№ Занятия | Цели и задачи | Программное содержание | Дидактический наглядный материал |
Занятие 1 | • Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и величины фигур. | часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?» Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар): «Что вы нашли? Какого цвета шар?» Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.) Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить.) часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)». Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую —куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке. часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы — в зеленую. В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.) Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними. | Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик. Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы. |
Занятие 2 | | I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена. Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по величине? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“». II часть. Игровое упражнение «Построим башенки». Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по величине, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню. | Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разной величины; 3—4 больших кубика. Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3—4 шт. для каждого ребенка). |
Занятие 3 3 3 | Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало. | К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати. Дети расставляют матрешек. Воспитатель. Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.) В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек. | Демонстрационный материал. Кукла. Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей). |
Занятие 4 | • Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного | часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами. Воспитатель. Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка? Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу. Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного.) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей? Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель. Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках? часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч». Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака: Мой веселый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь, Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой. | Демонстрационный материал. Петрушка, корзина. Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и величины (по одному для каждого ребенка). |
Занятие 5 | Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем. | Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши». часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям воспитатель предлагает рукой обвести круг. часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать. Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему?» (Нет колес.) Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек. часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.) Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?» Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки. Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках?» (Ни одной. Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой. | Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой. Раздаточный материал. Круги одинаковой величины и цвета, уточки. |
Занятие 6 | Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький. | часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей». На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?» Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?» Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют свои действия: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку...)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?» часть. Игра «Чудесный мешочек». В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета. Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой. Аналогичные действия выполняются с другим кругом. Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются. IIIчасть. Игровое упражнение «Испечем оладушки». Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие —на маленький. | Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета. Раздаточный материал. Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки. |
