4.12.13 | | 1. Составление числа 4 разными способами. 2. Понятия «столько же, одинаково, поровну». | Закреплять знания о числовом ряде в пределах 4; закреплять навык пересчета предмета независимо от направления счета; учить называть итог счета, согласовывать числительные существительными. Формировать понятия «столько же», «одинаково», «поровну». | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 63 – 66. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 19 |
29 30 | 10.12.13 11.12.13 | | 1. Цифра 0. 2. Знакомство с тетрадью в клетку. | Учить сравнивать числа и количества, давая определение «больше, меньше на один»; отсчитывать заданное количество в пределах 5. Учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 66 -70 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 28 |
31 32 | 17.12.13 18.12.13 | | 1. Закрепление понятий «больше, меньше». 2. Уравнивание групп предметов. | Закреплять последовательность чисел в числовом ряду; учить сравнивать количество Учить детей уравнивать количество предметов путем увлечения или уменьшения их количества; сопровождать практические действия словами (стало больше, стало поровну, стала меньше). | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 70 – 73. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» |
33 34 | 24.12.13 25.12.13 | | 1. Образование числа 5. Цифра 5. 2. Геометрическая фигура треугольник. | Закреплять счет и отсчет предметов; место числа 5 в числовом ряду. Учить детей составлять треугольники и з частей. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 76 -79. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 29,30 |
35 36 | 21.01.14 22.01.14 | | 1. Понятия «вчера, сегодня, завтра», «раньше, позже» 2. Понятие «пара» | Учить устанавливать последовательность событий. Вводить в активный словарь детей понятие «пара». | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 79 – 82, | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр30 |
37 38 | 28.01.14 29.01.14 | | 1. Понятия «толстый, тонкий», «одинаковые по толщине». 2. Порядковый счет до 5. | Учить детей счету движений, счету предметов на ощупь, счету в прямом и обратном порядке, счету от заданного числа до 5. Учить отвечать на вопросы: «который по счету?», «на каком месте?». Закреплять понятия: «толстый, тонкий», «толще, тоньше», «одинаковые по толщине». | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 82 – 85. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 20 |
39 40 | 4.02.14 5.02.14 | | 1. Числовой ряд до 6, образование числа 6. 2. Части суток, их последовательность. | Учить детей считать предметы в пределах 6 с присчитыванием и отсчитыванием по 1. Считать с использованием различных анализаторов. Воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Знакомить детей с частями суток, учить соотносить дейсвия в течении суток. Развивать внимание, память. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 87 – 91. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 31 |
41 42 | 11.0214 12.02.14 | | 1. Образование числа 7. 2. Сравнение множеств. | Учить детей соотносить предметы в пределах 7, знать место числа 7 в числовом ряду; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Учить детей сравнивать множества путем приложения на предметном материале; уравнивать множества, путем добавления и убавления предметов. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 92 – 96. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 32 |
43 44 | 18.02.14 19.02.14 | | 1. Образование числа 8. 2. Равенство и неравенство (+1-1), сравнение количества. | Учить отсчитывать предметы в пределах 8; считать с помощью слухового и двигательного анализаторов; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Учить детей видеть и устанавливать равенство и неравенство (+1-1), сравнивать количества, давая определение больше(меньше) на 1, дорисовать до заданного количества. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 96 – 100. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 34 |
45 46 | 25.02.14 26.02.14 | | 1. Числовой ряд до 8. 2. Геометрические фигуры 6круг, треугольник, квадрат. | Учить находить место числа в числовом ряду, называть «соседей» числа. Закреплять знания детей о геометрических фигурах. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 102 – 105. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 34 |
47 48 | 4.03.14 5.03.14 | | 1. Счет до 8 и обратно. 2. Число 8, цифра 8. | Закреплять счет до 8, повторить цифры ,до 8, Закрепить умение соотносить количество ицифру. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий). | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 35 |
49 50 | 11.03.14 12.03.14 | | 1. Образование числа 9. 2. Сравнение множеств. | Учить детей отсчитывать предметы в пределах 9; считать с помощью двигательного анализатора; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Учить детей сравнивать множества (больше – меньше на 1,2); уравнивать группы предметов. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 105. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 36 |
51 52 | 18.03.14 19.03.14 | | 1. Числовой ряд до 9. 2. Уравнивание групп предметов. | Учить детей находить место числа в числовом ряду; дорисовывать до заданного числа; считать в прямом и обратном порядке. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий).Стр 108 – 110. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 37 |
53 54 | 25.03.14 26.03.14 | | 1. Образование числа10. 2. Счет до 10. | Учит детей находить место числа в числовом ряду; отсчитывать предметы в пределах 10; воспроизводить числовой ряд от заданного до заданного числа. Учить количественному счету и порядковому. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 110 – 112. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 39 |
55 56 | 1.04.14 2.14.14 | | 1.Повторение. 2. Повторение. | Закрепление пройденного материала. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 112 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 38 |
57 58 | 8.04.14 9.04.14 | | 1. Соотнесение числа и количества. 2. Повторение. | Учить детей выкладывать числовой ряд до10; Считать в обратном порядке, считатьс любого заданного числа. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 112 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 40 |
59 60 | 15.04.14 16.04.14 | | 1. Выделение количества, большего, чем названное на 1. 2.Повторение. | Учить отсчитывать , выделять количество больше числа на 1. Закреплять навыки счета прямого и обратного. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 114 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 40 |
61 62 | 22.04.14 23.04.14 | | 1. Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. 2. Повторение. | Учить детей сравнивать предметы по размеру; составлять группы предметов с заданными свойствами. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 116 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений»43 |
63 64 | 29.04.14 30.04.14 | | 1. Выделение количества, большего или меньшего, чем названное число на 1. 2. Выделение количества, большего или меньшего, чем названное число на 1. | Учить детей отсчитывать, выделять количество больше или меньше числа на 1. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 118 | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 44 |
65 66 | 6.05.14 7.05.14 | | 1. Повторение состава числа 2 и 3. 2. Повторение состава числа 2 и 3. | Повторять состав чисел 2 и 3. Учить детей решать задачи в пределах 3. Развивать внимание наблюдательность , зрительную и слуховую память. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 120. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр45, 46 |
67 68 | 13.05.14 | | 1. Повторение состава числа 4. 2. Повторение состава числа 5. | Закрепить счет в пределах 10, прямой, обратный. Учить детей решать задачи в пределах 4. Развивать логическое мышление. | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 122 – 124. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 47,48. |
69 70 | 20.05.14 | | 1.Повторение 2.Повторение | Закрепить умения счета в пределах 10 . | См. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» (конспекты занятий) стр. 124 – 126. | См.рабочая тетрадь по математике. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» стр. 49,50. |
71 72 | 20.05 – 30.05 | | 1Диагностика 2.Диагностика | | | |