Факультатив по математике «Математика - царица наук»
Факультатив по математике «Математика - царица наук»
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика - царица наук» разработана на основе:
Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
Концепция модернизации Российского образования;
Концепция содержания непрерывного образования;
Положение о рабочей программе;
Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.
Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультатив по математике «Математика - царица наук»»
Министерство образования и науки.
Республика Дагестан
Ботлихский район
МКОУ «Ботлихская СОШ №1»
Факультатив по математике
«Математика - царица наук»
Разработчик:
Дибиров Магомеднаби Магомедович
Учитель математики
МКОУ «Ботлихская СОШ №1»
с. Ботлих
2018/19 уч.год.
Пояснительная записка
, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития школьника, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия школьника, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности школьника, укреплению психического здоровья. Она способствует развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого школьника на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
формирование усидчивости и терпения;
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Ценностные ориентиры
Одним из направлений в обучении учащихся является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Кроме этого для успешного усвоения предмета необходимо создать для учащихся ситуацию успеха: дать почувствовать, что они могут найти решение трудных задач. На первом этапе необходимо привить интерес к предмету математика, чему способствует факультатив «Как хорошо уметь считать». Тематика факультатива направлена, в первую очередь, на развитие логического мышления, развитие творческих способностей. Кроме этого, на факультативе рассматриваются вопросы, касающиеся исторического возникновения математики, материалы об ученых-математиках, приемы устного счета, запланированы занятия-игры, т.к. дети с большим энтузиазмом и спортивным интересом участвуют в таких играх-состязаниях.
Формы занятий.
Путешествия.
Семинары-практикумы.
Игры-состязания.
Олимпиады.
Планируемые результаты
Личностностные результаты:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой поступок совершить
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение факультативного курса «Математика - царица наук» выделяется 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Распределение учебного времени прохождения программного материала по факультативному курсу «Математика - царица наук».
№ п/п
Разделы и темы
Количество часов (уроков)
Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
Числа и операции над ними
1
Занимательные задачи
1
Учимся отгадывать ребусы
1
Сложение и вычитание путём округления чисел
1
Умножение двузначного числа на 11. Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на 1.
1
Умножение двузначных чисел, имеющих одинаковую цифру разряда десятков, и у которых цифры разряда единиц в сумме дают 10
1
Наглядная геометрия
1
Жизнь замечательных людей
1
Умножение чисел между 11и 19. Умножение на 20.
1
Симметрия фигур.
1
Умножение на 25. Умножение на 75. Умножение на 50.
1
Умножение на 9. Умножение на 5. Умножение на 99.
1
Арифметические фокусы, игры, головоломки
1
Умножение на 125. Умножение на 250.
1
Умножение на 750. Умножение на 999.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 5.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 05.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 15.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 25.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 75
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на 95.
1
Возведение в квадрат числа, оканчивающегося на125.
1
Возведение в квадрат числа между 10 и 19.
1
Возведение в квадрат числа между 20 и 29.
1
Возведение в квадрат числа между 30 и 39.
1
Возведение в квадрат числа между 40 и 49.
1
Возведение в квадрат числа между 50 и 59.
1
Возведение в квадрат числа между 60 и 69.
1
Возведение в квадрат числа между 70 и 79.
1
Возведение в квадрат числа между 80 и 89.
1
Возведение в квадрат числа между 90 и 99.
1
Возведение в квадрат числа между 100 и 109.
1
Возведение в квадрат числа от 10 и 99.
1
Подведение итогов
1
Итого:
34
При организации образовательного процесса используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением, комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность.
Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития школьника;
научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся;
реалистичность: усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.
системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
Основные виды деятельности учащихся:
работа в парах, в группах;
проектная деятельность
решение занимательных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
самостоятельная работа;
устное вычисления;
творческие работы.
Система ЗУН.
Уметь решать примеры-ребусы.
Знать историю возникновения математики.
Уметь использовать приемы устного счета
Знать гипотезы происхождения формы арабских цифр.
Знать ученых-математиков
Уметь записывать числа в различных нумерациях.
Знать приемы устного счета.
Уметь решать логические задачи с помощью таблиц.
Технические средства:
1.Классная магнитная доска.
2. Персональный компьютер с принтером.
3. Ксерокс.
Материально- техническое обеспечение
1. УМК по математике (занимательные задания), дополнительная литература.