Занятие 7 | Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный короткий, длиннее —короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. | Игровая ситуация «Мы —веселые ребята». Занятие проводится в спортивном зале. часть. На полу две картонные дорожки разной длины. Воспитатель спрашивает детей, что можно сказать о длине дорожек. Показывает, как это можно узнать с помощью наложения и приложения дорожек. Затем просит детей показать длинную (короткую) дорожку, пройти по длинной (короткой) дорожке. Уточняет длину дорожек. часть. Воспитатель обращает внимание детей на корзины с мячами: «Что можно сказать о величине мячей? Сколько больших мячей? (Много.) Возьмите по одному большому мячу. Сколько каждый из вас взял мячей? (Один.) Сколько сейчас больших мячей в корзине? (Ни одного.) Давайте попробуем прокатить мячи по длинной дорожке. Как сделать так, чтобы в корзине опять стало много мячей?» (Ответы детей.) Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель уточняет, по сколько мячей каждый ребенок положил в корзину и сколько их стало. Аналогичное упражнение дети выполняют с маленькими мячами. Дети прокатывают их по короткой дорожке, складывают в корзину с большими мячами и отвечают на вопросы воспитателя: «Сколько маленьких мячей? (Много.) Сколько больших мячей? (Много.) Сколько больших и маленьких мячей вместе?»(еще больше, очень много) IIIчасть. Подвижная игра «Догони мяч». Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям догнать и взять по одному мячу. («Сколько мячей ты догнал?») Собранные мячи дети складывают обратно в корзину, а воспитатель выясняет: «Сколько мячей ты положил в корзину? Сколько мячей стало в корзине?» Игра повторяется несколько раз. | Демонстрационный материал. Две картонные дорожки одинакового цвета, но разной длины, две корзины с большими и маленькими мячами. Раздаточный материал. Большие и маленькие мячи (для каждого ребенка по одному мячу). |
Занятие 8 | Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный — короткий, длиннее — короче. | Игровая ситуация «Магазин игрушек». часть. Воспитатель приглашает детей посетить магазин игрушек. На стульчиках и столах разложены игрушки: по одной и по несколько штук. Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы и выясняют, какие игрушки продаются в магазине и сколько их. По указанию воспитателя дети «покупают» одну или много игрушек. Взрослый выясняет: «Какие игрушки ты купил? Сколько игрушек ты купил?» часть. Воспитатель предлагает детям подобрать ленточки к коробкам для игрушек. Дети рассматривают коробки, а воспитатель выясняет: «Чем отличаются коробки? Коробки одинаковые по величине? Покажите большую (маленькую) коробку. Чем мы сможем перевязать коробки?» Воспитатель просит сравнить ленточки: «Что можно сказать о длине ленточек? Как это можно узнать? Как сравнить ленточки по длине?» (Наложением или приложением.) Дети сравнивают ленточки способами наложения или приложения, показывают длинную (короткую) ленточку, результаты сравнения обозначают словами длинная — короткая, длиннее —короче. Дети раскладывают ленточки в коробки: длинные в большую, короткие в маленькую. IIIчасть. Игровое упражнение «Завяжем коробки ленточками». Воспитатель вместе с детьми выясняет, ленточкой какой длины можно перевязать большую (маленькую) коробку Предварительно они сравнивают ленточки по длине, находят длинную (короткую) ленту и перевязывают коробки. | Демонстрационный материал. Четыре-пять групп игрушек, 2 коробки разной величины, 2 ленты одного цвета разной длины. Раздаточный материал. Ленточки одного цвета, но разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка). |
Занятие 9 | Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат. | Игровая ситуация «Почтальон принес посылку». часть. Воспитатель сообщает детям, что почтальон принес им посылку. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что же им прислали. Он поочередно достает из коробки игрушки, просит детей назвать их, выясняет количество предметов: «Сколько пирамидок нам прислали? Сколько машин (матрешек, мячей) в посылке? Каких игрушек нам прислали много? А каких игрушек по одной?» часть. Воспитатель достает из посылки круг и выкладывает на фланелеграф: «Какая это фигура? (Круг.) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру. Затем достает квадрат, кладет рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей: «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?» Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы). часть. Игровое упражнение «Покажи и прокати». У детей на столах лежат круги и квадраты. Воспитатель предлагает ребятам взять круг, назвать фигуру и обвести его рукой. Аналогичные действия выполняются с квадратом. Затем воспитатель просит детей попробовать прокатить по столу сначала круг, а потом квадрат и выясняет: «Можно прокатить квадрат? Что мешает квадрату?»(углы). | Демонстрационный материал. «Посылка» с игрушками (машины, матрешки, пирамидка, мяч); квадрат и круг одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга — 14 см). Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина сторон квадрата и диаметр круга —8 см). |
Занятие 10 | Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. | часть. Дети путешествуют по группе под музыку «Голубой вагон» (музыка и слова В. Я. Шаинского). Первая остановка в кукольном уголке. Воспитатель. Что есть в кукольном уголке? Каких игрушек много? Каких игрушек только по одной? Затем дети останавливаются в книжном уголке, уголке природы, гараже и отвечают на аналогичные вопросы воспитателя. часть. Дидактическая игра «Почини поезд». На столе разложены круги и квадраты. Воспитатель просит детей найти круги и выясняет: «Какого цвета круги? Что с ними можно делать?» (Катать.) Затем по заданию воспитателя ребята находят квадраты, называют фигуры и пробуют покатать их по столу. Воспитатель напоминает, что квадрату мешают углы, и просит детей показать их. В конце занятия дети «чинят» поезд, комментируя свои действия: круги кладут вместо колес, квадраты — вместо окошек. | Демонстрационный материал. Игрушки,книжки,машинки Раздаточный материал. Круги и квадраты одинакового цвета (длина стороны квадрата 8 см, диаметр круга 8 см. |
Занятие 11 | Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный —короткий, длиннее—короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке. | часть. Колобок показывает детям два клубочка и спрашивает: «Что это? Какого цвета клубочки? Что можно сказать о величине клубочков?» Колобок предлагает детям пойти за клубочками и посмотреть, куда они приведут. С большим клубочком дети попадают в физкультурный зал. «Что интересного вы здесь видите? — спрашивает воспитатель. — Каких предметов здесь много, во что могут поиграть все дети? Каких предметов по одному, во что может поиграть только колобок?» С маленьким клубочком дети попадают в... (по усмотрению воспитателя) и отвечают на аналогичные вопросы. Воспитатель предлагает размотать клубочки и сравнить шнурочки по длине: «Найдите и покажите длинный шнурочек. Найдите и покажите короткий шнурочек. Что можно сказать о длине красного шнурочка по сравнению с синим шнурочком? Что можно сказать о длине синего шнурочка по сравнению с красным шнурочком?» Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что из длинной ниточки можно смотать большой клубок, а из короткой — маленький клубочек. часть. Игра «Карусели». Дети берутся за шнуры и образуют две «карусели»: большую и маленькую. «Карусели» движутся под музыку. | Демонстрационный материал. Оборудование и атрибуты физкультурного зала, 2 шнура разного цвета и длины (свернуты в большой и маленький клубки), колобок. |
Занятие 12 | Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный —короткий, длиннее —короче. | часть. Со словами «серенькая кошечка села на окошечко» воспитатель вносит кошку и сажает ее на подоконник. Вместе с ней дети смотрят в окно и отвечают на вопросы воспитателя: «Что вы видите на улице? Каких предметов много на улице? Каких предметов по одному?» часть. Воспитатель предлагает детям взять зеленые и желтые карандаши и сравнить их по длине. Уточняет способы сравнения предметов (наложением или приложением) и просит провести рукой вдоль карандашей, показывая и называя их длину: «Что можно сказать о длине зеленого карандаша? Что можно сказать о длине желтого карандаша? Поставьте карандаши в стаканчики: в большой—длинный карандаш, в маленький —короткий карандаш». часть. Подвижная игра «Найди свой домик». На ковре лежат круг и квадрат. Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, —к квадрату. Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор. Повторяя игру, воспитатель меняет местами фигуры. В конце занятия все вместе поют песенку для кошки. | Демонстрационный материал. Круг (диаметр 14 см), квадрат (длина стороны 14 см) одинакового цвета; игрушка кошка, большой и маленький стаканы для карандашей, поднос для геометрических фигур. Раздаточный материал. Карандаши разных цветов (длина—10 см и 20 см); круги (диаметр 7-8 см), квадраты (длина стороны 7—8 см). |
Занятие 13 | Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. | Iчасть. Воспитатель. К нам в гости пришел снеговик и принес подарки: ведерки и совочки. Давайте расставим ведерки в ряд. Ребенок расставляет ведерки. Воспитатель сопровождает его действия словами: «Одно ведерко, еще одно...» Воспитатель. Сколько ведерок ты поставил? (Много.) А теперь в каждое ведерко положи по одному совочку.Ребенок выполняет задание, уточняя последовательность действий. Воспитатель. Сколько совочков ты положил? (Много.) В каждом ведерке есть совочек? По сколько у нас ведерок и совочков? (По много.) Правильно, по много, а можно сказать поровну. часть. Дети вместе с воспитателем рассматривают карточки с изображением снеговиков. Воспитатель. Что изображено на карточке? Сколько снеговиков? Чего не хватает у снеговиков? (Ведерок.) Давайте каждому снеговику наденем шапочку-ведерко. Воспитатель уточняет правила раскладывания предметов, используя поэтапную инструкцию. Воспитатель. Сколько шапочек-ведерок? (Много.) У каждого снеговика есть шапочка? Что можно сказать о количестве снеговиков и шапочек? (По много.) Как еще можно сказать: по сколько снеговиков и шапочек? (Поровну.) часть. Игровое упражнение «Найдем потерявшуюся варежку». В начале игры воспитатель просит детей показать правую и левую руки. Затем раздает детям варежки, но только на одну руку. Дети определяют, на какую руку у них уже есть варежка, и подбирают варежку на другую руку (они лежат на столе у воспитателя). Правильность выполнения задания дети проверяют путем непосредственного прикладывания руки к варежке. | Демонстрационный материал. Игрушка снеговик, 4 ведерка, 4 совочка. Раздаточный материал Однополосные карточки с изображениями 3—4 снеговиков без шапочек-ведерок, на подносах—по 3—4 шапочки-ве- дерка, контурные изображения варежек на правую и левую руки. |
Занятие 14 | Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько —сколько. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный —короткий, длиннее —короче. | I часть. Игровая ситуация «Соберем куклу на прогулку». Воспитатель сообщает детям, что кукла собирается на прогулку, и просит помочь ей выбрать шарфик. Воспитатель показывает шарфики и спрашивает: «Какого цвета шарфики? Как нужно раз-ложить шарфики, чтобы было видно, одинаковой они длины или разной?» Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сравнить шарфики. («Что можно сказать о длине шарфиков?») При необходимости воспитатель оказывает помощь; следит, чтобы дети, показывая длину («Покажите длинный (короткий) шарфик»), проводили рукой вдоль шарфика от начала до конца. После сравнения шарфиков воспитатель выясняет: «Какой шарфик мы завяжем кукле: длинный или короткий?» часть. Воспитатель обращает внимание детей на веточки, которые лежат на подносах: «Что это? (Веточки.) Что можно сказать о длине веточек? Сравните их. Покажите длинную (короткую) веточку. Посадите на короткую веточку одну птичку. Сколько птичек вы посадили на короткую веточку? На длинную веточку посадите много птичек. Сколько птичек вы посадили на длинную веточку?» Воспитатель обобщает ответы детей. часть. Подвижная игра «Птички в гнездышках».Дети встают в два ряда напротив друг друга. Каждый ребенок делает себе гнездышко из шнура, расположив его в форме круга. Под музыку ребята имитируют движения птичек. По окончании музыки, на слова: «Погода испортилась, начинается дождик», дети прячутся —каждый в своем гнездышке. Воспитатель комментирует: «В этом гнездышке одна птичка, в этом тоже одна...» Затем просит детей сравнить количество птичек и гнездышек: «Сколько гнездышек? Сколько птичек? Что можно сказать о количестве птичек и гнездышек?» (Поровну.) Игра повторяется несколько раз. | Демонстрационный материал. Два шарфика одинакового цвета, но разной длины, кукла. Раздаточный материал. Ветки разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), птички, вырезанные из картона (по 5 шт. для каждого ребенка), шнуры. |
Занятие 15 | Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько —сколько. | часть. Воспитатель выкладывает из кирпичиков широкую и узкую дорожки и предлагает детям отправиться в гости к козлятам.По окончании пути воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую (узкую) дорожку». Дети сравнивают дорожки, выясняют, что одна из них шире, а другая уже. часть. Воспитатель предлагает детям разложить на карточках картинки с изображением козлят. Предварительно напоминает правила раскладывания предметов.Когда дети справятся с заданием, воспитатель выясняет: «Сколько козлят у мамы-козы? (Много.) Что принесла мама-коза своим козлятам? (Капусту.) Сколько кочанов капусты она принесла?» (Много.) | Демонстрационный материал. Широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из строительного материала; картинка с изображением козы.
|
Занятие 16 | Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий—узкий, шире—уже. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. | I часть. Воспитатель читает потешку, а дети в такт стихотворению хлопают в ладоши Ладушки. ладушки! Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала. Пете—один. Тане—один. Саше —один. Маше—один. Хороши оладушки У нашей доброй бабушки! Воспитатель детям карточки и предлагает расставить на них блюдца (предварительно напоминает правила раскладывания предметов): «Сколько блюдечек вы поставили? На каждое блюдечко положите по о дном} оладушку. Сколько оладушек вы положили? На каждом блюдечке лежит один оладушек? Что можно сказать о количестве блюдечек и оладушек? По сколько их?» (Поровну.) II часть. На пол} — два ручейка (картонные полоски). Воспитатель Реб-та. давайте соберем для бабушки цветочки.Но чтобы это сделать, мы должны перейти через ручейки. Одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеек. А теперь узкий. Давайте перешагнем через широкий ручеек. Дети делают большой шаг. Воспитатель. А теперь перейдем через узкий ручеек. Дети делают маленький шаг. Воспитатель. Почем} мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький? (Воспитатель побуждает детей использовать слова шире, уже.) | Демонстрационный материал. Два изготовленных из картона ручейка, разных по ширине; цветы с круглой и квадратной сердцевинами. |
Занятие 17 | Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько —сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий—узкий, шире—уже, одинаковые по ширине. | часть. Зайчик приносит детям письмо. В письме геометрические фигуры: круг и треугольник. Воспитатель достает круг и прикрепляет его на фланелеграф: «Что нам принес зайчик? (Круг.) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает обвести круг пальчиком. Затем достает треугольник и кладет рядом с кругом: «Что нам еще принес зайчик? Кто знает, как называется эта фигура?» Воспитатель предлагает детям хором повторить название фигуры, некоторым детям показать ее стороны и углы. Воспитатель обобщает ответы и действия детей. часть. Игровое упражнение «Найди такую же». Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры —круг и треугольник. Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их. Затем воспитатель предлагает обвести фигуры рукой и наложить круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны. Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга. | Демонстрационный материал. Игрушка —заяц, письмо, круг (диаметр 10 см), треугольник (длина стороны 10 см), 2 «ледяные» дорожки одинаковой длины, изготовленные из картона (ширина одной 30 см, другой—15 см). |
Занятие 18 | Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько — сколько. Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом | часть. Воспитатель ввозит в группу машину с кубиками и матрешками: «Посмотрите: какие игрушки лежат в кузове машины? (Ответы детей.) Давайте все кубики поставим на верхнюю ступеньку лесенки. Сколько кубиков мы поставили? (Много.) А теперь на каждый кубик поставим матрешку. Один кубик — одна матрешка. Сколько матрешек? (Много.) Что можно сказать о количестве кубиков и матрешек? (Поровну.) Посмотрите, матрешки „спрыгнули44 с кубиков (ставит матрешек на нижнюю ступеньку лесенки и сопровождает действия словами: „Один кубик—одна матрешка"). Под каждым кубиком стоит матрешка? Матрешек и кубиков поровну?» (Ответы детей.) часть. Перед детьми карточки с изображением матрешек. Воспитатель предлагает детям дать каждой матрешке один мячик. Дети раскладывают мячи на нижней полоске карточки. (Предварительно воспитатель напоминает правила раскладывания предметов.) часть. На фланелеграфе квадрат и треугольник разных цветов. Воспитатель уточняет названия фигур и спрашивает: «Что есть у квадра- та? (Стороны, углы.) Сколько сторон (углов)?» (Много.) Воспитатель предлагает показать стороны (углы). Аналогичные вопросы воспитатель задает о треугольнике. Затем спрашивает: «Чем похожи квадрат и треугольник? (Есть сто- роны и углы.) Чем отличаются фигуры?» Воспитатель накладывает треугольник на квадрат (см. рис.). Обра- щает внимание, какие углы у квадрата и треугольника имеют пары («дружат»), у каких углов квадрата нет «друзей». (Показывает.) Анало- гичные вопросы воспитатель задает о сторонах фигур. Воспитатель обобщает: «У квадрата больше сторон и углов». часть. Дидактическая игра «Найди свой домик» (см. Декабрь, занятие 2). В игре используются круг, квадрат, треугольник. | Демонстрационный материал. Грузовик, кубики (5 шт.), матрешки (5 шт.); круг (диаметр 10 ev. квадрат (длина стороны 10 см), равнобедренный треугольник (длина стороны 10 см); лесенка. |
Занятие 19 | собом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько —сколько. метрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). значать их словами вверху—внизу, слева — справа. | часть. Воспитатель прехлагает детям прослушать фрагмент песенки «В лесу родилась елочка». Затем раздает им карточки и просит выполнить следующие задания: «На верхних полосках карточек разложите елочки. Сколько елочек вы положили? Под каждой елочкой спрячьте глного зайчика. (Предварительно уточняет правила раскладывания трелметов.) Сколько зайчиков? Сколько елочек? Что можно сказать о количестве елочек и зайчиков? (При ответе на вопрос лети используют слова по много, поровну, столько-сколько.)» часть. Игровое упражнение «Игрушки для елочки». На фланелеграфе выложены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (игрушки лля елочки). Воспитатель просит детей назвать фигуры, показать их стороны и углы. часть. Игро=-:с ;~ражнение «Украсим елочку». Воспитатель р^зп:зет ззетям плоскостные изображения елочек и предлагает украсить их пзетными игрушками-«льдинками» (геометрическими фигураv:.-: В процессе выполнения упражнения уточня ется форма, величина, пз^т и пространственное расположение игрушек на елочке. В конце занят -: - лети золят хоровод вокруг елочки под песенку «В лесу родилась ел очка». Во время проигрыша дети выполняют хлопки вверху, внизу, слева. справа. | Демонстрационный материал. Фланелеграф, круг, квадрат, треуголь- ник, елка. |
Занятие 20 | Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий—низкий, выше —ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько — сколько. | часть. Воспитатель предлагает детям отправиться в зимний лес и рассмотреть деревья, которые растут в нем. Он ставит на стол две елочки, контрастные по высоте, и спрашивает: «Как называются эти деревья? Что можно сказать о высоте деревьев?» Воспитатель проводит рукой вдоль каждой елочки (снизу вверх), показывая их высоту, и поясняет: «Это высокая елочка, а это низкая елочка». Затем спрашивает: «Что можно сказать о высоте этой елочки (указывает на высокую (низкую) елочку) по сравнению с этой елочкой (указывает на низкую (высокую) елочку)?» Воспитатель добивается того, чтобы результаты сравнения дети обозначали словами выше, ниже. часть. Игровая ситуация «Построим заборчик вокруг елочки». Воспитатель предлагает рассмотреть заборчики и сравнить их по высоте. («Что можно сказать о высоте заборчиков? Как это можно узнать?») Дети сравнивают заборчики способами наложения и приложения (по выбору), показывают высокий (низкий) заборчик. Затем по просьбе воспитателя высокую елочку загораживают высоким заборчиком, а низкую — низким и еще раз сравнивают заборчики. Воспитатель следит за тем, чтобы при обозначении результатов сравнения дети пользовались словами выше, ниже. часть. Игровое упражнение «Покормим воробышков». Воспитатель ставит на стол картонный заборчик на подставке, в прорезях которого сидят воробьи (по количеству детей), и спрашивает: «Сколько воробьев сидит на заборе?» (Много.) Воспитатель предлагает покормить воробышков. Каждой птичке дети дают по одному зернышку. «Сколько зернышек вы дали птичкам? —интересуется воспитатель. — Что можно сказать о количестве воробышков и зернышек?» В конце игры дети под музыку имитируют действия воробышков: летают, клюют зернышки, прыгают. Воспитатель комментирует: «Воробышки летают —машем ручками, клюют —стучим пальчиками по полу, прыгают, смотрят направо (налево)». | Демонстрационный материал. Две елочки, контрастные по высоте; картонный заборчик на подставке, воробьи (по количеству детей). |
Занятие 21 | Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте (способами наложения и приложения), обозначать результаты сравнения словами высокий —низкий, выше —ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько — сколько. | часть. Дети вместе с воспитателем «отправляются» в магазин игрушек. Ребята рассматривают • орешек и по просьбе воспитателя сравнивают их по высоте, используя знакомые способы. Результаты сравнения обозначают словами выше. ниже. часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть пирамидки, сравнить их по высоте, используя знакомые способы, показать высокую (низкую) пирамидку Затем по очереди обращается к детям: «Какую по высоте пирамидку ты показываешь? Что можно сказать о высоте этой пирамидки по сравнению ^ другой пирамидкой?» часть. Игровое упражнение «Построим домики». Воспитатель га:л_е- детям карточки и подносы с геометрическими фигурами. Затем лает задания: «Какие фигуры у вас на подносах? Положите на карточки все квадраты. Сколько у вас квадратов? Какие фигуры нужно взять, чтобы построить крышу у домика? Положите треугольники на квадраты —на каждый квадрат один треугольник. Сколько ;• вас треугольников? А квадратов? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Сколько домиков вы сделали?* часть. Пода - «т-л-г игра - Поставь машину в гараж». На ковре по количеству детей построены гаражи. Воспитатель выясняет у детей, сколько построено гаражей, и предлагает поиграть с машинами. Де_и двигаются под музыку: катают машины по дорожках), останавливаются на светофоре. По окончании музыки они ставят машины в и|мжи а воспитатель выясняет: «Сколько у нас машин? Сколько гаражей: Что можно сказать о количестве машин и гаражей?» | Демонстрационный материал. Две контрастные по высоте матрешки (плоскостные изображения). |
Занятие 22 | Учить сравнивать ль-е неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше—меньше, столько—сколько. Совершенство аа~ь умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомым;; способами, обозначать результаты сравнения словами высокий—низкий, выше —ниже. | часть. Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок художника: «Кого нарисовал художник? Сколько снеговиков нарисовал художник? Что забыл нарисовать художник? (Носики-морковки.) Давайте поможем художнику». Вместе с детьми воспитатель раскладывает морковки (одному снеговику не хватает морковки), затем спрашивает: «Сколько снеговиков? Сколько морковок? У каждого снеговика есть морковка? Чего больше—снеговиков или морковок? Чего меньше — морковок или снеговиков? Как сделать, чтобы их стало поровну?» Дети вместе с воспитателем исправляют ошибку художника: докладывают носик-морковку. «Теперь у каждого снеговика есть морковка?—интересуется воспитатель.—Что можно сказать о количестве снеговиков и морковок?» часть. У каждого ребенка—карточка, 4 варежки со снежинками и 1 варежка без снежинки. Воспитатель дает задания: «Художник нарисовал и вырезал варежки, на которых он изобразил снежинки. Давайте разложим варежки на карточках. Сколько у вас варежек? А сколько снежинок на варежках? Какую ошибку допустил художник? Чего больше — варежек или снежинок? Чего меньше — снежинок или варежек? Как можно исправить ошибку художника?» Дети вместе с воспитателем уточняют способы уравнивания предметов и убирают варежку без снежинки. («Что можно теперь сказать о количестве варежек и снежинок? Мы исправили ошибку художника?») часть. Игровое упражнение «Поможем снеговикам собрать пирамидку». У детей по 2 пирамидки разной высоты. Воспитатель предлагает сравнить пирамидки по высоте знакомыми способами, показать высокую (низкую) пирамидку, а затем в один мешочек положить высокую пирамидку, а в другой —низкую. В конце занятия воспитатель уточняет у детей, какие пирамидки (по высоте) в мешочек какого цвета они положили. | Демонстрационный материал. Картинка с изображением 5 снеговиков без носиков-морковок, 5 морковок, 2 мешочка одинакового цвета. |
Занятие 23 | Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами натожиии н щривожения. обозначать результаты сравнения словами больше—метте. ста 1ько—сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | часть. Воспитатель загадывает загадку: Чипе лапки, Н1 лапках цап-царапки. Кто к нам пришел" Котята.} Давайте посадим котят в корзинки. (Дети выставлю:-:" на фланелеграфе корзинки и сажают в каждую корзинку по одному котенку.) Сколько у нас корзинок? Сколько котят? Что можно сказать о количестве корзинок и котят? (Ответы детей.» Посмотрите, котята вспрыгнули из корзинок, а один убежал. (Располагает котят пол корзинками.) Под каждой корзинкой сидит котенок? (Нет.) Чего больше — корзинок или котят? (Корзинок.) Чего меньше —котят или корзинок'1 (Котят.) Как сделать, чтобы корзинок и котят стало поровну ? Дети вместе с воспитателем обсуждают варианты установления равенства и делают так. чтобы корзинок и котят стало поровну. Воспитатель. По сколько теперь корзинок и котят? Теперь котят и корзинок поровну? (Ответы детей.) часть. Воспитатель читает стихотворение «Мишка косолапый...», а дети имитируют движения мишки. Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку поет. Влрт упала шишка прямо мишке в лоб, Мишка рассердился и ногою—топ! Не пойду я больше по лесу гулять! Не пойду я больше шишки собирать! Воспитатель. Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас мишек? Давайте угостим их конфетами. Воспитатель раздает детям конфеты (на одну меньше, чем мишек), которые дети раскладывают на нижней полоске карточки (под каждым мишкой). Воспитатель. Сколько мишек? Сколько конфет? У каждого мишки есть конфета? Чего больше—мишек или конфет? Чего меньше —конфет или мишек? Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну? Дети уравнивают количество конфет и мишек. часть. Подвижная игра «Найди такую же фигуру». На ковре разложены геометрические фигуры. Воспитатель. Какие фигуры вы видите? Чем они отличаются? Воспитатель предлагает детям взять с подноса по одной фигуре. Затем дети двигаются под музыку, а по окончании мелодии находят такие же фигуры на ковре и вместе с вопитателем обосновывают свой выбор. Игра повторяется 2—3 раза со сменой фигур. | Демонстрационныйматерши. Фланелеграф; контурные изображения котят и корзинок |
Занятие 24 | Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько — сколько, больше, меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. | часть. Воспитатель просит детей положить перед собой полоски-дорожки и показать длинную и короткую дорожки. Затем предлагает покатать машину по длинной (короткой) дорожке, называя ее длину. (Предварительно дети уточняют способы сравнения предметов по длине и последовательность действий.) Воспитатель расставляет на ковре высокие и низкие ворота и спрашивает: «Что можно сказать о высоте ворот? Покажите высокие ворота. Покажите низкие ворота». Воспитатель щкаинжт детям пролезть под высокими воротами и проползти пол гглжхжя Затем выясняет: «Что можно сказать о высоте красных ворюг то сравнению с высотой синих ворот?» часть. Игровое лражнение «.Автомобили и гаражи». Воспитатель = тял расставляет «гаражи» (стульчики). По сигналу воспитателя лет* лсл музыку начинают катать машины. Они передвигают ilx в п пиишм воспитателем направлении (поворот направо, налево, ловк do кругл). По окончании музыки дети ставят машины в «гаражи* «на стульчики). Игра повторяет: ? лз^ га:а Каждый раз воспитатель убирает или добавляет один «гараж», соопваа ситуацию неравенства групп предметов. Дети вместе с восшггзясжм иди пят варианты установления равенства. | Демонстрационный материал. Высокие красные и низкие синие ворота, стульчики (на один больше количества детей). |
Занятие 25 | Упражнять в сравнен» лвух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько —сколько, больше—меньше. Закреплять умешк различать и называть части суток: день, ночь. | часть. В осп и т - тел ь Пришла весна, из теплых стран прилетели птицы. (Прикрешвкт картинки с изображением птиц на фланеле- граф.) Сколько птичек лрилетело? Давайте покормим птичек зернышками. (Вызванные лети кладут каждой птичке зернышко.) Сколько птичек? Сколько зернвех? У каждой птички есть зернышко? Чего больше — птичек или зернышек? Чего меньше — зернышек или птичек? Как сделать так. чтобы птичек и зернышек стало поровну? Дети уравнивают групль.- предметов любым способом и результаты равенства обозначают соответствующими выражениями. часть. Игр:л.^- ситуация «Строим скворечники для птичек». Воспитатель раздает летям однополосные карточки и картинки с изображением скворечников. Воспитатель Сколько вас скворечников? (Много.) Могут ли птички попасть ь свои ломики? Почему? (Ответы детей.) Что нужно сделать, чтобы птички могли залететь в домики? (Сделать окошки.) Воспитатель раздает детям кружочки, из которых они делают окошки для домиков. Воспитатель. Во всех ли домиках вам удалось сделать окошки? Как сделать так, чтобы домиков и окошек стало поровну? (Ответы детей.) Дети уравнивают группы предметов. часть. Подвижная игра «День —ночь». В начале игры воспитатель выясняет, что дети делают днем (показывает картинку с изображением играющего ребенка) и что ночью (показывает картинку с изображением спящего ребенка). Затем поочередно включает то веселую мелодию, то колыбельную, называя время суток. Когда звучит веселая мелодия, дети бегают, прыгают и т.д., когда звучит колыбельная—они останавливаются и «засыпают». Игра повторяется 2—3 раза. | Демонстрсил:-.-.ж* jtcnepiuLi. Фланелеграф, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющего ребенка, картинка с изображением спяшего ребенка |
Занятие 26 | Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. | Игровая ситуация «Поможем героям сказок». часть. На фланелеграфе бычок—смоляной бочок, елочки. Воспитатель. Бычок —смоляной бочок заблудился и просит зверей — лягушку, мышку, зайчика, ворону — показать ему дорогу домой. Звери предлагают бычку сначала послушать, как они играют на музыкальных инструментах, и определить количество звуков —один или много. Воспитатель траст на ттгтыгдтмп г инструментах, а дети определяют количество звчхов- После мншшения задания звери выводят бычка из леса. Воспитатель рагтт картинки с изображением поросят, располагает две дорожки, лвию ■ короткую. Он предлагает детям помочь поросятам спрятаться or ■«■». Для этого они выясняют, какая дорожка длинная, какая коагш. а сравнивают их по длине знакомым способом. часть. Игровое упражнение ■ Закрой двери домика». Перед деть?.!.-: дза доуу.ка. Восгппатель предлагает детям закрыть домики двериам}? ммрцй ширины и пояснить свои действия. часть. Поляижная шра «Поросята и волк». Воспитатель ^скшивсг на пату домики с нарисованными на них геометрическиv - иту рачи Такие же фигуры (по одной) он раздает детям. Затем кто-нус:* да д детей выбирается на роль волка, и воспитатель объясняет правила игры. Они заключаются в том, что «поросята» под музыку (м;н*-дт..-;«е . : -т*:зождение из сказки «Три поросенка» (песенка трех поросят► бегажгг до комнате, а когда выходит волк, разбегаются по своим пвж Те» у кого в руках квадрат, бегут к домику с изображением киащрям.у им® треугольник — к домику с изображением треугольника, у наго круг—к ломику с кругом. Затем воспитатель проверяет, правильно ду дет*- зыбрали домики, и уточняет названия фигур. | Демонстрационный материал. Фланелеграф; картинки с изображением бычка, мышки, лягушки, зайца, вороны, поросят; 3—4 елочки; барабан, металлофон, дудочка; 2 дорожки разной длины, 2 домика; домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; аудиозапись песенки трех поросят |
Занятие 27 | Учить воспро4?зэоогтъ заданное количество предметов и звуков по образцу (бе: счеса и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры кр%т квадрат, треугольник. | Игровая ситуаднт • В гостях у Маши и Даши». I часть. Собираем для Маши и Даши. На фланелеграфе зьстожены бусы (круги). | Демонстрационный мштерши. Фланелеграф, 2 куклы, бусы, состоящие из трех бусинок одного дзета и величины, дудочка, квадрат синего цвета, квадрат красноте дзета. |
Занятие 28 | | | |
Занятие 29 | | | |
Занятие 30 | | | |
Занятие 31 | | | |
Занятие 32 | | | |
Занятие 33 | | | |
Занятие 34 | | | |